Возмещение коммунальных расходов с внебюджета

140

Вопрос

подскажите, как возместить с внебюджета коммунальные расходы на бюджет, если в здании оказываются и госуслуги и платные, а оплата коммуналки производилась с бюджета Есть здание Министерства, но в нем же есть столовая, услуги которой относятся к оказанию платных услуг. Весь год мы оплачиваем коммуналку за счет средств бюджета, как в конце года нам посчитать и доплатить какую то часть с внебюджета?государственное бюджетное учреждение

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
По коммунальным расходам в целях выполнения госзадания учредитель доводит субсидию, исходя из установленных нормативов.

Значения затрат на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества также утверждает учредитель. Об этом сказано в пунктах 33–35 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Если учредитель не разъяснил порядок распределения расходов на оплату коммунальных услуг- то разработайте его самомстоятельно и закрепите в учетной политике. О том, как распределять общехозяйственные расходы в бухучете и в целях налогообложения- подробно рассказано в ответе.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные)расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны как с ней, так и с деятельностью на госзадании

Да, можно, но не в полном объеме. Так, расходы, для которых установлены нормативы (в частности, коммунальные услуги), можно учесть в сумме разницы между фактическими затратами и утвержденным нормативом по госзаданию. А по другим расходам – только ту часть затрат, которая относится к платной деятельности и оплачена за счет этой деятельности.

Расскажем почему.

Расходы, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, должны быть одновременно:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации общехозяйственные и общепроизводственные расходы относятся одновременно к нескольким видам деятельности (в т. ч. к деятельности, приносящей доход). То есть последнее условие о том, что расходы должны быть связаны только с платной деятельностью, полностью не выполняется. А значит, учесть всю сумму таких затрат нельзя.

Специалисты Минфина России придерживаются такого подхода.

Субсидия на госзадание включает в себя затраты на оказание госуслуг и содержание недвижимого и особо ценного имущества (на федеральном уровне порядок установлен постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Расчет этих сумм делают на основании нормативных затрат.

Поэтому если норматив покрывает расходы по госзаданию в полном объеме, то сверхнормативные затраты, которые оплачены из средств от платной деятельности, нужно учесть при расчете налога на прибыль полностью.

А если нормативы затрат покрывают отдельные виды расходов не полностью, то недостающую разницу учреждение вынуждено оплачивать за счет платной деятельности. В таком случае затраты, которые вы оплатили за счет доходов от платной деятельности, нужно распределить с учетом положений статьи 272Налогового кодекса РФ. То есть пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

По отдельным расходам нормативы могут быть не установлены, и их нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой). Тогда расходы также нужно распределить с учетом положений статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Долю расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, удобно рассчитать с помощью приведенных ниже формул.

Сначала определите долю доходов от платной деятельности:

Доля доходов, которые получены от платной деятельности = Доходы от платной деятельности : Доходы от всех видов деятельности учреждения


А после этого сумму расходов, которую можно учесть при налогообложении:

Общехозяйственные (общепроизводственные)расходы, которые относятся к платной деятельности = Общехозяйственные (общепроизводственные)расходы × Доля доходов, которые получены от платной деятельности

Такие разъяснения дал Минфин России в письмах от 17 декабря 2015 г. № 03-03-06/4/74295от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805 (доведены до сведения налоговых инспекций и налогоплательщиков письмом ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983), от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051.

Внимание: Позиция, которую высказал Минфин России, носит информационно-разъяснительный характер. Однако ФНС России доводит ее до сведения налоговых органов и рекомендует использовать в работе. Поэтому проблем со стороны проверяющих возникнуть не должно. Если же они все-таки возникнут, то вы можете смело отстаивать свою точку зрения в суде.

В качестве главного аргумента можно использовать рассуждения из этих же писем. А именно: если данные расходы отнести полностью только к целевой деятельности и, как следствие, исключить их из налоговой базы, то это приведет к различному применению налогового законодательства коммерческими и некоммерческими организациями. Что противоречит принципу равенства налогообложения.

Также вам помогут судебные решения, в которых судьи встали на сторону учреждений (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09,Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008). Кстати, данные решения были приняты еще до выхода прецедентных писем. А значит, сейчас еще больше шансов отстоять свою позицию.

2.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как учитывать накладные и общехозяйственные расходы

К общехозяйственным расходам относятся затраты, которые связаны с управлением учреждением, организацией его хозяйственной деятельности, содержанием его общего имущества. На практике к ним относят:

  • расходы на зарплату (в т. ч. обязательные страховые взносы) административно-управленческого и общехозяйственного персонала, не связанного с процессом оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции;
  • амортизационные отчисления, а также расходы на содержание и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (например, служебных автомобилей, оборудования и мебели в административных зданиях и помещениях);
  • расходы на коммунальные услуги, связь, на содержание недвижимого имущества – уборка, вывоз мусора, охрана и т. п.;
  • расходы на эксплуатацию систем охранной и противопожарной безопасности, техобслуживание и ремонт этих систем;
  • арендная плата за имущество управленческого и общехозяйственного назначения;
  • оплата информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению расходы, которые возникают в процессе управления учреждением и связаны с его содержанием как единого хозяйственно-имущественного комплекса.

Конкретный перечень расходов, относимых к общехозяйственным, закрепите в учетной политике.

Учитывать общехозяйственные расходы нужно на счете 109.80.

Причем есть затраты, которые относятся на себестоимость, а есть такие, которые нужно списывать на финансовый результат. Поэтому общехозяйственные расходы сразу на счет 109.60 отнести нельзя. Расходы, которые были учтены на счете 109.80 в течение отчетного периода (месяца), проанализируйте. Те из них, которые относятся на себестоимость, распределите на соответствующий вид услуг (работ, продукции) и отразите на счете 109.60.

А нераспределяемые спишите на финансовый результат. Об этом сказано впункте 135 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Методы распределения затрат на себестоимость

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы, собранные соответственно на счетах109.70 и 109.80, нужно распределить на себестоимость конкретного вида услуг (работ, продукции).

Напомним, накладные расходы нужно распределять между видами услуг (работ, продукции), когда учреждение оказывает (производит) несколько их видов. А если у учреждения один вид услуг (работ, продукции), то затраты сразу относятся на себестоимость (счет 109.60).

Общехозяйственные расходы нужно распределять в любом случае. Во-первых, на те, которые включаются в себестоимость и которые списываются на финансовый результат. А во-вторых, на определенный вид услуг (работ, продукции), если у учреждения их несколько видов.

Конкретный способ распределения расходов и калькулирования себестоимости устанавливается:
– учредителем учреждения;
– учреждением самостоятельно – в учетной политике.

Об этом сказано в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Важно! В данной норме есть небольшое, но существенное условие. Выбрать базу распределения расходов и метод расчета себестоимости нужно так, чтобы:
– показатели в разрезе учетных данных были информативны (оптимально полезны);
– учетные процедуры были минимально трудоемкие.

Другими словами, информация о себестоимости должна быть объективной, но при этом не нужно нагружать бухгалтера сложными и трудоемкими расчетами. Например, не нужно подсчитывать себестоимость лечения одного больного или стоимость обучения отдельной студенческой группы.

Но тогда встает вопрос: что же считать за единицу услуги или работы? Указаний на этот счет законодательство не содержит. Поэтому учреждению придется определить единицу услуги (работы)самостоятельно.

Главбух советует: если учредитель дал конкретные указания, распределяйте затраты в соответствии с его рекомендациями. Объясняется это тем, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Это следует из пункта 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждено письмом Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 12-08-06/1616.

Итак, какой же способ распределения затрат можно установить?

В отношении накладных расходов возможные способы установлены в пункте 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Распределять накладные затраты можно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, другим прямым затратам (это удобно, если прямые затраты составляют значительную долю общих расходов);
  • объему выручки от реализации продукции, работ и услуг;
  • другому показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения, например:
    – пропорционально объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (чел., тыс. чел., посещений и т. д.);
    – пропорционально площади, используемой для оказания каждой услуги или работы (если есть возможность распределения площадей).

Для общехозяйственных расходов способы распределения затрат не установлены. Но можно использовать те же способы, что установлены для накладных.

Выбранный способ закрепите в учетной политике. Причем также можно установить, что общехозяйственные расходы в полном объеме относятся на себестоимость одной услуги (работы), выделенной в качестве основной.

Какой же из предложенных методов распределения затрат целесообразно использовать? Единого ответа на этот вопрос нет – все зависит от специфики деятельности учреждения.

Однако сложившаяся практика показала, что не стоит распределять затраты пропорционально доходам. И вот почему.

Как известно, отчетный период для распределения расходов – месяц. Но, к примеру, на выполнение госзадания доходы в виде субсидии поступают учреждению не ежемесячно, а обычно ежеквартально. Поэтому данный метод распределения в рамках КФО 4 неприменим.

В приносящей доход деятельности распределение затрат по доходам тоже проблематично.

Ведь расходы подсчитывают обычно по окончании отчетного периода – в последнее число месяца. А на эту дату зачастую неизвестна окончательная сумма доходов (нет последних выписок со счета). То есть нет базы для распределения. Но если учреждению такой способ представляется наиболее приемлемым, то выход все же есть. Можно установить в учетной политике, что в целях распределения накладных расходов отчетной датой является, к примеру, 25-е число текущего месяца. Запрета на это нет.

3.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса

Как сформировать госзадание для подведомственных учреждений

Формулы расчета нормативных затрат и базовых нормативных затрат приведены в разделе 2 общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н (а также в других приказах федеральных органов власти).

Затраты на налоги и имущество, не используемое для выполнения госзадания

Не забудьте, что помимо нормативных затрат на госзадание в финансовое обеспечение нужно включить и затраты:

  • на уплату налогов, объектом налогообложения по которым является имущество учреждения;
  • на содержание имущества, которое не будет использоваться учреждением для выполнения госзадания (при наличии):
    – на электроэнергию 10 процентов общего объема затрат на оплату данного вида коммунальных услуг);
    – на тепловую энергию 50 процентов общего объема затрат на оплату этого вида коммунальных услуг.

Причем, если учреждение оказывает платные услуги (выполняет работы), эти затраты рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (К). Этот коэффициент определите так:

К = Планируемый объем финобеспечения : Планируемые поступления от субсидии + Доходы от платной деятельности, полученные в отчетном году  

Значения затрат на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества утверждает учредитель.

Об этом сказано в пунктах 33–35 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 24.44%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.89%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.89%
  • Над налоговой отчетностью 22.22%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль