Резерв на оплату отпусков

37

Вопрос

Вопрос такой. Согласно инструкции мы создаем резерв на оплату отпусков. Но отдельных средств для создания резерва нам не выделяют. Получается мы искусственно его создаем, при этом нет ни ассигнований, ни лимитов. Как быть?

Ответ

Отвечает Лидия Меркутова, эксперт

Вы правы, в общем случае учреждение имеет право, но не обязано создавать резервы. Но если на это есть прямое распоряжение учредителя, то резерв сформируйте.

Но резерв на оплату отпусков безопаснее сформировать. Это советуют сделать специалисты профильных ведомств.

Объясняется это тем, что информация об обязанности предоставить работнику денежные средства на оплату отпусков относится к объектам бухгалтерского (бюджетного) учета и подлежит регистрации в регистрах бухгалтерского учета. Более подробно информация о необходимости создания резервов изложена в приведенном далее Письме Минфина.

Вы правы, на создание резерва не выделяются ни ассигнования, ни ЛБО. Фактически данная информация необходима для оценки возможной задолженности перед работниками.

Обоснование
 

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете

Резерв на оплату отпусков безопаснее сформировать. Это советуют сделать специалисты профильных ведомств. Решение о создании остальных резервов принимайте самостоятельно. Но если есть прямое распоряжение учредителя на создание определенного резерва, то сформируйте и его. Давайте разбираться.

В Инструкции к Единому плану счетов № 157н приведен счет 401.60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Но в ней нет прямых указаний, что учреждения обязаны формировать в бухучете резервы (в т. ч. на оплату отпусков). То есть это право учреждения, а не обязанность. Более того, в пункте 302 данной инструкции сказано, что учреждение может не создавать резервы. Но только если расходы, которые относятся к будущим периодам, вы отражаете на одноименном счете 401.50.

Зачастую учредители (ГРБС) настаивают на формировании резервов. Поэтому, если до вас довели такое распоряжение, резервы создайте.

А вот резерв на оплату отпусков лучше сформировать, даже если учредитель не настаивает на этом. Такой позиции придерживаются специалисты профильных ведомств в частных разъяснениях. Это нужно, чтобы зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые пока не определены по времени исполнения.

Формировать резервы можно по любому виду деятельности, независимо от источников финансирования (КФО 1, 2, 4, 5, 7). Ограничений на этот счет инструкция не содержит. Проводки смотрите в таблицах для:

О создании резерва по КФО 5 стоит сказать отдельно. В некоторых учреждениях решают создать резерв по этому КФО, чтобы учредитель не отозвал не использованные на конец года средства. Но это заблуждение. Ведь, несмотря на то, включены средства в резерв или нет, остаток все равно придется вернуть в бюджет. Исключение, конечно, если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей.

Порядок формирования резервов установите в своей учетной политике самостоятельно (см. образец). Сделайте это исходя из особенностей деятельности учреждения. В частности, надо решить:

  • какие резервы в учете необходимы;
  • как оценивать созданные резервы;
  • когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;
  • прочие вопросы (в т. ч. аналитику счета 401.60, применять или не применять резервы в бухучете).

Проводки для отражения резервов можно посмотреть в таблицах: для казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Такой порядок следует из пунктов 6, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснен в письмах Минфина России от 14 января 2016 г. № 02-07-10/604, от 31 октября 2014 г. № 02-07-10/55586.

О том, как отразить в учете отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов, см.:
Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства;
Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства.

О создании резервов в налоговом учете см. здесь.

Пример формирования и использования в бухучете резерва на оплату отпусков

Бюджетное учреждение «Альфа» создает в бухучете резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время. Учреждение в учетной политике для целей бухучета установило следующий порядок расчета оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков:

1. Оценочное обязательство на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам (по данным кадрового учета).

2. Резерв на оплату отпусков рассчитывается в целом по учреждению:
Резерв отпусков = К × ЗПср, где

  • К – общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета;
  • ЗПср – среднедневная зарплата по всем сотрудникам учреждения в целом.


3. Сумма резерва по страховым взносам рассчитывается аналогично резерву на оплату отпусков в целом по учреждению:
Резерв стр. взн. = К × ЗПср × С,

где С – ставка страховых взносов.
Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование рассчитываются по общим тарифам.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в учреждении отсутствуют сотрудники, за которыми числились неиспользованные дни отпусков за предыдущие годы. Поэтому на 31 декабря 2015 года величина оценочного обязательства на оплату отпусков равна нулю.

По данным кадровой службы на 31 марта 2016 года число заработанных отпускных дней всеми сотрудниками учреждения составляет 37 дней.

Средний дневной заработок в учреждении за период с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года равен 1580 руб.

Резерв за I квартал рассчитывается с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 30 процентов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

На 31 марта 2016 года бухгалтер «Альфы» рассчитал величину резервов следующим образом:

1. По выплатам работникам:
37 дн. × 1580 руб. = 58 460 руб.

2. По страховым взносам:
58 460 руб. × (30% + 0,2%) = 17 654,92 руб.

31 марта в учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Сформирован резерв на оплату отпусков сотрудников учреждения за фактически отработанное время:
– по выплатам работникам 4.401.20.211 4.401.61.211 58 460
– по страховым взносам 4.401.20.213 4.401.61.213 17 654,92
2. Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва:
– по выплатам работникам 4.506.90.211 4.502.99.211 58 460
– по страховым взносам 4.506.90.213 4.502.99.213 17 654,92

В апреле 2016 года сотруднику учреждения «Альфа» А.С. Кондратьеву был предоставлен основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска – 10 календарных дней (с 13 по 22 апреля).

За расчетный период – с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года – Кондратьеву начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

Средний дневной заработок Кондратьева составил:
60 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 171 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных равна:
171 руб./дн. × 10 дн. = 1710 руб.

Страховые взносы с суммы отпускных составили:

– в ПФР – 376,20 руб. (1710 руб. × 22%);

– в ФСС России – 49,59 руб. (1710 руб. × 2,9%);

– в ФФОМС – 87,21 руб. (1710 руб. × 5,1%).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с суммы отпускных:

1710 руб. × 0,2% = 3,42 руб.

В бухучете бухгалтер списал расходы на оплату отпусков за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в расходы текущего месяца включены не были. В учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Начислены отпускные сотруднику за счет резерва 4.401.61.211 4.302.11.730 1710
2. Начислены обязательные страховые взносы за счет средств созданного резерва:
– на социальное страхование 4.401.61.213 4.303.02.730 49,59
– на медицинское страхование 4.401.61.213 4.303.07.730 87,21
– на пенсионное страхование 4.401.61.213 4.303.10.730 376,20
3. Начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 4.401.61.213 4.303.06.730 3,42
4. Уменьшен размер резерва:
– на сумму начисленных отпускных Методом «красное сторно» 1710
4.506.90.211 4.502.99.211
– на сумму начисленных взносов Методом «красное сторно» 516,42
4.506.90.213 4.502.99.213
5. Принято обязательство текущего года за счет средств созданного резерва:
– по выплате отпускных сотруднику 4.506.10.211 4.502.11.211 1710
– по перечислению страховых взносов 4.506.10.213 4.502.11.213 516,42

Из рекомендации «Как организовать ведение бухучета»

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.01.2016 № 02-07-10/604 «О формировании резервов на оплату отпусков в бухгалтерском учете организации государственного сектора»

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо о необходимости формирования показателей на счете 040160000 "Резервы предстоящих расходов" и сообщает. Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2013* № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 06.12.2011".

Согласно положениям статьи 5 Закона № 402-ФЗ к объектам бухгалтерского учета относятся в том числе факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Обязанность предоставить работнику (служащему) ежегодный оплачиваемый отпуск или выплатить при увольнении работника (служащего) денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска установлена Трудовым кодексом Российской Федерации и (или) иными федеральными законами (нормативными правовыми актами), устанавливающими право работников (служащих) на оплату отпуска или его компенсацию при увольнении.

С учетом изложенного информация в денежном измерении об обязанности предоставить физическому лицу средства из бюджета соответствующего публично-правового образования в оплату отработанного им в текущем финансовом году периода, дающего право на оплачиваемый отпуск или его денежную компенсацию, относится к объектам бухгалтерского (бюджетного) учета и подлежит регистрации в регистрах бухгалтерского учета, при этом пропуски или изъятия информации не допускаются.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора формирования резервов предстоящих расходов на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Согласно положениям пункта 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Согласно пункту 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в том числе предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на счете 040160000 "Резервы предстоящих расходов".Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

При этом обращаем внимание, что порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Постановление № 922). Согласно пункту 2 Постановления № 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

С учетом изложенного, по мнению Департамента, формирование резервов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат.

Рекомендации по порядку отражения в бюджетном учете операций по формированию резерва и его использованию доведены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 "О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами"



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль