Уменьшение размера субсидий на госзадание без уменьшения объемов

160

Вопрос

Бюджетное учреждение получило муниципальное задание на 2016год. При этом утверждены объемы и норматив на единицу услуги. В мае месяце учреждение получает уведомление о сокращение объемов финансирования на 2016год. При этом объемы муниципальных услуг не сокращены. Наши действия.

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

Ваши действия - обратиться к учредителю с просьбой обосновать сокращение объемов финансирования на 2016год.

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, в течение срока его исполнения можно только при изменении самого госзадания (п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 41 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Нарушение данных положений учредителями, формирующими государственное (муниципальное) задание, будут считаться правонарушением. И соответственно могут повлечь санкции со стороны контролирующих структур. За указанное нарушение может быть наложен штраф на должностное лицо в соответствии со ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение муниципального задания, устанавливают нормативно-правовые акты местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат (письмо Минфина России от 20 октября 2015 г. № 02-01-10/60055. Чтобы выделить субсидию, учредитель, помимо самого госзадания, заключает с бюджетным (автономным) учреждением соглашение на его финансовое обеспечение. В соглашении прописывают порядок и условия предоставления субсидии. Требования к содержанию соглашения установлены пунктом 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Объем субсидии (финансового обеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (ОЦИ). Если учреждение оказывает госуслугу (выполняет работу) в рамках госзадания за плату, тогда размер субсидии может быть уменьшене на объем доходов от платной деятельности, которые планируются к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

В каком порядке предоставляются субсидии на выполнение госзадания

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат (письмо Минфина России от 20 октября 2015 г. № 02-01-10/60055).

В этой статье остановимся подробнее на субсидиях из федерального бюджета, которые предоставляются федеральным бюджетным и автономным учреждениям.

Чтобы выделить субсидию, учредитель, помимо самого госзадания, заключает с бюджетным (автономным) учреждением соглашение на его финансовое обеспечение. В соглашении прописывают порядок и условия предоставления субсидии. Требования к содержанию соглашения установлены пунктом 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Неотъемлемой частью соглашения о финобеспечении является график перечисления субсидий (п. 45 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). При составлении графика имейте в виду, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные) – до 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Есть случаи, когда заключать соглашение не нужно. Во-первых, если учреждение выполняет функции главного распорядителя федерального бюджета. А во-вторых, чтобы определить объем и периодичность перечисления средств субсидии на госзадание обособленным подразделениям учреждения. Для таких учреждений есть возможность принять свой правовой акт (приказ, распоряжение). И этот документ как раз и будет определять объем и периодичность перечисления субсидии. Об этом сказано в пунктах 40, 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 46 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Объем субсидии (финансового обеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте на основании нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (ОЦИ). Причем может быть, что учреждение оказывает госуслугу (выполняет работу) в рамках госзадания за плату. Тогда размер субсидии уменьшите на объем доходов от платной деятельности, которые планируются к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Формула расчета финобеспечения следующая:

R = Уменьшение размера субсидий на госзадание без уменьшения объемов, где

Ni – нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, включенной в ведомственный перечень;
Vi – объем i-й госуслуги, установленной госзаданием;
Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й госуслуги, если учреждение оказывает платные услуги в рамках госзадания;
NУН – затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым является учреждение;
NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, которое не используется для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд.

А что входит в нормативные затраты и как их рассчитать, расскажем дальше.

Об этом сказано в пунктах 11, 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, и дополнительно разъяснено в письмах Минфина России от 20 октября 2015 г. № 02-01-10/60117 и № 02-01-10/60055.

Внимание: Уменьшать размер субсидий на выполнение госзадания можно только в строго установленных случаях.

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, в течение срока его исполнения можно только при изменении самого госзадания (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 41 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Чтобы уточнять показатели госзадания и сокращать объемы субсидии, учредителю нужно вовремя проводить контрольные мероприятия.

2.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как сформировать госзадание для подведомственных учреждений

Контрольные мероприятия

За деятельностью подведомственных учреждений нужно своевременно проводить контроль. А именно в полном ли объеме и качественно ли они оказывают услуги (проводят работы), которые установлены в госзаданиях. Это нужно, чтобы вовремя принять решение об изменении показателей госзадания и о сокращении объема субсидии на его выполнение. Об этом сказано в пункте 48 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

На региональном (муниципальном) уровне порядок контроля также может быть предусмотрен в порядках формирования госзадания и его финансового обеспечения.

3.Из статьи журнала «Платные услуги учреждения» № 11, Ноябрь 2015

Планирование и анализ

Госзадание по-новому: что нельзя делать учредителю

Татьяна Бахтина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Положение № 6401, которым установлен новый порядок формирования и финансирования госзаданий, на страницах нашего журнала мы обсуждали уже не раз2. В том числе приводили формулы и примеры расчетов нормативных затрат. Продолжая дискурс на эту актуальную тему (документ вступает в силу с 1 января 2016 г.), отметим основные запреты и разрешения, регламентируемые Положением № 640, а также представим рекомендации Минфина России по ситуациям из практики учреждений.

<…>
Базовые (отраслевые) перечни находятся на официальном сайте в сети Интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 17.12.2014 № 152н.

Запрещается

Перво-наперво нужно усвоить, какие действия органов-учредителей, формирующих государственное (муниципальное) задание, будут считаться правонарушением. И соответственно могут повлечь санкции со стороны контролирующих структур.

Итак, в 2016 г. и плановом периоде:

1. Нельзя включать в задание услугу (работу), которой нет в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг (работ) — п. 8 Положения № 640.

2. Нельзя детализировать услугу (работу) в задании на свое усмотрение. Детализация должна соответствовать базовому перечню.

В типовой форме задания, закрепленной в Положении № 640, появились дополнительные реквизиты. В частности, орган-учредитель должен указать уникальный номер услуги (работы), которая включается в задание. Такой номер, как отмечено выше, присваивается в базовом перечне. Оттуда же необходимо взять сведения о содержании и условиях оказания услуги. Учредитель устанавливает самостоятельно лишь показатели качества и объем оказания услуги (выполнения работы).

<…>

В соответствии с п. 45 Положения № 640 перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным в соглашении между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением (или правовых актах, указанных в пп. 40 и 44 Положения), не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50% (до 65% — в части субсидий, предоставляемых на оказание услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера в течение первого полугодия;
  • 75% годового размера в течение 9 месяцев.

Если показатели объема оказанных услуг (выполненных работ), указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в задании (т. е. учреждение задание не выполняет), то остатки средств субсидии должны быть перечислены в федеральный бюджет (п. 46 Положения № 640). Таким образом, отчет становится серьезным инструментом контроля.

Более того, Положением № 640 введена единая форма отчета о выполнении госзадания (приложение № 2). В данной форме по каждой услуге (работе) отражаются сведения о том, что исполнено на отчетную дату, каковы процент допустимого отклонения и значение отклонения, превышающего допустимое. Отчет может представляться раз в год или чаще — периодичность должна быть установлена в задании (в третьей части формы) и указана в заголовочной части самого отчета.

4. Нельзя утвердить госзадание позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на выполнение задания (п. 5 Положения №

<…>

Если учредитель получил от учреждения отчет, из которого явно следует, что задание оно не выполнит, можно сформировать новое задание с уменьшенными показателями. И, как следствие, снизить объем субсидии.

6. Нельзя включать расходы на содержание переданного в безвозмездное пользование недвижимого и особо ценного движимого имущества в расчет при определении объема финобеспечения на выполнение задания.

7. Начиная с задания на 2019 г. при определении финобеспечения заданий нельзя применять нормативные затраты на содержание неиспользуемого для выполнения задания имущества. Эти затраты учитываются только при расчете объема финобеспечения на 2016, 2017 и 2018 гг.

Таким образом, у учредителей и федеральных бюджетных и автономных учреждений есть три года, чтобы решить судьбу лишнего имущества.

<…>
Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждены приказом Минфина России от 01.07.2015 № 104н.

Разрешается

Самая главная привилегия, предоставленная учреждениям в рамках Постановления № 640, — это возможность участвовать в процессе формирования заданий. То есть перейти из стадии формальных исполнителей в разряд активных «предпринимателей». Изучать спрос и потенциальных конкурентов на рынке аналогичных услуг, улучшать свои возможности и качество предоставления услуг, тем самым повышать объем задания и его финансового обеспечения. Резонный вопрос: какой в этом смысл, если деньги на выполнение задания выделяются из бюджета и от задания учреждение в принципе отказаться не может? Дело в том, что субсидии по закону считаются доходами учреждения. А своими доходами бюджетное и автономное учреждение распоряжается самостоятельно4. Грамотно распределяя свои доходы, можно сэкономить определенный денежный ресурс, впоследствии перенаправив его на стимулирующие выплаты персоналу.

Предоставляется субсидия на госзадание согласно расчету нормативных затрат. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги определяются путем перемножения базового норматива затрат, отраслевого корректирующего коэффициента и территориального корректирующего коэффициента.

Формула следующая:

Ni = Niбаз x Котр x Ктер,

При этом орган-учредитель обладает правом выбора в части некоторых расчетов.

1. Можно использовать различные методы определения базового норматива затрат.

Основным методом, установленным Положением № 640 (п. 18), является нормативный. То есть затраты рассчитываются исходя из норм, выраженных в натуральных показателях и установленных стандартом оказания услуги (с учетом ГОСТов, СниПов, СанПиНов, регламентов (паспортов) оказания услуг).

Если указанные нормы не утверждены, то расчет можно произвести:

  • на основе показателей наиболее эффективного учреждения. В данном случае берется некое учреждение по отрасли, которое при минимальных затратах на единицу услуги (работы) оказывает (выполняет) ее в соответствии с требованиями качества. Показатели учреждения усредняются и становятся основой при расчетах нормативных затрат;
  • медианным методом. Медианное значение — это уровень показателя, который делит некоторый набор данных на две равные половины, причем в одной половине все значения меньше медианы, а в другой половине — больше. При использовании этого метода берутся данные по учреждениям, оказывающим услугу в определенной сфере деятельности;
  • иным методом, установленным высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (местной администрацией).

Платный коэффициент

Если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает госуслуги за плату сверх установленного задания либо участвует в системе обязательного медицинского страхования, нормативные затраты будут рассчитываться с применением уменьшающего коэффициента (пп. 36, 37 Положения № 640). С учетом коэффициента платной деятельности будут рассчитываться затраты на уплату налогов и содержание неиспользуемого имущества (пп. 33, 35 Положения № 640). Для определения коэффициента следует брать данные за отчетный финансовый год (к примеру, при формировании объема субсидий на 2016 г. и плановый период применяются показатели 2014 г.). Так, если субсидия на выполнение задания в 2014 г. составила 500 тыс. руб., а доходы от платных услуг — 10 тыс. руб., коэффициент платной деятельности, который нужно применять при определении затрат на уплату налогов, будет равен 0,98 (500: (500 — 10)). Данный показатель всегда принимает значение меньше 1.

2. Если размер субсидии, рассчитанной по новой формуле (приведенной в Положении № 640), значительно ниже текущего уровня финансирования учреждения либо намного превышает предусмотренных на это объемов бюджетных ассигнований, учредитель может применить коэффициент выравнивания (п. 9 Постановления № 640).

Данный коэффициент определяется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином России и может использоваться до формирования заданий на 2019 г. и плановый период, т. е. в течение трех переходных лет. Смысл коэффициента выравнивания состоит в том, чтобы плавно приспособиться к новым формулам расчетов, скорректировать объем финансирования на текущий год в соответствии с бюджетными ассигнованиями.

<…>
На основании общих требований органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей, должны определять нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также на содержание государственного (муниципального) имущества (письмо Минфина России от 13.07.2015 № 02-01-09/40241).

ПРИМЕР

Федеральному бюджетному учреждению в 2015 г. была предоставлена субсидия на выполнение госзадания в объеме 800 тыс. руб. Согласно новым формулам расчета в 2016 г. объем субсидии составил 1200 тыс. руб. Однако выделенных бюджетных ассигнований оказалось недостаточно. Применив понижающий коэффициент выравнивания 0,8, учредитель скорректировал объем финансирования до 960 тыс. руб. (200×0,8 = 960).

3. Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления могут установить свои порядки формирования и финансового обеспечения заданий, отличающиеся от Постановления № 640.

Однако здесь есть одно НО. Конечно же, Постановление № 640 распространяется только на федеральные государственные учреждения. При этом в абзаце 2 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ закреплено единое для всех публично-правовых образований правило: объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти в своих сферах регулирования. Для этого используются:

  • Методические рекомендации Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180);
  • примерная форма правового акта об утверждении общих требований, доведенная письмом Минфина России от 18.05.2015 № 2-01-09/28324.

Таким образом, расчет базового норматива на единицу услуги (работы) учреждения всех уровней подчиненности применять обязаны. Но могут проявить оригинальность при определении, к примеру, коэффициента выравнивания.

Ситуации из практики

В заключение приведем подборку типовых вопросов учреждений, касающихся порядка формирования и финобеспечения заданий. Ответы на них подготовил отдел методологии финансового обеспечения и оказания государственных и муниципальных услуг Департамента бюджетной методологии Минфина России.

Вопрос: Следует ли рассчитывать коэффициент платной деятельности, если платные услуги оказываются вне рамок госуслуг?

Ответ: Коэффициент платной деятельности применяется в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает платную деятельность сверх установленного задания, для расчета затрат на уплату налогов и на содержание имущества, неиспользуемого для выполнения задания (пп. 33 и 35 Положения № 640). В случае если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного задания, объем финобеспечения подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в задании (п. 36 Положения № 640).

Вопрос: Выполнение государственных работ не включено в сумму финансового обеспечения задания. Каким образом осуществляется их финансирование?

Ответ: Выполнение работ должно быть включено в сумму финансового обеспечения выполнения задания. Объем финансирования выполнения работ может быть рассчитан сметным методом без применения нормативных затрат (п. 5 Постановления № 640, абз 2 и 6 п. 12 Положения № 640).

Вопрос: Возможно ли доведение до учреждения субсидии не в полном объеме при условии выполнения госзадания?

Ответ: Нет, невозможно, это нарушение ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ). Согласно этим нормам уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении данного задания. За указанное нарушение может быть наложен штраф на должностное лицо в соответствии со ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вопрос: Снизили ассигнования на муниципальное задание, сделан перерасчет нормативных затрат. Должен ли ГРБС уменьшить объемы задания?

Ответ: В ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ установлены нормы, согласно которым уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении задания. Исходя из этого, при уменьшении субсидии на выполнение муниципального задания, орган-учредитель обязан внести в него изменение в части уменьшения объемных показателей. Уменьшить субсидию за истекший период не представляется возможным. Необходимо осуществлять текущий контроль за ее исполнением. Примером контрольных мер может служить предварительный отчет (п. 46 Положения № 640). Также органом-учредителем могут быть установлены иные меры по осуществлению контроля за выполнением задания в соглашении о предоставлении субсидии.

Вопрос: Предоставление субсидии филиалам и обособленному структурному подразделению вуза следует осуществлять отдельными соглашениями либо достаточно довести приказами?

<…>



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль