Учет подарков

25

Вопрос

Уважаемый эксперт! Бюджетное учреждение приобрело картину по договору купли-продажи для вручения на Юбилей другому бюджетному учреждению. Картина оприходована на счет 07 Призы. После вручения, списана с данного счета, согласно Акта списания мат.запасов (ф. ОКУД 0504230). Необходим ли для списания картины приказ учреждения? На основании каких документов оприходовать картину в качестве основного средства во втором учреждении?

Ответ

Отвечает Нина Бешнова, эксперт
При вручении подарка учреждению нужно заключить договор дарения. При этом, если стоимость подарка превышает 3000 руб., нужно оформить письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно.

Так как унифицированных форм для оформления дарения подарков не установлено, учреждение должно закрепить в учетной политике порядок и документальное оформление вручения подарков. Такими документами, например, могут быть приказ руководителя, акт вручения, составленный лицом, ответственным за вручение подарка.

Принимающая сторона должна оприходовать полученный подарок в составе нефинансовых активов на основании договора, акта.

Обоснование
 

Из рекомендации
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении канцтовары

Как учитывать канцтовары, которые дарят

Ситуация: как отразить в бухучете приобретение канцтоваров, предназначенных для вручения организациям (гражданам) в качестве ценных подарков во время проведения официальных мероприятий

При вручении канцтоваров в качестве ценных подарков организациям (гражданам) нужно заключить договор дарения. При этом, если стоимость подарка превышает 3000 руб., нужно оформить письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Такой порядок следует из статей 574, 575 Гражданского кодекса РФ.

Ценные подарки учтите на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения (п. 345 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Расходы на приобретение канцтоваров оплачивайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А в бухучете отразите их по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Такой порядок следует из разделов III и V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Порядок отражения в бухучете приобретения канцтоваров для вручения во время проведения официальных мероприятий зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Приобретение канцтоваров для вручения во время проведения официальных мероприятий отразите проводками:

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.302.91.730
– отражены расходы на приобретение канцтоваров, предназначенных для вручения организациям (гражданам) в качестве ценных подарков во время проведения официальных мероприятий (без НДС);

Дебет 0.210.12.560 Кредит 0.302.91.730
– отражен входной НДС по приобретенным канцтоварам;

Увеличение забалансового счета 07
– отражены за балансом канцтовары, предназначенные для вручения организациям (гражданам) в качестве ценных подарков во время проведения официальных мероприятий.

Такой порядок установлен пунктами 112, 128 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 210.10, 302.00, 401.20, забалансовый счет 07).

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173

Об оформлении первичных учетных документов при вручении ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий организаций государственного сектора.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу оформления первичных учетных документов на вручение ценного подарка и сообщает.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Согласно пункту 7 Инструкции N 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти. При этом формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов, устанавливаются актами субъекта учета при формировании своей учетной политики и должны содержать обязательные реквизиты, установленные данным пунктом.

До 2015 года унифицированные формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора были установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н).

При формировании учетной политики субъекта учета начиная с 2015 года применяются унифицированные формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора, установленные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).

При этом унифицированная форма первичного учетного документа для оформления дарения ценных подарков, сувениров и призов ни Приказом N 173н, ни Приказом N 52н не установлена.

Учитывая изложенное, порядок осуществления вручения ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий, по мнению Департамента, необходимо регламентировать актами учреждения.

При этом порядок оформления и формы первичных учетных документов при вручении ценных подарков, сувениров и призов устанавливаются субъектом учета при формировании своей учетной политики с соблюдением требований, установленных пунктами 7, 8 Инструкции N 157н.

Для оформления внутреннего перемещения материальных ценностей, в том числе ценных подарков, сувениров и призов для целей дарения, между материально ответственными (ответственными) лицами учреждения, в том числе при передаче работнику (сотруднику) учреждения, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия, Приказом N 173н (Приказом N 52н) предусмотрено требование-накладная (ф. 0315006) или иной документ, установленный субъектом учета при формировании своей учетной политики (с 2015 года требование-накладная (ф. 0504204), накладная на внутреннее перемещение объекта нефинансовых активов (ф. 0504102)).

При этом подписание документов о вручении подарка лицами, ими награжденными, обычаями делового (протокольного) оборота, как правило, не предусматривается ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола.

Таким образом, по мнению Департамента, при осуществлении вручения ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий целесообразно по факту их вручения ответственными лицами за вручение составлять акт вручения по форме, установленной субъектом учета при формировании своей учетной политики, с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316

Об учете материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий

Департамент бюджетной методологии рассмотрел обращение муниципального автономного учреждения и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 98 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, материальные ценности, приобретаемые для использования в процессе деятельности учреждения, учитываются в составе материальных запасов на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 000 "Материальные запасы". Иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности, в том числе брошюры, буклеты, плакаты, открытки учитывается в составе прочих материальных запасов.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 года № 183н, выбытие материальных запасов производится на основании первичных учетных документов.

Формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений, к которым относятся муниципальные автономные учреждения, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". Первичными учетными документами для оформления списания прочих материальных запасов могут быть Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф.0504230).Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".

Порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, по мнению Департамента, может быть установлен учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения. Такими документами могут быть, в том числе: приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.

2. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 года № 171н, расходы на приобретение (изготовление):сувенирной продукции следует относить на статью 290 "Прочие расходы" классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ);полиграфической (печатной) продукции (в целях, не связанных с последующим дарением, вручением в качестве подарков, сувениров) - по соответствующим статьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов" (310 "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов").Следует отметить, что статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом вышеуказанной статьей Кодекса также определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Из статьи журнала «ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ», №4, апрель 2015
Подарок подарку – рознь

Что стоит учитывать

Подарки, полученные учреждением, можно принять к учету в составе основных средств или материальных запасов. Но вот вопрос — стоит ли ставить на баланс все дары без исключения? Ответ на него кроется в положениях Инструкции № 157н.

Так, к основным средствам относится имущество, предназначенное для (п. 38 Инструкции № 157н):

  • неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг;
  • осуществления государственных полномочий (функций);
  • управленческих нужд.

А к материальным запасам относят материальные ценности в виде сырья или материалов для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения или для изготовления иных нефинансовых активов (п. 98 Инструкции № 157н).

Таким образом, если подарок будет использоваться по назначению, предусмотренному Инструкцией № 157н, то имеет смысл принять его к учету в рамках приносящей доход деятельности. В противном случае, в бухучете отражать нечего.

Документооборот

Такое понятие, как «подарок» законодательством не определено. В общепринятом же смысле мы подразумеваем под этим словом что-то хорошее и приятное, что получено нами безвозмездно. И в идеале нам хочется, чтобы вместе с подарком учреждение не настигли никакие непредвиденные траты. Будь то уплата налогов или другие платежи. Чтобы это желание исполнилось, нужно знать, какими способами можно задокументировать получение подарка и каковы налоговые последствия каждого из них.

Чаще всего получение подарка подпадает под законодательно определенное понятие «дарение». Но в таком случае учреждение-получателя неминуемо ждут затраты — уплата налога на прибыль. Некоторые подарки по сути можно отнести к «пожертвованиям». А иногда подарок вручается в обмен на распространение информации о щедром дарителе. И тут уже налицо «спонсорская помощь». Подробности рассмотрим в таблице:

Показатели Пожертвование Дарение Спонсорская помощь
Правовое регулирование Статья 582 «Пожертвования» ГК РФ Глава 32 «Дарение» ГК РФ Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
Стороны сделки Жертвователь и получатель пожертвования (одаряемый) Даритель и одаряемый Спонсор и спонсируемое учреждение
Суть сделки Пожертвование — это дарение в общеполезных целях. Как правило, инициатором сделки является учреждение, которое направляет в адрес будущего жертвователя письмо о своих нуждах с просьбой оказать пожертвование. Жертвователь вправе указать получателю конкретное целевое назначение средств Даритель безвозмездно и бескорыстно передает одаряемому вещь или право (в т. ч. может освободить одаряемого от имущественной обязанности). При наличии встречной передачи вещи, права или обязательства, дарение таковым не признается. Ведь тогда имеют место возмездные отношения, и дарение является притворным Спонсируемое учреждение получает спонсорский вклад в обмен на распространение рекламы о спонсоре и (или) его товарах. Спонсорский вклад — это своего рода плата за рекламу. А сама по себе спонсорская помощь хоть и имеет в каком-то смысле безвозмездный характер, но оказывается далеко не бескорыстной
Документальное оформление Договор пожертвования, которым предусмотрены: передаточный акт или другие документы, подтверждающие безвозмездность пожертвования и факт его получения; отчет о целевом использовании пожертвования Договор дарения, которым предусмотрены передаточный акт или другие документы, подтверждающие безвозмездный характер дарения и факт получения дара Договор оказания спонсорской помощи, где предусмотрены: передаточный акт или иные документы, подтверждающие прием-передачу спонсорского вклада (взноса); акт об оказании рекламных услуг и счет-фактура (от спонсируемого учреждения)
Порядок обложения налогами Не включается в налоговую базу по прибыли при обязательном соблюдении ряда условий (подп. 14 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) Включается в налоговую базу по прибыли в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ) Облагается НДС. В налоговую базу по прибыли включается спонсорский взнос за вычетом НДС. Налоговую базу по прибыли можно уменьшить на сумму фактических документально подтвержденных расходов

Более подробно можно прочесть, перейдя по ссылкам:

https://www.gosfinansy.ru/?utm_source=www.budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/11/43267/tit4/?step=19

https://www.gosfinansy.ru/#/document/99/420254162/?step=19

https://www.gosfinansy.ru/#/document/189/423584/?step=23



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль