Внутренний и внешний контроль деятельности госучреждения

84

Вопрос

Какими документами необходимо нам располагать при проводимых контрольных проверках? Проверки проводятся местными контрольно-ревизионными службами.

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
При проведении ревизии контролеры смотрят на соблюдение учреждением следующих нормативно-правовых актов:


Государственный (муниципальный) финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения. Он подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний контроль проводит Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляют:

Такие правила определены статьей 265 Бюджетного кодекса РФ.

Деятельность территориальных управлений Росфиннадзора в субъектах РФ регулирует Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (утверждено приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 89н). Действия и полномочия остальных КРО определяет орган (ведомство), который их создал.

Разъяснения о системе внутреннего контроля, данные в рекомендации,вы можете учитывать и при проведении внешнего контроля.

Обоснование
 

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса


Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

Нормативная база внутреннего контроля

Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать только те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, новые положения законодательства требуют организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В настоящее время для государственных (муниципальных) учреждений отсутствует определение термина «система внутреннего контроля». Поэтому можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».

Законодательством о бухучете «не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012). Следовательно, учреждение вправе разработать собственную систему контроля, утвердив ее любым способом.

Вместе с тем, учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФписьмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-10-08/2347). Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:

Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, учреждение заинтересовано провести самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Казначейство России.

Внимание: контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При организации системы внутреннего контроля учреждениям нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

Кстати, для некоторых госорганов специальные стандарты внутреннего и ведомственного контроля (аудита) уже разработаны. Например, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России нужно руководствоваться стандартами, утвержденными приказом Казначейства России от 29 июня 2011 г. № 253.

Цели и задачи контроля

Исходя из совокупных требований бюджетного законодательства и законодательства о бухучете, главными целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий;
  • выявление нарушений законодательства при ведении учета.

Об этом сказано в статьях 160.2-1 и 265 Бюджетного кодекса РФ и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и разъяснено в письме Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-10-08/2347.

Эти общие цели совпадают с целями внешнего аудита. Но внешний аудит не способен предотвратить совершение противоправных и неэффективных действий при расходовании бюджетных средств. Кроме того, система внутреннего контроля учреждения должна строиться с учетом целей, поставленных Бюджетным кодексом перед внутренним финансовым контролем. Такими целями являются:

Вышеуказанные цели предполагают, что система внутреннего контроля должна позволять отслеживать эффективность работы структурных подразделений и отделов, а также добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

С помощью системы внутреннего контроля учреждение может своевременно обнаружить нарушения (ошибки), исправить и предотвратить их появление в дальнейшем. Это позволит учреждению избежать санкций со стороны органов госконтроля (например, Казначейства России), которые имеют право за бюджетные нарушения привлекать к административной ответственности и применять бюджетные меры принуждения (ст. 23.7 КоАП РФп. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

Задачи внутреннего контроля, решение которых позволит достичь поставленных целей, можно сформулировать с помощьюпункта 4 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, и пункта 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

В рамках своих контрольных мероприятий внутренние ревизоры должны:

  • установить соответствие фактов хозяйственной жизни требованиям законодательства;
  • проверить правильность их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности;
  • определить целесообразность совершения фактов хозяйственной жизни;
  • проверить соблюдение утвержденных норм (нормативов) при использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • установить соответствие проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • проверить наличие и движение имущества, денежных средств и обязательств;
  • выявить нарушение финансовой дисциплины;
  • анализировать саму систему внутреннего контроля учреждения на предмет повышения ее эффективности.

Субъекты и объекты контроля

Состав субъектов внутреннего контроля (т. е. состав проверяющих) зависит от организации контрольной системы и распределения контрольных функций. В него могут входить:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • сотрудники учреждения на всех уровнях;
  • подразделение внутреннего контроля;
  • штатный ревизор (аудитор);
  • комиссия по проведению проверок;
  • независимый консультант (аудитор).

Перечень контрольных мероприятий и предмет проверок (т. е. объекты контроля) учреждение формирует самостоятельно исходя из актуальности текущих задач, стоящих перед внутренними ревизорами. Например, можно проверять следующие вопросы:*

  • целевое и эффективное использование средств финансового обеспечения;
  • операции по приносящей доход деятельности;
  • сметные и плановые документы (план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетная смета, нормы расходов, расчет плановой и нормативной себестоимости);
  • соблюдение правил бухгалтерского и бюджетного учета при отражении объектов учета различных видов;
  • оформление первичных документов и отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухучета;
  • операции с наличными и безналичными денежными средствами;
  • документы по организации учета, составления и представления отчетности (например, учетная политика, Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, Положение об инвентаризационной комиссии);
  • исполнение договоров и контрактов;
  • достоверность показателей объемов выполненных работ (оказанных услуг), которые отражены в плановых документах и отчетности;
  • соответствие данных бухгалтерской, бюджетной, статистической, налоговой и иной отчетности данным учета;
  • материальные ценности учреждения (полнота оприходования, сохранность и фактическое наличие по данным инвентаризации);
  • обязательства учреждения (наличие, причины образования, своевременность погашения задолженности);
  • расчеты с подотчетными лицами;
  • трудовые отношения с сотрудниками учреждения (порядок оформления приказов, правила начисления зарплаты, назначения пособий, соблюдение норм трудового законодательства).

Дополнительно по вопросу:

ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.07.2005 № 89Н Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль