Внутренний аудит

395

Вопрос

В Централизованной бухгалтерии Управления образования по результатам внешней проверки выявлены нарушения в части внутреннего финансового аудита (аудит отсутствует). Ссылку делают на Бюджетный кодекс и Постановление Правительства Хабаровского края от 12.02.2014 № 33-пр (в ред.21.03.2016 № 64-пр). Правомерно ли это замечание и какими силами вообще должен проводится это аудит? Какие должностные лица бухгалтерии имеют право проводить внутренний финансовый аудит? Является ли внутренний финансовый аудит обязанностью работников бухгалтерии? И как правильно организовать этот самый аудит?С уважением Бугай ЕВ.Спасибо.

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 06.05.2016«

ксперт

Действия проверяющих правомерны. Отсутствие внутреннего финансового аудита является нарушением в системе внутреннего контроля. Санкций за его отсутствие законодательством не установлено. Но если вы проигнорируете предписание проверяющих и не организуете внутреннюю систему контроля в учреждении, то вам грозит административная ответственность.

При создании системы внутреннего финансового аудита учреждение может выбирать следующие варианты:

Состав проверяющих зависит от организации контрольной системы и распределения контрольных функций. В него могут входить:

Подробнее о выборе оптимальной организационной структуры см. Как организовать деятельность сотрудников внутреннего контроля.

Главбух советует: Принятое решение целесообразно согласовать с учредителем.

Связано это с тем, что такие органы также обязаны организовать свою систему контроля над учреждением.

Такое требование в отношении бюджетных и казенных учреждений установлено частью 5.1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. А в отношении автономных учреждений – частью 3.23 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. В идеальных условиях система контроля учреждения должна дополнять систему контроля вышестоящего ведомства.

Разработка документов, которые регламентируют систему внутреннего контроля, – это не самоцель. Главное, чтобы система действовала эффективно, достигала поставленных целей и своевременно реагировала на изменяющиеся условия деятельности учреждения или подстраивалась под них.

Однако чем подробнее будет описана система внутреннего финансового контроля в нормативных актах учреждения, тем более слаженно будут действовать проверяющие сотрудники. К тому же учетная политика учреждения обязана включать порядок внутреннего финансового контроля (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Этот порядок можно оформить как в виде раздела в рамках учетной политики, так и отдельным локальным актом. Например, в виде самостоятельного Положения о внутреннем контроле. Этот документ будет являться приложением к приказу об учетной политике.

В положение можно вносить любую информацию, связанную с организацией системы контроля, в том числе график проведения внутренних плановых проверок в учреждении.

Подробнее о том, как составить нормативный акт учреждения, регламентирующий порядок внутреннего контроля, см. Как разработать Положение о внутреннем контроле.

Субъекты и объекты контроля

Состав субъектов внутреннего контроля (т. е. состав проверяющих) зависит от организации контрольной системы и распределения контрольных функций. В него могут входить:

  • распределить контрольные функции между сотрудниками (подразделениями);
  • создать функциональную комиссию (или несколько комиссий) для проведения проверок;
  • создать специальное подразделение внутреннего контроля (службу внутреннего аудита, ревизионный отдел);
  • ввести штатную единицу ревизора (внутреннего аудитора);
  • привлечь независимого консультанта (аудитора) на договорной основе.

    Подробный порядок организации внутреннего аудита приведен далее.

    При организации аудита своими силами в состав комиссии могут входить любые сотрудники бухгалтерии. Однако, в состав этой комиссии должны входить сотрудники различных подразделений. Только сотрудники бухгалтерии входить в состав комиссии не могут.

    Обоснование

    Из рекомендации

    Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

    дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

    Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

    Нормативная база внутреннего контроля

    Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

    Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать только те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, новые положения законодательства требуют организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

    Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    В настоящее время для государственных (муниципальных) учреждений отсутствует определение термина «система внутреннего контроля». Поэтому можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».

    Законодательством о бухучете «не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012). Следовательно, учреждение вправе разработать собственную систему контроля, утвердив ее любым способом.

    Вместе с тем, учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:

    Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-10-08/2347). Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:

    Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, учреждение заинтересовано провести самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Казначейство России.

    Внимание: контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    При организации системы внутреннего контроля учреждениям нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

    Кстати, для некоторых госорганов специальные стандарты внутреннего и ведомственного контроля (аудита) уже разработаны. Например, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России нужно руководствоваться стандартами, утвержденными приказом Казначейства России от 29 июня 2011 г. № 253.

    Организация системы внутреннего контроля

    Построение организационно-штатной структуры системы контроля зависит от типов и методов контроля, выбранных учреждением для применения, от фактического объема задач, а также от множества иных специфических условий деятельности учреждения.

    Каким образом будет организован внутренний контроль, решает само учреждение.

    Необходимо лишь придерживаться элементарной целесообразности и сопоставлять затраты на контроль с полученным результатом.

    При этом нужно учитывать, что все сотрудники учреждения в соответствии с полномочиями и функциями принимают участие в мероприятиях внутреннего контроля. Контрольные процедуры в той или иной мере проходят постоянно на всех уровнях и во всех подразделениях в рамках текущей хозяйственной деятельности. Поэтому максимальный эффект система внутреннего контроля приносит, когда налажена прочная взаимосвязь всех ее элементов:

    Такой перечень элементов системы приведен в приложении № 2 к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

    На практике при создании системы внутреннего финансового контроля учреждение может выбирать следующие варианты:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • сотрудники учреждения на всех уровнях;
  • подразделение внутреннего контроля;
  • штатный ревизор (аудитор);
  • комиссия по проведению проверок;
  • независимый консультант (аудитор).

Перечень контрольных мероприятий и предмет проверок (т. е. объекты контроля) учреждение формирует самостоятельно исходя из актуальности текущих задач, стоящих перед внутренними ревизорами. Например, можно проверять следующие вопросы:

  • целевое и эффективное использование средств финансового обеспечения;
  • операции по приносящей доход деятельности;
  • сметные и плановые документы (план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетная смета, нормы расходов, расчет плановой и нормативной себестоимости);
  • соблюдение правил бухгалтерского и бюджетного учета при отражении объектов учета различных видов;
  • оформление первичных документов и отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухучета;
  • операции с наличными и безналичными денежными средствами;
  • документы по организации учета, составления и представления отчетности (например, учетная политика, Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, Положение об инвентаризационной комиссии);
  • исполнение договоров и контрактов;
  • достоверность показателей объемов выполненных работ (оказанных услуг), которые отражены в плановых документах и отчетности;
  • соответствие данных бухгалтерской, бюджетной, статистической, налоговой и иной отчетности данным учета;
  • материальные ценности учреждения (полнота оприходования, сохранность и фактическое наличие по данным инвентаризации);
  • обязательства учреждения (наличие, причины образования, своевременность погашения задолженности);
  • расчеты с подотчетными лицами;
  • трудовые отношения с сотрудниками учреждения (порядок оформления приказов, правила начисления зарплаты, назначения пособий, соблюдение норм трудового законодательства).

Результаты контроля

По итогам практически любого мероприятия предварительного или текущего контроля можно составить протокол проведения внутренней проверки или написать служебную записку. К протоколу (записке) приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты обследования в ходе текущего контроля оформите в виде заключения (ч. 4 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

Результаты ревизии и проверки (в рамках последующего контроля) оформите в виде акта (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ). Акт составьте в произвольной форме.

Сотрудники учреждения, которые допустили ошибки, искажения и нарушения, должны представить руководителю письменные объяснения. Объяснительные также можно признать оформлением результатов контрольных мероприятий.

Также при формировании пояснительных записок к годовой бухгалтерской отчетности (ф. 0503760) и к бюджетной отчетности учреждения (ф. 0503160) необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В указанной таблице нужно отразить информацию о результатах контрольных мероприятий, которые были проведены в отчетном периоде, а также меры, принятые для устранения выявленных нарушений.

Такие правила определены в пункте 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, пункте 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

Подробнее об оформлении результатов контрольных мероприятий см. Как оформить результаты проверки.

Ответственность

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако в рамках внутреннего государственного контроля финорган имеет право изучить в том числе и систему внутреннего контроля учреждения. Это косвенно следует из положений пункта 69 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н, пункта 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.

Таким образом, контролеры в своем предписании или в представлении, составленном по результатам проверки, могут указать на нарушения в системе внутреннего контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность.

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как организовать деятельность сотрудников внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля

Создание отдельного постоянно действующего подразделения – это самый затратный и трудоемкий способ организации системы контроля. Кроме того, для учреждения средней величины этот способ, как правило, связан с необходимостью перераспределения штатных единиц за счет других подразделений. А в относительно небольших учреждениях создание полноценной службы фактически невозможно по причине нормативов численности.

Преимущество специализированной службы – это постоянный, систематический и максимально сплошной контроль. Такой уровень контрольных мероприятий очень эффективен и дает наибольшие результаты.

Службу внутреннего контроля целесообразно создавать в учреждении:

  • когда большой объем хозяйственной деятельности требует постоянного и систематического контроля;
  • когда эффект от контрольных мероприятий настолько высок, что экономически целесообразно привлечь к ним постоянно действующее подразделение;
  • если внутренние и внешние риски учреждения настолько высоки, что необходимость их предотвращения делает оправданными относительно большие затраты на постоянно действующее контрольное подразделение;
  • если специфика деятельности учреждения требует систематического повторения однотипных контрольных мероприятий, повышение качества которых зависит от накопления и передачи специальных знаний, навыков и опыта.

Решение о создании службы принимает руководитель учреждения. Для полного документального оформления такого решения необходимо:

  • издать приказ о создании службы и об изменениях в штатном расписании;
  • разработать и утвердить структуру подразделения отдельным приказом или в рамках приказа о создании службы;
  • разработать положение, в котором следует установить права, обязанности и задачи службы;
  • утвердить должностные инструкции сотрудников.

Функции, права, обязанности, ответственность и порядок работы службы учреждение может прописать как в отдельном разделе Положения о внутреннем контроле, так и в самостоятельном внутреннем документе – Положении о службе внутреннего контроля.

Приказом об изменении штатного расписания в состав бухгалтерии может быть включена особая структурная единица – служба внутреннего контроля. В этом случае руководитель службы будет подчиняться главному бухгалтеру.

Также служба может быть самостоятельным подразделением и подчиняться непосредственно руководителю учреждения или по его поручению одному из его профильных заместителей.

Штатная численность службы внутреннего контроля зависит от размера учреждения и вида услуг (работ), которые оказывает учреждение. Влияют на численность также возложенные на службу функции и состояние контрольной среды.

Несмотря на то что служба специализируется только на контроле, нельзя поручать ей проведение абсолютно всех контрольных мероприятий. Однако на подразделение целесообразно возложить ответственность и принятие решений по результатам всей контрольной деятельности учреждения. То есть служба должна:

  • самостоятельно проводить все типы контроля (предварительный, текущий, последующий);
  • выполнять методологическое обеспечение всей системы контроля учреждения;
  • координировать контрольную деятельность сотрудников (подразделений) учреждения;
  • проводить оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • анализировать результаты всех контрольных процедур;
  • отчитываться о проделанной работе и предлагать варианты решений руководителю учреждения.

Контрольная среда очень сильно воздействует на эффективность деятельности службы внутреннего контроля. Сотрудники учреждения должны добровольно принимать участие в контрольной деятельности. Обо всех фактах нарушения законодательства или нанесения ущерба они должны сообщать службе внутреннего контроля. Кроме того, начальник службы должен иметь право привлекать к контрольным процедурам специалистов других подразделений.

На практике служба внутреннего контроля приобретает следующие права:

  • получать от сотрудников учреждения, включая руководителя, любые необходимые документы (приказы, распоряжения, контракты, бухгалтерскую и бюджетную отчетность, финансовые, учредительные документы и т. д.);
  • требовать от сотрудников учреждения справки, расчеты и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок;
  • входить в любые производственные и служебные помещения и обследовать их в рамках мероприятий контроля;
  • опечатывать помещения, склады и архивы;
  • при обнаружении злоупотреблений изымать необходимые документы с составлением описи изъятого;
  • изучать учредительные и распорядительные документы, переписку с вышестоящими учреждениями, другими юридическими, физическими лицами (жалобы и заявления);
  • привлекать специалистов других подразделений с разрешения их непосредственного руководителя для решения задач внутреннего контроля;
  • выдавать указания и распоряжения об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения;
  • иные права, которые обусловлены спецификой учреждения.

Штатный ревизор

Организация системы контроля с помощью штатного ревизора по сути ничем не отличается от варианта с созданием службы. Ревизор (внутренний аудитор) может иметь те же права и обязанности, что и служба внутреннего контроля.

Штатный ревизор сможет вести постоянную и систематическую контрольную деятельность. Вместе с тем, расходы на ревизора значительно ниже, чем расходы на целое подразделение. Минусом является то, что возможности одного сотрудника не сопоставимы с возможностями целого подразделения (даже с маленькой численностью). Однако для небольших учреждений с ограниченным объемом задач такой способ организации наиболее оптимален.

Таким образом, должность ревизора (внутреннего аудитора) вводите, если:

  • уровень рисков учреждения требует постоянного и систематического контроля;
  • объем контрольных мероприятий соответствует трудозатратам одной штатной единицы;
  • эффект от контрольных мероприятий не оправдывает затраты на содержание целого подразделения.

Если руководитель учреждения принял решение ввести должность штатного ревизора, то необходимо изменить штатное расписание и разработать должностную инструкцию.

Комиссия по проведению внутренних проверок

Проведение проверок и ревизий с помощью комиссии получило широкое распространение на практике. Связано это с тем, что функциональная комиссия позволяет лучше управлять затратами на контрольную деятельность. Количество членов комиссии можно увеличивать или снижать по мере необходимости. В любой момент можно изменить квалификационный состав контролеров исходя из текущих задач. В комиссию можно включить сотрудников, которые обладают профессиональными знаниями по вопросам текущей проверки: юристов, сотрудников финансового отдела, бухгалтерии, отдела материального обеспечения и иных заинтересованных подразделений. Председателем комиссии может быть один из заместителей руководителя учреждения, что автоматически обеспечит более высокий статус контрольных процедур.

Комиссия может действовать как на постоянной основе, так и создаваться на период проведения контрольных мероприятий. Состав и порядок действия комиссии руководитель учреждения утверждает приказом.

Обычно утверждать отдельное Положение о контрольной комиссии не требуется, так как все функции, права, обязанности и порядок проведения контрольных процедур можно подробно прописать в Положении о внутреннем контроле.

Однако такой способ организации имеет определенные недостатки. Комиссию невозможно привлекать к систематическим (ежедневным) контрольным процедурам в качестве постоянного контрольного органа. Особенно это относится к мероприятиям предварительного и текущего контроля. Например, комиссия не в состоянии проверять законность кассовых операций за день и утверждать отчет кассира. Также она не может проверять правильность бухгалтерских проводок перед отражением первичных документов в информационной системе или участвовать в согласовании документов в рамках текущего документооборота.

Правда, в небольшом учреждении предварительный и текущий контроль можно перераспределить между руководителями различного уровня, главным бухгалтером и другими сотрудниками. А комиссии поручить единовременные ревизии различных участков. То есть возложить на комиссию все процедуры последующего контроля.

Стоит отметить, что в отдельных случаях участие комиссии в предварительном контроле уместно и даже предусмотрено законодательством. Так, Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ определено, что учреждение перед заключением контракта обязано создать комиссию, чтобы определить поставщика. Утверждение решения или согласование решения комиссией относится к методам предварительного контроля как санкционирование.

Независимый аудитор

Привлечение внешнего консультанта или аудитора (аудиторской фирмы) поможет в первую очередь обеспечить независимость контроля. Кроме того, контрольные процедуры в учреждении будут выполнены с применением стандартных, апробированных на практике подходов профессиональных аудиторов.

Опираться на аудиторскую фирму при организации системы контроля учреждения целесообразно в следующих случаях:

  • у учреждения нет возможности выделить собственные трудовые ресурсы для проведения проверок, но достаточно финансовых средств;
  • руководитель учреждения заинтересован в независимости заключения по результатам контроля;
  • затраты на создание и содержание службы внутреннего контроля (комиссии, штатного ревизора) превышают стоимость привлечения независимого аудитора;
  • уровня профессионализма сотрудников учреждения недостаточно для реализации контрольных процедур.

Участие внешнего аудитора возможно только в мероприятиях последующего контроля. Чтобы вести предварительный или текущий контроль, проверяющий должен быть связан с учреждением трудовыми отношениями и нести другой характер ответственности за качество контрольных процедур. Фактически организация системы контроля с помощью независимого аудитора аналогична по своим характеристикам созданию контрольной комиссии.

Чтобы привлечь к внутреннему контролю в учреждении независимого консультанта, заключите договор. Это может быть договор как с индивидуальным аудитором, так и с аудиторской организацией. Такой вывод следует из части 2 статьи 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Внимание: С 1 января 2010 года аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Это следует из положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В договоре укажите:

  • права и обязанности независимого консультанта;
  • все условия проведения проверки;
  • требования к ее результатам.

В том случае, если учреждению не требуется стандартное аудиторское заключение, целесообразно согласовать методы и условия проверки. Например, если предметом договора является только проверка кассовых операций за определенный период, то укажите шаг выборки. Также закрепите ответственность за снижение качества контрольных процедур и допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

В Положении о системе контроля укажите порядок и случаи привлечения внешнего аудитора, а также перечень вопросов, к проверке которых он привлекается. Закрепите также порядок использования в деятельности учреждения полученных результатов проверок (аудиторских заключений).

Перераспределение контрольных функций

Распределение контрольных функций между сотрудниками, которые основное время заняты выполнением других обязанностей, по факту применяется в каждом учреждении. Такой контроль и самоконтроль происходят постоянно:

  • в ходе надзора руководителей над подчиненными;
  • в процессе согласования текущего документооборота.

Продуманная система принятия и согласования решений может применяться в дополнение к любому из вышеуказанных способов организации системы контроля. Правильное распределение контрольных функций и полномочий может способствовать снижению прямых затрат на проведение контрольных мероприятий.

Однако перераспределение контрольных функций в качестве самостоятельного способа организации системы контроля может применяться только в небольших учреждениях, в которых внутренний финансовый контроль ведут ревизоры (аудиторы) ГРБС (РБС).

Дополнительно по теме вопроса:

Из рекомендации: Как оформить результаты внутреннего контроля

Из рекомендации: Как разработать положение о внутреннем контроле



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль