Требования к участнику закупки

21

Вопрос

Контрагент - получатель наших услуг для заключения договора с нами запросил у нашей организации заверенные руководителем копии следующих документов: карточка образцов подписей руководителя и главного бухгалтера, доверенность на лицо имеющее право подписи счетов-фактур, декларация по НДС за 2015г с предоставлением документов подтверждающих предоставление декларации в ИФНС, бух отчетность за 2015г., ссылаясь на письмо ФНС России от 16.03.2015г № ЕД-4-2/4124. На сколько это правомерно и обязаны ли мы предоставлять все эти документы?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Нет, не обязаны. Участник декларирует соответствие этим требованиям в своей заявке на участие в закупке. Предъявлять какие-то дополнительные подтверждающие документы он не должен.

Заказчик, в свою очередь, для проверки соответствия требованиям может использовать любые доступные источники информации.

Заявку участника закупки, который предоставил недостоверную информацию о себе, заказчик обязан незамедлительно отклонить (письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703).

В письме ФНС РОССИИ от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 даны общие рекомендации о том, как проверить участник закупки, но в ней не говорится об обязанности участника предъявлять документы, подтверждающие его добросовестность, правоспособность, и т.п.Заказчик вправе установить такие требования о подтверждении заказчиком этих сведений, но требовать документального подтверждения не вправе.

Обоснование
 

1.Из справочника

Требования к участникам закупок по Закону № 44-ФЗ

Единые требования:
– обязательные к проверке комиссией;
– не обязательные к проверке.

Дополнительные требования, установленные Правительством РФ.

Требование Описание
Единые требования
Обязательные к проверке комиссией (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ):
1.

Наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки

(п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Если предметом закупки является товар, работа или услуга, деятельность по производству которых относится к лицензируемым, то заказчик обязан установить требование к участникам о наличии лицензии. Перечень лицензируемых видов деятельности приведен в статье 2 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Например, при проведении закупки лекарственных препаратов заказчик обязан установить требование о наличии уучастников лицензии на ведение такого вида деятельности. Причем лицензия должна быть именно у самогоучастника, а не у других лиц, которые ведут с ним совместную деятельность (п. 2 письма ФАС России от 23 октября 2014 г. № АД/43043/14письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 г. № Д28и-1542)

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту заказчик устанавливает требование о наличии свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией (СРО). Перечень таких работ утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624. А генподрядчик должен иметь свидетельство, выданное СРО, о допуске к работам по организации строительства (допуск на генподряд) (письмо Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № Д28и-1440)
2.

Участник закупки не должен быть офшорной компанией

(п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Важно: данное требование применяется с 13 августа 2015 года

Перечень офшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Организации, которые зарегистрированы в таких зонах, не могут быть допущены к участию в закупке. А операторы электронных площадок не имеют права их аккредитовать. Причем при выявлении офшорных компаний, аккредитованных ранее, действие их аккредитации прекращается

(ч. 8.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗп. 2 ст. 2 Закона от 13 июля 2015 г. № 227-ФЗ)

3.

Отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков

(ч. 1.1 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Заказчик сам принимает решение – предъявлять это требование к участникам или нет. Причем он может предъявить это требование не только к участнику, но и к учредителям, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа.

В 2015 году заказчик вправе предъявить требование об отсутствии участника закупки в двух реестрах недобросовестных поставщиков:
– в том, который действовал до вступления в силу Закона о контрактной системе;
– в том, который действует сейчас

(ч. 21 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Не обязательные к проверке комиссией (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ):
1.

Участник закупки не находится в стадии ликвидации, и нет решения арбитражного суда о признании его банкротом

(п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Участник декларирует соответствие этим требованиям в своей заявке на участие в закупке. Предъявлять какие-то дополнительные подтверждающие документы он не должен.

Заказчик, в свою очередь, для проверки соответствия требованиям может использовать любые доступные источники информации.

Заявку участника закупки, который предоставил недостоверную информацию о себе, заказчик обязан незамедлительно отклонить

(письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703)

2.

Деятельность участника на дату подачи заявки не приостановлена

(п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

3.

У участника закупки отсутствуют недоимки по налогам, сборам, другим обязательным платежам в бюджет

(п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

4.

У участника закупки – гражданина, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации нет судимости за преступления в сфере экономики

(п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

5.

Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по контракту заказчик приобретает права на такие результаты

(п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

6.

Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов

(п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

2.ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124

«О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента»

Вопрос

Какие меры должной осмотрительности должны приниматься налогоплательщиком при заключении договоров с контрагентами?

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 16 марта 2015 года № ЕД-4-2/4124

О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента

«Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу представления разъяснений и рекомендаций по принятию мер должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами и сообщает следующее.Следует отметить, что при заключении сделок налогоплательщикам в первую очередь необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск.

Следовательно, именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Необходимо удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует перечисленным условиям.

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в редакции приказов ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@).Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);- контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.

Одновременно обращаем внимание, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Порядок представления документов при государственной регистрации, их перечень, порядок государственной регистрации определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Поэтому при регистрации создаваемой организации налоговый (регистрирующий) орган не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Отказ в государственной регистрации допускается лишь при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, месте жительства управляющего или месте нахождения управляющей организации.

В отношении представления контрагентом копии налоговой отчетности необходимо отметить следующее. Налогоплательщики нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение налоговых обязательств контрагентами. Однако даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, налогоплательщикам при выборе контрагентов следует учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков.»

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров

3.Из ситуации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Какие требования нужно предъявлять кучастникам закупки

Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Эти требования разделены на единые и дополнительные. При этом часть единых требований комиссия должна проверить обязательно, а часть члены комиссии могут проверить, если сочтут это нужным (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Причем способ проверки требований, которые были установлены, комиссия выбирает сама. Ведь положения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ данный вопрос не регулируют. Для этого комиссия может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации. Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2734.

Итак, что же нужно проверить? Во-первых, обязательно проверяйте:

1) наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки: лицензии, разрешения, заключения о соответствии качества работ или услуг и другие разрешительные документы (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, вы можете установить в документации такие требования к участникам:

2) чтобы участник закупки не был офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кстати, при проведении электронного аукциона это проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника;

3) отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗписьмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898). Имейте в виду, что старый реестр недобросовестных поставщиков (был в 2014–2015 годах) больше не действует. Сейчас ФАС России ведет только новый реестр в соответствии с требованиями статьи 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Об этом сказано в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Во-вторых, комиссия должна проверить и дополнительные требования, которые устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это требования о наличии:

Если Правительство РФ установит дополнительные требования, то заказчик обязан извещать о них участников закупки, а комиссия должна проверять их на соответствие этим требованиям (ч. 4 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Например, пункт 3 приложения 1 к этому постановлению предусматривает, что заказчик должен выдвинуть доптребования к участникам закупок транспортных услуг для выполнения воинских морских и речных перевозок. В этом случае участники обязаны документально подтвердить наличие у них в собственности (или другом вещном праве) судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов. А также предоставить информацию о том, что за последние три года они оказывали аналогичные услуги на сумму не менее 20 процентов от НМЦК. Для этого они могут представить оригиналы или копии контрактов, выписки из них и акты оказания услуг.

Как применять дополнительные требования, установленные постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, разъяснили Минэкономразвития и ФАС России в письме от 28 августа 2015 г. № АВ-45739/15, № 23275-ЕЕ/Д28и. В том числе при закупке строительных работ. Кроме того, они отметили, что заказчик может установить одно или несколько доптребований о наличии недвижимости, оборудования и технических средств. То есть можно установить требование о наличии только недвижимости или требование о наличии недвижимости и оборудования в необходимом объеме. Главное, такие требования не должны содержать условия, которые могут ограничить количество участников закупки (например, определенные марки, модели или товарные знаки).

Комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством. Таким как отсутствие:

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки. Обратите внимание: если участник в заявке укажет информацию только о руководителе или только о главбухе, отклонять такую заявку не стоит. Законодательство допускает такой вариант, ведь в данной норме использован союз «или». И кстати, суды встают на сторону участника (см., например, постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015). Совет участнику: в заявке правильнее указать, что судимость отсутствует как у руководителя, так и у главбуха. Это поможет избежать споров с заказчиком и судебных тяжб;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-631.

Из рекомендации «Кто может участвовать в проведении закупок»

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль