Формулировка предмета договора

45

Вопрос

муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия администрации города Тулы" заключила договора об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета с отраслевыми органами администрации и подведомственными муниципальными казенными учреждениями. Оказание услуг по ведению бухгалтерского учета осуществляется на безвозмездной основе.Вопросы:1. Возникает ли у обслуживаемых учреждений обязанность уплаты налога на прибыль и сдачи декларации в налоговые органы?2. Как правильно должен быть сформулирован предмет договора: оказание услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или передача функций (полномочий) по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или...?

Ответ

Отвечает Екатерина Самодурова, старший эксперт
Заключать безвозмездный договор на оказание услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или безвозмездный договор на передачу функций (полномочий) по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета согласуйте с государственными органами (органами местного самоуправления) либо его структурными подразделениями (например, управлением финансов (финансовым отделом)). Обязанность обслуживаемых учреждений по уплате налога на прибыль и сдаче декларации в налоговые органы зависит от того какие функции и обязанности переданы Централизованной бухгалтерии (полная или частичная централизация) и видов доходов получаемых учреждениями. Акт об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета можно не составлять.

Обоснование
 

1. Из статьи журнала «Учет в казенных учреждениях» №1, январь 2016

Централизованная бухгалтерия ведёт раздельный учёт учреждений

Мария Миллиард, эксперт службы Правового консалтинга «Гарант»

Как известно, полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учёта, оформлению первичных документов, бухгалтерских регистров, формированию отчётности могут быть переданы централизованной бухгалтерии. При этом возникает масса вопросов о распределении компетенций обслуживаемых учреждений и бухгалтерии. Попробуем ответить на некоторые из них.*

Каков порядок учёта первичкиДЛЯ СПРАВКИ

Существует четыре способа централизации бухгалтерского учёта, которые реализуются через централизованные бухгалтерии. Это полная централизация (предусматривает освобождение обслуживаемых учреждений от всех видов учётных процедур); частичная централизация (централизованной бухгалтерии передаётся только часть функций, другая — осуществляется учреждением);* обслуживание в рамках централизованного снабжения (в данном случае централизованные бухгалтерии обеспечивают учёт и контролируют закупку и распределение тех материальных ценностей, которые поставляются в централизованном порядке); свод учётных показателей (этот способ применяется, если учреждения самостоятельно ведут все учётные и отчётные процедуры).

Выбор способа централизации, а также конкретные функции централизованных бухгалтерий согласовываются с государственными органами (органами местного самоуправления) либо его структурными подразделениями (например, управлением финансов (финансовым отделом)) и прописываются в уставе таких бухгалтерий.

Ну и, наконец, следует ли централизованной бухгалтерии все учётные документы (главную книгу, журналы операций и т. д.) формировать и выпускать на бумажных носителях по каждому учреждению отдельно?

Да, это необходимо, если руководитель обслуживаемого учреждения не обеспечен квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 11 Инструкции № 157н по истечении каждого отчётного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учётные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учёта, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке такой брошюры указывается наименование субъекта учёта. Унифицированная форма Журнала операций (ф. 0504071) в числе обязательных реквизитов также содержит наименование учреждения.

То есть журнал операций и прилагающиеся к нему документы должны быть сброшюрованы по каждому учреждению отдельно.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в главную книгу. Соответственно и Главная книга (ф. 0504072) будет составлена по каждому учреждению, наименование которого также указывается на лицевой стороне регистра.

Более того, на основании главной книги и других регистров учёта с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учёта с оборотами и остатками по регистрам синтетического учёта составляется бюджетная отчётность учреждений (ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции № 191н2).

Отметим, что в силу п. 5 Инструкции № 191н в случае передачи руководителем учреждения ведения бухгалтерского учёта и составления на его основе отчётности по договору централизованной бухгалтерии отчётность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения, подписывается руководителем учреждения, а также руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии.

Согласно п. 19 Инструкции № 157н и Методическим указаниям, утверждённым приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, формирование регистров бухгалтерского учёта осуществляется в форме электронного регистра, а при отсутствии технической возможности — на бумажном носителе.

То есть составление и хранение регистров бухгалтерского учёта исключительно в форме электронного документа возможно только в том случае, если они заверяются в установленном порядке электронными подписями. В ином случае документ должен быть оформлен (распечатан) на бумажном носителе.

При этом согласно тому же п. 19 Инструкции № 157н периодичность формирования машинограмм регистров бухгалтерского учёта учреждению следует определить в рамках учётной политики. Она не может быть реже периодичности, установленной для составления бухгалтерской отчётности, составляемой на основании данных определённого регистра.

Таким образом, централизованная бухгалтерия, заключая договор с обслуживаемыми учреждениями, обязана организовать по каждому из них раздельный учёт и оформление бухгалтерских документов и регистров.*

1Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». <<вернуться в текст

2Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». <<вернуться в текст

2. Из статьи журнала «Учет в учреждении» №9, Сентябрь 2015

Как организовать работу централизованной бухгалтерии

О чем пойдет речь: затраты на содержание бухгалтерии в последнее время заметно выросли. Главным образом из-за того, что ее работу приходится автоматизировать. Немало средств уходит на компьютеры, программное обеспечение, услуги программистов и консультантов, абонентскую плату за обновление программ и доступ к справочным системам. Один из способов оптимизировать расходы – укрупнение и централизация бухгалтерий.

Татьяна ФИСЕНКО, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Определите, нужна ли централизация

Напомню, что основная цель создания централизованных бухгалтерий – повысить эффективность использования бюджетных средств.* Как правило, учреждению удается сократить расходы по следующим направлениям:

  • программное обеспечение;
  • компьютерная техника;
  • затраты на материальные ценности. Например, уменьшается объем выводимых на бумагу регистров учета;
  • оплата труда сотрудников. При централизации общий штат бухгалтерской службы на практике сокращается.

Формулировка предмета договора

Совет

Закон не запрещает централизованной бухгалтерии вести учет по договору аутсорсинга с учреждениями, подведомственными стороннему ГРБС или другого уровня бюджета

В то же время качество работы улучшается за счет того, что можно быстрее получить своевременную и достоверную информацию о состоянии расчетов и учета. Для образовательного учреждения централизация учета облегчает свод периодической и годовой отчетности. Она также обеспечивает оптимальные условия для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, подведомственных одному распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств (ГРБС). Полномочия по ведению учета целесообразно передать, если:

  • несколько учреждений заняты в одной сфере деятельности;
  • в каждом из этих учреждений объем работ по ведению учета невелик.

В таком случае создают внутриведомственную централизованную бухгалтерию. Гораздо реже встречается межведомственная централизация учета. Она характерна, например, для муниципальных образований. Они формируют централизованные бухгалтерии для ведения бюджетного учета учреждений всего района независимо от сферы деятельности.*

Проверьте законность передачи бухгалтерских функций

Важно запомнить!

Централизованной бухгалтерии можно передать лишь полномочия в области ведения бюджетного (налогового) учета и составления отчетности. Все управленческие функции обслуживаемое учреждение обязано выполнять самостоятельно

В статье 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. А в пункте 5 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, есть уточнение: договор заключают с другим учреждением или организацией (централизованной бухгалтерией).

Централизованная бухгалтерия обычно представляет собой самостоятельное юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме учреждения и действующее на основании устава, утвержденного учредителем. У такой организации есть круглая печать и штампы с ее наименованием, лицевой счет в финансовом органе, имущество, закрепленное на праве оперативного управления.*

На заметку

На что обратить внимание, выбирая программное обеспечение

При централизации бухгалтерии применяют программное обеспечение, которое позволяет:
– обеспечить учет в одной информационной базе по нескольким учреждениям, не снижая быстродействия программы;
– своевременно обеспечить вышестоящее руководство и внешних пользователей оперативной и достаточной бухгалтерской и экономической информацией;
– рационально организовать документооборот между учреждениями и ГРБС;
– свести полученную информацию по разным учреждениям в единый отчет;
– получить контрольные соотношения для проверки отчетных данных.

Решение о создании централизованной бухгалтерии принимает орган государственной власти или местного самоуправления (учредитель).

Для передачи полномочий по ведению учета заключают специальный договор (соглашение). В нем фиксируют права и обязанности каждой стороны.

При безвозмездном договоре централизованную бухгалтерию финансирует учредитель в рамках утвержденной бюджетной сметы.*

На заметку

Передача права первой подписи может вызвать вопросы

Для передачи права первой подписи директору централизованной бухгалтерии руководитель обслуживаемого учреждения может выдать доверенность, составленную в простой форме (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Однако учтите следующее: хотя доверенность и предусмотрена гражданским законодательством, очень многие проверяющие настаивают на том, что в финансовых документах должна стоять подпись руководителя обслуживаемого учреждения, а не директора централизованной бухгалтерии. На законодательном уровне данный вопрос четко не урегулирован.

Полномочия образованного центра бухгалтерского учета и выполняемые им функции зависят от объема задач, экономической целесообразности и финансовых возможностей сторон.

Распределите обязанности по учету

Формулировка предмета договора

Совет

Оформите с работниками централизованной бухгалтерии трудовые договоры. Разработайте для них штатное расписание, должностные инструкции, положения об оплате труда и другие локальные нормативные акты

При полной централизации ведения учета и составления отчетности в штатном расписании обслуживаемого учреждения не предусматривают должность бухгалтера. Соответственно, бухгалтерская служба не нужна. Но ведь бухгалтерский учет централизованная бухгалтерия может осуществлять и частично.

Рассмотрим каждый из вариантов.

При частичной централизации учетных функций в штатном расписании обслуживаемого учреждения сохраняют должность бухгалтера. В данном случае нужно четко разделить обязанности собственного специалиста (службы) и централизованной бухгалтерии.

Нередко функции бухгалтера учреждения оказываются ограниченными. Например, он принимает и проверяет «первичку», формирует бухгалтерские регистры. А остальная работа по ведению учета и составлению отчетности ложится на сотрудников централизованной бухгалтерии.

Если же собственный специалист учреждения ведет полноценный учет, то тогда обязанность централизованной бухгалтерии – сводить отчетность нескольких учреждений в единые отчеты и сверять контрольные соотношения.

От того как организована работа централизованной бухгалтерии, зависят непосредственные обязанности ее сотрудников.

Если квалификация бухгалтеров достаточно высока, каждого из них можно назначить ответственным за ведение учета одного или нескольких учреждений в полном объеме. Они будут не только работать с документацией, но составлять итоговую бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность. Однако на практике чаще применяют иную структуру: обязанности сотрудников разграничивают в соответствии с областями учета.*

Важно запомнить!

Оценка деятельности централизованной бухгалтерии характеризуется качеством работ по ведению учета и составлению отчетности

Помимо ведения учета централизованная бухгалтерия может:

  • осуществлять внутренний и ведомственный финансовый контроль;
  • консультировать руководителей обслуживаемых учреждений по вопросам документирования, налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
  • проводить инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности нефинансовых активов, находящихся в учреждениях;
  • анализировать результаты деятельности подведомственных учреждений;
  • формировать полную и достоверную информацию о деятельности обслуживаемых учреждений.

Шпаргалка

Пример структуры централизованной бухгалтерии

Структуру можно выстроить в соответствии с функциями сотрудников:
– руководство бухгалтерии;
– планово-экономический отдел;
– группа расчетов с поставщиками и подрядчиками;
– группа по учету объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов;
– группа расчетов по оплате труда;
– группа по учету материальных ценностей;
– группа по калькуляции продуктов питания;
– контрольно-ревизионная служба;
– кассир;
– делопроизводитель;
– административно-хозяйственный отдел (в том числе кладовщик).

3. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

Какие доходы облагаются налогом на прибыль

Налогом на прибыль облагаются следующие доходы:

Такая классификация доходов предусмотрена пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.*

Доходы от реализации

К доходам от реализации, с которых нужно заплатить налог на прибыль, относится выручка от реализации:

  • продукции (работ, услуг) собственного производства;*
  • ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);
  • имущественных прав.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ.*

Учреждения, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом, должны включить в состав выручки от реализации также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Это требование следует из положений пункта 2 статьи 249 и подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Учреждения, которые ведут налоговый учет методом начисления, полученные авансы в составе доходов не учитывают (подп. 1 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 271НК РФ).

Подробнее см. Какие доходы от реализации учитываются при расчете налога на прибыль.*

Внереализационные доходы

К внереализационным доходам относятся все другие поступления, которые не являются доходами от реализации. В частности, это:*

Полный список внереализационных доходов приведен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Он является открытым. Это значит, что виды доходов, прямо не поименованные в нем, тоже увеличивают базу по налогу на прибыль.*

Доходы, освобожденные от налогообложения

Помимо доходов, подлежащих налогообложению, есть группа доходов, с которых налог на прибыль платить не нужно. Закрытый перечень доходов, освобожденных от налогообложения, приведен в статье 251Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:*

1) имущество или права на него, полученные в виде задатка или залога (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) проценты, полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за несвоевременный возврат переплаты по налогам, сборам, страховым взносам (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) безвозмездно полученное имущество от учредителя (при определенных условиях);

4) средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), в том числе:*

5) целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ), в том числе:

4. Из ситуации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Нужно ли оформлять акт по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)

Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.*

Акты по гражданско-правовому договору можно составить следующим образом:

  • акт приема-передачи выполненных работ;
  • акт об оказании услуг.

В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ).* Например, для договора перевозки факт оказания услуг подтверждается третьим экземпляром товарно-транспортной накладной. Если перевозка груза на грузовом автомобиле оплачивается заказчиком по повременному тарифу, то документом, подтверждающим факт выполнения услуг по перевозке, помимо товарно-транспортной накладной, является отрывной талон к путевому листу. Факт оказания услуг по договору комиссии подтверждается отчетом комиссионера (ст. 999 ГК РФ). По агентскому договору – отчетом агента (ст. 1008 ГК РФ). По договорам поручения (если это предусмотрено самим договором) – отчетом поверенного (абз. 5 ст. 974 ГК РФ).

Вместе с тем, для признания расходов по договору при налогообложении акт может потребоваться и в случаях, не предусмотренных в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ сказано, что акт нужен организациям, применяющим метод начисления, для признания материальных расходов по договорам на выполнение работ (оказание услуг) производственного характера (подп. п. п. 6 п. 1 ст. 254п. 2 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся вписьме ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279.

Главбух советует: в тех случаях, когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказания услуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ).

Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:

  • договор;
  • счет на оплату;
  • платежные документы.

Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778.

Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом. Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль