Дополнительные тарифы страховых взносов

19

Вопрос

подскажите пожалуйста в нашем учреждении (противотуберкулезный диспансер) работают младшие медицинские сестры, нужно ли на их доход платить дополнительные тарифы (если да, то какой процент?) в аттестацию рабочих мест данные должности не вошли

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт


Начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано оптимальным или допустимым, по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный класс условий труда, тогда в отношении такого рабочего места следует применять дополнительный тариф страховых взносов, установленный частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом, в случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места, в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4 -7,0 процентов.

По общему правилу результаты аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Это правило действует, если нет необходимости в проведении внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Все работодатели обязаны платить страховые взносы с выплат штатным сотрудникам и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Их полный перечень очень большой – все тарифы можно посмотреть в таблице. Выбор, какие ставки использовать именно вам, зависит от множества условий. Например, есть ли у работодателя льготы, каковы условия труда, имеет ли сотрудник право на льготную пенсию и многих других. Разобраться во всем и выбрать верный тариф взносов с выплат конкретному человеку поможет эта рекомендация.

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в учреждении специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если на выплаты некоторым сотрудникам учреждение обязано начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в учреждении не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В учреждении проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: Начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Важно! По мнению Минтруда России, если у плательщика нет возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места, то действуют следующие правила. В отношении такого рабочего места применяйте дополнительный тариф 7 процентов, что соответствует подклассу условий труда 3.4. Такие разъяснения даны в пункте 2 письма Минтруда России от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579.

Внимание: Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 4 или 6 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 года и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

И вот еще что важно. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применяйте дополнительные тарифы с момента, когда начисляете выплаты. Период, за который эти выплаты рассчитываете, значения не имеет. Например, в 2016 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, можно начислить премию или вознаграждение по итогам работы за 2015 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2015 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагали, в 2016 году эти суммы нужно включить в базу для расчета дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет

Нет, не нужно.

Ведь необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:

Поэтому если сотрудник трудится по специальности, для которой льготная пенсия не предусмотрена, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т. п.).

Это следует из положений статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 17-3/В-67.

Крым и г. Севастополь

Ситуация: можно ли при определении тарифа дополнительных страховых взносов использовать результаты аттестации рабочих мест, проведенной в 2014 году по украинскому законодательству. Учреждение расположено в Крыму (г. Севастополе)

Да, можно.

По общему правилу результаты аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Это правило действует, если нет необходимости в проведении внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ).

Результаты аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, можно использовать в том числе и для установления дополнительного тарифа страховых взносов или расчета скидок (надбавок) к основному тарифу страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Об этом сказано в части 3 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ и статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Сложности могут возникнуть с определением класса условий труда. Дело в том, что по российским правилам существующие условия труда разбиваются на четыре класса. А класс «вредные условия труда» дополнительно разбивается на четыре подкласса. Украинские же правила (до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Украины от 8 апреля 2014 г. № 248) устанавливали лишь три класса и три подкласса вредных условий труда (Гигиеническая классификация труда, утвержденная Главным государственным санитарным врачом СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86).

В настоящее время нормативных документов, устанавливающих соответствие классов условий труда по российским и украинским правилам, нет. Разъяснения по этому вопросу готовятся. Если учреждение не может точно определить, к какому подклассу отнести вредные условия труда, до выхода официальных разъяснений следует применять дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий наивысшему подклассу 3.4.

2.ПИСЬМО МИНТРУДА РОССИИ от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579

О применении дополнительных тарифов

Минтруд России рассмотрел обращение Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.02.2014 № НП-30-12/1623 по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает следующее.

1. О применении результатов аттестации рабочих мест.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ, в частности, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ порядком.
Вместе с тем, необходимо учитывать следующие различия специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
При проведении специальной оценки условий труда отнесение условий труда на рабочем месте к соответствующему классу (подклассу) условий труда осуществляется по результатам сравнения измеренных значений вредных (опасных) производственных факторов с нормами условий труда.
При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда до 01.01.2014 в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, а до 01.01.2011 в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, в дополнение к оценке соответствия условий труда нормам условий труда оцениваются также травмоопасность рабочих мест и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.
При этом процедуры оценки соответствия условий труда нормам условий труда и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в целом идентичны.
В связи с изложенным, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда следует учитывать только класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.

Одновременно, частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ) предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в подпунктах 1- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), которым при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда.

2. О документальном подтверждении результатов аттестации.
Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Учитывая вышеприведенное положение части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный класс условий труда по результатам оценки соответствия условий труда на данном рабочем месте гигиеническим нормативам, то в отношении такого рабочего места следует применять дополнительный тариф страховых взносов, установленный частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
При этом, по-нашему мнению, в случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места, в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4,-7,0 процента.

3. О дате, с которой применяются результаты специальной оценки условий труда.
На основании вышеприведенного положения части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условий труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Исходя из положений части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных в упомянутых частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Статс-секретарь -
заместитель министра труда
и социальной защиты РФ

А.Н.Пудов



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль