Ликвидация учреждения

22

Вопрос

Ответьте пожалуйста на такой вопрос: ликвидация бюджетного учреждения начата с 01.10.2015, по состоянию на 05.05.2016 ликвидация не завершена и учреждению не достаточно средств на оплату госпошлины в размере 800 руб., может ли финорган выделить дополнительные бюджетные ассигнования сейчас на ликвидируемое учреждение?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса учреждение должно погашать задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 5, 6 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 19 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить долги, то оставшаяся задолженность погашается вышестоящим учреждением (учредителем, главным распорядителем бюджетных средств) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 г. № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ). Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Финансовое обеспечение бюджетному учреждению может предоставляться в виде:

субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг и выполнением работ в соответствии с госзаданием;

субсидий на иные цели;

лимитов бюджетных обязательств – когда учреждение осуществляет полномочия органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед гражданами, подлежащими исполнению в денежной форме.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, части 3.13 статьи 2, части 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктах 5, 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Таким образом, финорган не может выделить дополнительные бюджетные ассигнования на ликвидируемое учреждение.

Обоснование
 

Из постановления правительства РФ от 26.07.2010 № 539

Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений

«V. Ликвидация федеральных учреждений

29. Ликвидационная комиссия:

а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;*

б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 30 настоящего Порядка), представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;*

г) осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как учредителю отразить в бюджетном учете предоставление финансового обеспечения подведомственным бюджетным (автономным) учреждениям

Порядок отражения в учете операций, связанных с предоставлением финансового обеспечения подведомственным бюджетным (автономным) учреждениям, зависит от того, в какой форме оно предоставляется.

Формы финансового обеспечения

Финансовое обеспечение может предоставляться в виде:

субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг и выполнением работ в соответствии с госзаданием;

субсидий на иные цели;

лимитов бюджетных обязательств – когда учреждение осуществляет полномочия органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед гражданами, подлежащими исполнению в денежной форме.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, части 3.13 статьи 2, части 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктах 56 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.*

Из рекомендации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить налоги при ликвидации учреждения

При ликвидации возникают текущие расходы, непосредственно связанные с проведением этой процедуры. После того как эти расходы оплачены, остальные требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;

зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;

расчеты по обязательным платежам в бюджет;

расчеты с другими кредиторами.

При этом расчеты по обязательным платежам в бюджет и расчеты с другими кредиторами должны быть произведены по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.*

Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, пункте 5 статьи 19 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, части 1 статьи 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

В период ликвидации государственного (муниципального) учреждения назначается ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФп. 3 ст. 18 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 13 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). К ней переходят полномочия по управлению делами учреждения (п. 4 ст. 62 ГК РФп. 4 ст. 18 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемое учреждение перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Ситуация: нужно ли вышестоящему учреждению (учредителю, главному распорядителю бюджетных средств) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам) за подведомственное учреждение. Учреждение ликвидируется и не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается вышестоящим учреждением (учредителем, главным распорядителем бюджетных средств) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Ответ на вопрос, несет вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) субсидиарную ответственность или нет, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, при недостаточности денежных средств у казенных учреждений субсидиарную ответственность по их обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФподп. 12.1 п. 1 ст. 158п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗп. 3 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 56 ст. 123.22 ГК РФ). Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения (его учредитель). Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.*

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) ликвидируемого учреждения, представлен в таблице. О порядке представления налоговых деклараций при ликвидации см. Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации учреждения.

Ситуация: в какие сроки нужно платить налоги ликвидируемому учреждению

При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.

В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные налоговым законодательством сроки. Это касается в том числе и уплаты налогов (штрафов, пеней), начисленных по результатам выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина России от 11 апреля 2000 г. № 04-01-10).

В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 56 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 19 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 12 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.*

После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество, а также имущество, на которое не может быть обращено взыскание, передается собственнику соответствующего имущества (учредителю) (п. 4 ст. 20 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Если в этот период у учреждения возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее учреждение должно до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если учреждение проводило облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемое учреждение перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФписьмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-02-07/1/57). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес учреждения требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать учреждению в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗопределение ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № ВАС-5652/09, постановления ФАС Поволжского округа от 9 февраля 2010 г. № А49-6011/2009от 28 января 2010 г. № А12-12057/2009Центрального округа от 23 сентября 2009 г. № А64-1381/09Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № А19-13065/04-27-39-Ф02-1583/06-С2).

В бесспорном порядке (инкассовыми поручениями) налоговая инспекция не может списывать со счета ликвидируемого учреждения суммы налогов, пеней и штрафов. В арбитражной практике есть судебные решения, которые признают, что такие действия нарушают права и учреждения, и его кредиторов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 октября 2012 г. № Ф09-9497/12).

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль