Учет дистрибутива, документации. Расходы за счет ОМС

22

Вопрос

Нами приобретены неисключительные права на использование программ для ЭВМ с USB-ключами в количестве 10 шт., в комплекте к ключам поступили дистрибутив и комплект документации для электронных ключей. Подскажите, пожалуйста,:1) Должны ли мы включить стоимость дистрибутива и комплекта документации в стоимость USB-ключей (статья 340, КВР 244) или нужно оприходовать дистрибутив и комплект документации отдельно.2) И можем ли мы приобретать неисключительные права на использование программ для ЭВМ и USB-ключи за счет средств ОМС?Спасибо.

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


1. Не должны. Дистрибутив на материальном носителе и комплект документации учитывайте отдельно. Как правило, в договорах не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей, входящих в комплект поставки при приобретении права на использование программного обеспечения. Эти материальные носители непосредственно связаны с оплаченным правом, срок их использования неразрывно связан со сроком действия лицензии. Соответственно, отсутствуют основания для принятия к учету данного объекта в качестве нефинансового актива, выполняющего самостоятельные функции. Но иногда передача права на использование программы сопровождается передачей на основании отдельных отгрузочных документов (например, накладных) материальных носителей с указанием их стоимости. При таком порядке оформления договоров и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции № 157н, могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Это касается и USB-ключей, и дисков.

Порядок учета документации в инструкциях по бухучету не прописан. На практике возможны два варианта:

- учет документации в составе библиотечного фонда (на соответствующем аналитическом счете счета 101.07 «Библиотечный фонд») – код по ОКОФ 19 0001118 «Виды специальные научно-технической литературы и документации». Для использования данного варианта у учреждения должна быть библиотека или хотя бы архив;

- учет документации на дополнительном забалансовом счете.

Порядок учета документации закрепите в учетной политике и согласуйте с учредителем. Это поможет избежать разногласий с проверяющими. Ведь учреждение будет действовать с учетом методологии, которую утвердил учредитель.

2. Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы, в том числе, на приобретение прочих материальных запасов и оплату программного обеспечения. Поэтому приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ (подстатья КОСГУ 226) и USB-ключей (статья КОСГУ 340) за счет средств ОМС правомерно.

Обоснование
 

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в бухучете расходы на оформление сертификата ключа ЭЦП

Порядок отражения расходов на оформление сертификата ключа ЭЦП зависит от двух факторов:

учреждение самостоятельно приобретает usb-носитель информации (флешку или токен) или же получает его в рамках договора на оформление сертификата ключа ЭЦП;

когда договор на ЭЦП заключен с учетом usb-носителя: выделен носитель отдельно (в тексте договора или, например, в спецификации) или нет.

Рассмотрим каждый вариант.

Вариант 1. Учреждение оплачивает только получение сертификата, а носитель получает в рамках данной услуги.

В таком случае расходы отнесите на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

При отражении ЭЦП в бухучете нужно исходить из того, как заключен договор. Если в договоре носитель выделен отдельно, а сертификат ЭЦП отдельно (например, в спецификации), тогда носитель (флешку или токен) нужно отразить на балансе.

Если же в договоре носитель отдельно не выделен, расходы на получение сертификата ключа включите в состав расходов будущих периодов (на счет 401.50 «Расходы будущих периодов»). А потом списывайте на себестоимость или текущие расходы. Порядок списания расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого закрепите его в учетной политике. Например, так: «Списывать на текущие расходы (счет 401.20) равными долями в течение срока использования».

Об этом сказано в пункте 124 Инструкции № 162н, пункте 160 Инструкции № 174н, пункте 188 Инструкции № 183н, пункте 302 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Вариант 2. Учреждение самостоятельно приобретает носитель информации (флешку или токен), а сертификат ЭЦ Проплачивает отдельно.

В таком случае расходы распределите так:

приобретение носителя: по статье КОСГУ 310 или 340 в зависимости от того, к какой группе нефинансовых активов будет отнесен носитель;

оплату за получение сертификата – на подстатью КОСГУ 226.

Такой порядок следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В данном случае usb-носитель (флешку или токен) включите в состав основных средств или материальных запасов (подробнее здесь). А расходы на получение сертификата ключа включите в состав расходов будущих периодов (на счет 401.50 «Расходы будущих периодов»). Порядок их списания можно посмотреть выше.*

Дальнейший учет носителя

В дальнейшем, когда ключ ЭЦП на флешке передаете в пользование сотруднику (например, руководителю или главному бухгалтеру), зафиксируйте это в учете. Для этого отразите внутреннее перемещение носителя между субсчетами (аналитическими кодами) счета, на котором учтен носитель. И одновременно учтите его за балансом на счете 27«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Об этом сказано в пунктах 116385Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Главбух советует: так как порядок учета ключа ЭЦП четко не регламентирован, согласуйте его с учредителем и закрепите в учетной политике. Это поможет избежать разногласий с проверяющими.*

Из рекомендации «Как получить ключ для электронной подписи налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности»

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Нужно ли в бухучете включить в состав основных средств флеш-карту


Флеш-карты можно отнести как к основным средствам, так и к материальным запасам. Решение учреждение принимает самостоятельно. Ведь именно оно несет ответственность за его правильность.*

Давайте теперь рассмотрим основания для включения в каждую из групп.

Основные средства

Флеш-карта представляет собой внешнее запоминающее устройство, которое предназначено для накопления (хранения) информации электронно-вычислительной техникой. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов(ОКОФ) такие устройства относятся к группе «Техника электронно-вычислительная» (код по ОКОФ – 14 3020340). По Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, техника электронно-вычислительная включается во вторую амортизационную группу (код по Классификации – 14 3020000). Значит, срок полезного использования флеш-карты составляет три года.

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам. Так как для флеш-карты срок полезного использования составляет три года, ее нужно включить в состав основных средств (при соблюдении прочих условий) (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В бухучете флешку учтите на соответствующем аналитическом счете счета 101.04. Ведь флешка по ОКОФ (код 14 3020340) относится к подразделу «Машины и оборудование», а этот код соответствует счету 101.04 «Машины и оборудование».*

Материальные запасы

Учитывая предназначение, сроки и порядок использования флеш-карты, учреждение может принять другое решение и учесть флешку в составе материальных запасов. Например, если сразу при покупке известно, что флеш-карта будет использоваться не более 12 месяцев.

Также нужно учитывать ведомственные приказы учредителя. К примеру, в территориальных органах Казначейства России флешки и другие магнитные и оптические носители отнесены к материальным запасам, что закреплено ведомственным приказом (письмо Казначейства России от 21 августа 2014 г. № 42-8.2-07/256-1444).

В бухучете флешки учтите на счете 105.06 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Из рекомендации «Какое имущество относится к основным средствам»

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как отразить в бухучете градостроительную и землеустроительную документацию (генеральный план застройки, правила землепользования и застройки)


Порядок учета градостроительной и землеустроительной документации зависит от следующих факторов:

от целей, для которых она разрабатывается: для строительства конкретного объекта или развития определенной территории (города, муниципального образования, и т. д.);

от наличия или отсутствия у заказчика исключительного права на объект авторского права (произведения градостроительства).

Если документация разрабатывается для строительства конкретного объекта, все затраты на ее разработку являются частью его первоначальной стоимости (п. 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В этом случае расходы на разработку документации в бухучете должны пройти по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом (в частности, 206.26, 302.26).
Произведенные затраты соберите на счете 106.01 «Вложения в основные средства». По окончании строительства объекта, подписания актов все затраты спишите на соответствующий аналитический счет счета 101.00 «Основные средства». В части учета полученной документации как материального носителя в инвентарной карточке учета основных средств сделайте отметку о наличии данной документации (с указанием разработчика, даты и номера договора). Кроме того, учреждение вправе до введения объекта в эксплуатацию организовать учет полученной документации за балансом. Порядок введения забалансового учета закрепите в своей учетной политике.

Если градостроительная и землеустроительная документация разрабатывается с целью развития определенной территории (города, муниципального образования и т. д.), результат выполнения этих работ можно отнести к нематериальным активам (НМА) как объект авторского права (ст. 1259 ГК РФ). При этом должны быть соблюдены все условия для признания полученного объекта в составе НМА. В частности, у заказчика должны быть документы, подтверждающие исключительные права на результат интеллектуальной деятельности.

В бухучете расходы на разработку документации в этом случае должны пройти по статье КОСГУ 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» как затраты на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом (в частности, 206.32, 302.32).
Произведенные затраты соберите на счете 106.02 «Вложения в нематериальные активы». Далее все затраты спишите на соответствующий аналитический счет счета 102.00 «Нематериальные активы». Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 20 июня 2013 г. № 02-06-10/23331.

Обратите внимание, что сама документация (материальный носитель результата интеллектуального труда) в состав НМА не включается (абз. 4 п. 57 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Значит, полученную документацию заказчик должен учитывать отдельно. Порядок ее учета в инструкциях по бухучету не прописан. На практике возможны два варианта:

учет документации в составе библиотечного фонда (на соответствующем аналитическом счете счета 101.07«Библиотечный фонд») – код по ОКОФ 19 0001118 «Виды специальные научно-технической литературы и документации». Для использования данного варианта у учреждения должна быть библиотека или хотя бы архив. Сначала все затраты соберите на счете 106.01, а затем спишите их на соответствующий аналитический счет счета 101.07;

учет документации на дополнительном забалансовом счете.**

Внимание: Так как в инструкциях по бухучету порядок учета градостроительной (землеустроительной) документации отсутствует, закрепите его в учетной политике и согласуйте с учредителем. Это поможет избежать разногласий с проверяющими. Ведь учреждение будет действовать с учетом методологии, которую утвердил учредитель.*

Из рекомендации «Что относится к нематериальным активам и как их учитывать»

Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», № 6, июнь 2012

Отвечает чиновник. Применение кодов бюджетной классификации РФ

И.Ю. Кузьмин

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Порядок применения государственными (муниципальными) учреждениями классификации операций сектора государственного управления на практике прокомментировал чиновник Минфина России.

– На какой код КОСГУ отнести расходы по приобретению информационного материала на электронных носителях (DVD-дисках): на 226-й как программное обеспечение или на 340-й как диски?

– Для ответа на поставленный вопрос обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н. Согласно им, расходы учреждения по оплате договоров на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, относят на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.*

В целях сохранности учреждение может организовать оперативный учет таких активов, введя дополнительные забалансовые счета в соответствии с пунктом 332 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Из рекомендации

Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Финансирование программ

Медицинская помощь в соответствии с базовой и территориальной программами оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства ОМС направляются медучреждениям в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Тарифы на оплату медпомощи устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением. Они должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения. Об этом сказано в частях 25 статьи 30 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Расчет тарифов на ОМС

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой и территориальной программ, приведена в главе XI Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

В расчет тарифов включаются:

1) затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуг) и потребляемые в процессе ее предоставления, в частности:

на оплату труда персонала (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (услуги): врачи, медсестры и т. д.;

материальные запасы, потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (услуги);

затраты (амортизация) основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых в процессе оказания медицинской помощи (услуги);

2) затраты, которые необходимы для обеспечения деятельности медучреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медпомощи (услуги):

на коммунальные услуги;

содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (в т. ч. полученных по договору аренды или безвозмездного пользования);

содержание объектов движимого имущества;

услуги связи;

транспортные услуги;

на оплату труда персонала учреждения (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и т. д.);

амортизация основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), не участвующих в оказании медицинской помощи;

прочие общехозяйственные расходы.*

Группы затрат, как потребляемых, так и не потребляемых при оказании медпомощи (услуг), могут быть дополнительно детализированы.

Об этом сказано в пунктах 157158–158.16 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Базовая программа

Базовая программа ОМС на 2016 год утверждена постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382.

За счет средств ОМС, а значит, бесплатно для пациентов, медицинское учреждение оказывает:

первичную медико-санитарную помощь (включая профилактическую помощь);

скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации);

специализированную медицинскую помощь (в т. ч. ВМП по перечню, которая финансируется за счет средств ОМС) при заболеваниях, указанных в разделе III программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382. Исключение: заболевания, передаваемые половым путем, вызванные ВИЧ, СПИД, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения. Нужно отметить, что способы оплаты специализированной медпомощи за счет ОМС, в том числе и расчет стоимости законченного случая лечения, даны в Методических рекомендациях, направленных письмом от 24 декабря 2015 г. Минздрава России № 11-9/10/2-7938 и ФФОМС № 8089/21-И.

Также в рамках реализации базовой программы финансируют мероприятия по:

диспансеризации и профосмотрам отдельных категорий граждан (по перечню в разделе III программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382);

применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение;

медицинской реабилитации, осуществляемой в медучреждениях, аудиологическому скринингу.

Об этом сказано в разделе V программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382.

На территории субъектов РФ базовая программа реализуется через территориальные программы, в которых и предусмотрены гарантии на получение бесплатной медицинской помощи (ч. 6 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой, медицинское учреждение проводит с территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи (п. 133 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Для этого учреждение должно представить счет (реестр счетов) в территориальный фонд по месту оказания помощи (ч. 8 ст. 34 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Форма реестра приведена в письме ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и.

Обмен данными при осуществлении расчетов за медицинскую помощь производится в электронном виде (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н) (п. 136 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Так, обмен данными осуществляется по выделенным или открытым каналам связи (включая сеть Интернет) с использованиемэлектронной подписи (п. 2938 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н).

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в части базовой программы включает расходы, указанные в части 7 статьи 35 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. В частности, тариф включает:

расходы на зарплату и начисления на оплату труда;

приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов;

расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинском учреждении лаборатории и диагностического оборудования);

расходы по организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинском учреждении);

приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб.

Кроме того, в состав затрат на оказание медпомощи могут быть включены другие расходы в соответствии с законодательством об ОМС. Так, ФФОМС в письме от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и разъяснил, что к другим расходам могут быть отнесены:

возмещение гражданам морального и физического вреда в связи с некачественным оказанием медпомощи;

уплата налогов, штрафов и пеней;

социальное обеспечение сотрудников медучреждений и т. д.

Дополнительно в письме от 21 мая 2015 г. № 3226/21-3/и ФФОМС указал на то, что за счет средств ОМС могут быть уплачены и ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме (в составе коммунальных платежей).

А вот, например, не включаются в состав тарифа, а значит, не могут быть оплачены за счет средств ОМС в рамках базовой программы такие расходы, как покупка автомобилей. Какие еще расходы нельзя оплачивать, см. в письме ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.*

Территориальная программа

Территориальная программа ОМС утверждается в каждом субъекте РФ в порядке, установленном законодательством этого субъекта (ч. 1 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Ее размещают на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ не позднее 14 календарных дней со дня ее утверждения (ч. 12 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства на оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС, медицинскому учреждению направляет страховая медицинская организация. Для этого медучреждению нужно заключить со страховой организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. При заключении договора используйте типовую форму, которая приведена в приложении к приказу Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н. Такой порядок установлен частью 2 статьи 28,частью 1 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, пунктом 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой. При корректировке нужно учитывать показатели, приведенные в пункте 123 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При оплате медицинскому учреждению подушевого норматива финансирования учитывается численность прикрепленных к нему застрахованных лиц. Кроме того, учитывается объем средств на виды помощи в соответствии со статьями затрат, включенными в территориальную программу. Об этом сказано в пункте 124Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Методические рекомендации по оплате медпомощи за счет средств ОМС приведены в письме от 24 декабря 2015 г. Минздрава России № 11-9/10/2-7938 и ФФОМС № 8089/21-ИРазделом II рекомендаций установлен единый подход к оплате первичной медпомощи, которую оказывают в амбулаториях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся граждан.

При определении ежемесячного объема финансирования учреждения, оказывающего амбулаторную помощь, страховые организации учитывают:

численность прикрепившихся к учреждению застрахованных лиц (на основе акта сверки численности);

тарифы, установленные на основе подушевого норматива финансирования. Такие тарифы до страховых организаций доводит ТФОМС.

Об этом сказано в пункте 125 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Медицинским учреждениям необходимо представлять в страховые медицинские организации:

сведения о численности застрахованных лиц, выбравших медучреждение для оказания помощи в амбулаторных условиях;

список прикрепившихся застрахованных лиц для получения медпомощи в амбулаторных условиях – для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (последующее изменение списка на основе акта сверки численности).

Одновременно указанные данные представляются в ТФОМС. Сроки представления устанавливает комиссия по разработке территориальной программы ОМС.

Об этом сказано в письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Для получения целевых средств каждый месяц до 10-го числа подавайте в страховую организацию заявку на авансирование (с указанием периода авансирования и суммы). Форма заявки приведена в приложении № 9к Методическим указаниям, направленным письмом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и).

Сумму аванса в заявке нужно указать в размере не более 50 процентов среднемесячного объема средств на оплату медицинской помощи. Но во II и III кварталах размер аванса можно увеличить на 20 процентов от первоначального размера. Например, если в I квартале вы заявили аванс 100 000 руб., то во II квартале можете увеличить его до 120 000 руб. (100 000 руб. + (100 000 руб. × 20%)). А на декабрь аванс можно увеличить до 95 процентов от размера среднемесячного объема средств. То есть если среднемесячный объем составил 200 000 руб., тогда на декабрь можно заявить аванс в сумме 190 000 руб. (200 000 руб. × 95%).

Вместе с заявкой в страховую организацию подавайте:

счет на оплату медицинской помощи;

реестр счетов (форма реестра приведена в приложении № 12 к Методическим указаниям, направленным письмом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и).

Об этом сказано в части 6 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, пункте 126 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, пунктах 3.35.5типового договора, приведенного в приказе Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н.

В счетах на оплату и реестре счетов на оплату медпомощи укажите все единицы объема независимо от того, какой способ оплаты применяет учреждение. Также укажите установленные тарифы. Об этом сказано вписьме ФФОМС России от 11 апреля 2016 г. № 2193/30-2/1366.

На основании представленных реестров счетов страховые организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления помощи по ОМС (п. 127 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Порядок организации такого контроля установлен в статье 40 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. По результатам проверки к учреждению могут быть применены санкции. Они заключаются в том, что из объема средств, которые должны выделить учреждению, удержат сумму, не подлежащую оплате по результатам контроля. Либо эти деньги придется вернуть самому учреждению. Об этом сказано в пунктах 127.1–127.2 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.
Порядок применения санкций установлен в статье 41 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, а их размер рассчитывается по формулам, которые установлены в пунктах 127.3–127.5 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При наличии отклоненных от оплаты счетов по результатам проведенного контроля учреждение вправе доработать и представить в страховую организацию исправленные счета и реестры счетов. Сделать это нужно не позднее 25 рабочих дней с даты получения акта страховой организации (п. 128 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

В случае превышения в отчетном месяце объема средств над суммой счета на оплату медицинской помощи(с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий) в следующем месяце размер заявки на авансирование уменьшается на сумму превышения. Исключение – оплата медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту. Об этом сказано в пункте 129 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158нчасти 6 статьи 38 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Средства ОМС, полученные в рамках территориальных программ, учреждения здравоохранения должны использовать только на оплату расходов, которые связаны с оказанием медицинской помощи (услуг), потарифам, установленным соглашением по ОМС. Такой вывод следует из раздела IV программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382пункта 17.2 приложения 2 кприказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

Также следует отметить, что субъекты РФ могут включить в территориальную программу ОМС средства на высокотехнологичную помощь (ч. 9 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗч. 3 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 17.2приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

Контроль в рамках ОМС

Использование средств ОМС по назначению контролирует ФФОМС. Для этого фонд проводит ревизии и проверки, по результатам которых проверяющие составят акт. Если в ходе контрольных мероприятий будут выявлены нарушения (недостатки), акт должен содержать информацию о нарушенных нормах закона и других нормативно-правовых актов с указанием:

за какой период допущены нарушения;

когда и в чем они выразились;

сумм нецелевых расходов;

расходов, которые были произведены с нарушением законодательства;

сумм необоснованно полученных средств.

Акт с фактами о выявленных нарушениях или нецелевом использовании средств ОМС является основанием для принятия мер и проведения контроля за реализацией материалов проверки.

Об этом сказано в пунктах 141919.2.127 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260.

Также в случае нарушения законодательства об ОМС или нецелевого использования средств ОМС руководителю медучреждения будет направлено письменное уведомление (п. 29 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Из письма ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21-И

[О вопросах расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования]

«Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования по вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования сообщает следующее. Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания. мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.*

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Медицинские организации обязаны согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При определении соответствующих направлений расходования средств следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Указания), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 171нКлассификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от I января 2002 года № 1 (далее - Классификация основных средств) и Общероссийским классификатором основных фондовОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359.

Расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, в том числе не медицинского, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" Классификации операций сектора государственного управления раздела V Указаний (далее - КОСГУ) и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на приобретение запасных частей и (или) составных частей для машин, оборудования, в том числе стоимостью свыше 100 тысяч рублей относятся на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования без ограничения стоимости.

Услуги но обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной мебели относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются, за исключением оборудования, которое согласно сертификату (декларации) соответствия относится в соответствии с Классификацией основных средств к виду 14 3311320 "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" раздела 14 0000000 "Машины и оборудование".

Расходы на оплату медицинскими организациями программного обеспечения и прочих услуг относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.*Расходы на капитальный ремонт относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Определение понятия капитального ремонта объектов капитального строительства приведено в части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Расходы на текущий ремонт относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы медицинских организаций на приобретение бытовых кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин, изделий текстильных швейных (шторы, тюль), жалюзи и другие предметы хозяйственного назначения относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Согласно Классификации основных средств, указанные расходы относятся к разделу 16 0000000 "Инвентарь производственный и хозяйственный" и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются.

Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов относятся на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на приобретение автомобилей относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и согласно Классификации основных средств указанные расходы относятся к классу 15 3410000 "Автомобили" раздела 15 0000000 "Средства транспортные" и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются.

Расходы по оплате арендной платы автомобилей в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) относятся на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств относятся на подстатью 225 "Расходы, услуги по содержанию имущества" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы по страхованию транспортных средств относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на техническое обслуживание оборудования (медицинского. информационно-аналитического) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы медицинских организаций по уплате налога на имущество, других налогов и сборов относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом уплата налога за счет средств обязательного медицинского страхования возможна в случае, если обязанность уплаты указанных расходов совпадает с годом реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Расходы медицинских организаций по уплате штрафов и пени, в том числе штрафов за нарушение требований пожарной безопасности относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ и могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций относятся на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" статьи 260 "Социальное обеспечение" КОСГУ и в рамках исполнения полномочий работодателя включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Возмещение физическому лицу морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи, относится на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ и включается в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, включающим в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Медицинская организация использует средства обязательного медицинского страхования в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой обязательного Медицинского страхования и осуществляет расходы на содержание медицинской организации из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.

В соответствии с частями 3-5 статьи 36 Федерального закона норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. В указанных случаях финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации. В случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, территориальная программа обязательного медицинского страхования должна предусматривать перечень направлений использования средств обязательного медицинского страхования.»

Председатель
Н.Н.Стадченко



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.83%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.76%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.85%
  • Над налоговой отчетностью 24.39%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль