Накладные и общехозяйственные расходы учреждения: правильность распределния

162

Вопрос

Муниципальное бюджетное учреждение получает субсидию на выполнение муниципального задания (содержание общегородских дорог). Оказывает платные услуги: ритуальные по захоронению; продажа ритуальных товаров; сдача в аренду транспортных средств (ТС приобретены за счет муниципальных (бюджетных) средств); сдача в аренду нежилых помещений (здания переданы учредителем, числятся по "4"); возмещение коммунальных расходов по сданным в аренду помещениям. Как правильно распределить накладные и общехозяйственные расходы в данной ситуации? Что отражать на счете 0.109.70, а что на счете 0.109.80?Спасибо!

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Каждое учреждение принимает решение по своему усмотрению, к какому счету учета затрат отнести тот или иной факт хозяйственной жизни. Объясняется это тем, что способ калькулирования себестоимости услуг (работ, продукции), перечень прямых и накладных затрат, перечень общехозяйственных расходов и способы их распределения устанавливаются либо самостоятельно учреждением, либо его учредителем (п. 134 Инструкции № 157н). Все установленные правила нужно прописать в учетной политике.

В пункте 134 Инструкции № 157н представлены на выбор несколько способов распределения затрат. В частности, это можно сделать:

пропорционально каким-либо прямым затратам (на оплату труда, материальные затраты и т. п.);

пропорционально объему выручки от реализации работ, услуг, продукции (такой способ приемлем только в рамках платной деятельности, поскольку при выполнении госзадания выручка как таковая не поступает);

пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Причем полностью распределяются на себестоимость только накладные расходы. В отличие от них общехозяйственные расходы частично (а иногда и полностью) могут быть списаны на финансовый результат — на счет 0 401 20 000. Поэтому между видами услуг и работ распределяется только оставшаяся их часть

Исчерпывающего универсального перечня прямых, накладных, общехозяйственных расходови издержек обращения не существует. Каждое учреждение определяет их самостоятельно, исходя из своей отраслевой специфики.

Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.

Обоснование

Из статьи журнала «ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ», № 10, сентября 2015

Себестоимость услуг: распределение и списание расходов

Мария Петрянина,
эксперт МЦФЭР Госфинансы

При расчете себестоимости отдельных видов услуг (работ) основная сложность заключается в распределении некоторых расходов между ними. Но это вполне решаемо, если учреждение выберет оптимальную для себя методику распределения. Подробнее об этом, а также о вопросах списания себестоимости на финансовый результат читайте далее1.

Формирование себестоимости

Напомним общие правила формирования себестоимости, изложенные в пп. 134–138 Инструкции № 157н. Если учреждение оказывает одну государственную (муниципальную) услугу (работу), все связанные с ней затраты считаются прямыми и сразу формируют ее себестоимость.

Учет затрат в учреждениях, которые оказывают несколько видов государственных (муниципальных) услуг (работ), на порядок сложнее. Далее будем рассматривать именно такой вариант — предоставление нескольких услуг или работ.

Итак, все расходы, связанные с оказанием услуг (выполнением работ), делятся на прямые, накладные, общепроизводственные и издержки обращения. Прямые расходы сразу относятся на себестоимость конкретной услуги (работы). Издержки обращения в себестоимость не попадают — по окончании месяца они списываются на финансовый результат. А вот накладные и общехозяйственные расходы нужно распределить между видами услуг и работ.

Причем полностью распределяются на себестоимость только накладные расходы. В отличие от них общехозяйственные расходы частично (а иногда и полностью) могут быть списаны на финансовый результат — на счет 0 401 20 000. Поэтому между видами услуг и работ распределяется только оставшаяся их часть.*

ПРИМЕР 1

Варианты распределения накладных и общехозяйственных расходов представим в виде схемы:

Накладные и общехозяйственные расходы учреждения: правильность распределния

Учетная политика

Конкретный способ распределения указанных расходов учреждение устанавливает самостоятельно либо пользуется методическими указаниями учредителя (если таковые имеются). Все установленные правила нужно прописать в учетной политике.

В пункте 134 Инструкции № 157н представлены на выбор несколько способов распределения затрат. В частности, это можно сделать:

пропорционально каким-либо прямым затратам (на оплату труда, материальные затраты и т. п.);

пропорционально объему выручки от реализации работ, услуг, продукции (такой способ приемлем только в рамках платной деятельности, поскольку при выполнении госзадания выручка как таковая не поступает);

пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.*

ПЕРИОДИЧНОСТЬ СПИСАНИЯ

Если содержание госзадания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность списания затрат, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может, к примеру, осуществляться ежемесячно.

В качестве иных показателей распределения можно выбрать, например, следующие:

объем услуг (пропорцию от этого показателя целесообразно брать в расчет в случае, если услуги имеют одинаковую единицу измерения: чел., тыс. чел., количество посещений и т. д.);

площадь помещений, используемых для оказания каждой услуги или работы (этот показатель можно взять в расчет, если есть возможность распределения площадей).

Бывает так, что только одна из госуслуг (работ) является основной для учреждения. А остальные услуги (работы) оказываются (выполняются) в малых объемах или время от времени. В этих случаях можно установить в учетной политике, что все накладные и общехозяйственные расходы относятся к основной услуге ( т. е. на остальные услуги и работы расходы не распределяются).


ЗАПОМНИТЬ
К нераспределяемым относятся расходы, которые не формируют себестоимость оказываемых услуг.

Списание затрат

После того как будет определена себестоимость каждой из услуг (работ), ее нужно списать на финансовый результат — в дебет счета 0 401 10 000. По кредиту этого счета будет отражен доход от оказания услуг или работ. К примеру, доход от платных услуг начисляется в момент их реализации проводкой:

Дебет счета 2 205 31 000 —
Кредит 2 401 101 30.

Остаток по счету 0 401 10 000 покажет, какой результат в конечном итоге получило учреждение. Так, дебетовый остаток свидетельствует об убытках, а кредитовый — о доходе.

Стоит отметить, что учреждение может вводить дополнительную аналитику не только по счетам учета затрат, но и по счетам финансовых результатов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Исчерпывающего универсального перечня прямых, накладных, общехозяйственных расходови издержек обращения не существует. Каждое учреждение определяет их самостоятельно, исходя из своей отраслевой специфики.*


НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
При установлении методики распределения накладных расходов бюджетное учреждение может воспользоваться п. 26 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010.

ПРИМЕР 2

В учетной политике учреждения утверждены счета:

• 2 401 10 130.О «Доход от оказания платных образовательных услуг»;
• 2 401 10 130.П «Доход от оказания прочих платных услуг».

На практике такой порядок учета применяют с целью выяснения, какой доход получен от той или иной услуги, рентабельна ли она или же приносит убыток. Эта информация поможет руководству учреждения принять определенные управленческие решения. Например, целесообразно или нет продолжать оказывать услуги в убыток себе, за счет каких ресурсов можно увеличить долю прибыли и т. п.

Рассмотрим на примере, как распределять расходы, формировать себестоимость и определять финансовый результат деятельности учреждения.

ПРИМЕР 3

Бюджетное учреждение «Художественная школа» имеет отдельно стоящее здание, которое использует для оказания платных образовательных услуг. В этом же здании находится музей, в котором проводятся платные экскурсии, выставки и другие аналогичные мероприятия.

Согласно учетной политике учреждения к прямым затратам на платную деятельность относится зарплата педагогов и сотрудников музея ( в т. ч. страховые взносы). К накладным расходам относятся коммунальные услуги и амортизация здания. А к общехозяйственным — расходы на уборку и озеленение территории учреждения, которые осуществляет сторонняя организация.

Свои общехозяйственные расходы учреждение не распределяет — по окончании месяца они списываются на финансовый результат.

Накладные расходы распределяются пропорционально площади помещений, которые используются для оказания платных услуг.*

Общая площадь помещений в здании составляет 150 м², в т. ч.:

• 120 м² занимают помещения учебных классов;
• 30 м² занимает помещение музея.

Таким образом, доля для распределения накладных расходов составляет:

• в части платных образовательных услуг — 80% ((120 м²: 150 м²) x 100);
• в части услуг музея — 20% ((120 м²: 30 м²) x 100).

Расходы, которые понесло учреждение при оказании платных услуг в сентябре, представлены в таблице:

Наименование расходов Образовательные услуги, руб. Услуги музея, руб.
Прямые расходы
Оплата труда сотрудников 100 000,00 30 000,00
Страховые взносы, начисленные на оплату труда 30 200,00 9060,00
Накладные расходы
Коммунальные услуги 90 000,00
Амортизация здания 16 000,00
Общехозяйственные расходы (нераспределяемые)
Уборка и озеленение территории 90 000,00


ЗАПОМНИТЬ
Брать за основу распределения прямые затраты (согласно п. 134 Инструкции № 157н) целесообразно в том случае, если на них приходится значительная доля всех расходов учреждения на оказание госуслуг (работ). Если же доля прямых расходов мала, для распределения лучше выбрать другую базу.

Прямые затраты учреждение отражает на счетах:

• 2 109 61 000 — в части платных образовательных услуг;
• 2 109 62 000 — в части услуг музея.

Доход от платных услуг формируется на следующих счетах:

• 2 401 10 130.О «Доход от оказания платных образовательных услуг»;
• 2 401 10 130.М «Доход от оказания платных услуг музея».

В сентябре затраты учреждения на платную деятельность отражены проводками.

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
дебет счета кредит счета
1 Начислена заработная плата:
— педагогам 2 109 61 211 2 302 11 730 100 000,00
— сотрудникам музея 2 109 62 211 2 302 11 730 30 000,00
2 Начислены страховые взносы на зарплату:
— педагогов 2 109 61 213 2 303 хх 730 30 200,00
— сотрудников музея 2 109 62 213 2 303 хх 730 9060,00
3 Отражены расходы на коммунальные услуги 2 109 70 223 2 302 23 730 90 000,00
4 Начислена амортизация здания 2 109 70 271 2 104 12 410 16 000,00
5 Отражены расходы на уборку и озеленение территории 2 109 80 226 2 302 26 730 10 000,00

Бухгалтер распределил суммы накладных расходов между образовательными услугами и услугами музея в процентном соотношении — 80/20. Получились такие цифры:

Накладные расходы Всего, руб. в том числе:
80% на образовательные услуги, руб. 20% на услуги музея, руб.
Коммунальные расходы 90 000,00 72 000,00 18 000,00
Амортизация здания 16 000,00 12 800,00 3200,00

В конце месяца общехозяйственные расходы учреждения были списаны на финансовый результат, а накладные расходы — на себестоимость каждой из платных услуг учреждения. При этом сформированы проводки:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
дебет счета кредит счета
1 Списаны на финансовый результат расходы на уборку и озеленение территории 2 401 20 226 2 109 80 226 10 000,00
2 Списаны на себестоимость платных образовательных услуг:
— коммунальные расходы 2 109 61 223 2 109 70 223 72 000,00
— амортизация здания 2 109 61 271 2 109 70 271 12 800,00
3 Списаны на себестоимость услуг музея:
— коммунальные расходы 2 109 62 223 2 109 70 223 18 000,00
— амортизация здания 2 109 62 271 2 109 70 271 3200,00

Таким образом, на счете 2 109 61 000 сформирована себестоимость платных образовательных услуг учреждения, которая составила 215 000 руб. (100 000 руб. 30 200 руб. 72 000 руб. 12 800 руб.).

Себестоимость услуг музея сформирована на счете 2 109 62 000 и составляет 60 260 руб. (30 000 руб. 9060 руб. 18 000 руб. 3200 руб.).

В сентябре доходы данного учреждения составили:

• от платных образовательных услуг — 300 000 руб.;
• от услуг музея — 40 000 руб.

Доходы от платных услуг, а также списанная в конце месяца их себестоимость оформлены следующими бухгалтерскими проводками:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
дебет счета кредит счета
1 Отражен доход от платных образовательных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130.О 300 000,00
2 Списана себестоимость платных образовательных услуг 2 401 10 130.О 2 109 61 ххх 215 000,00
3 Отражен доход от услуг музея 2 205 31 560 2 401 10 130.М 40 000,00
4 Списана себестоимость услуг музея 2 401 10 130.М 2 109 62 ххх 60 260,00

Таким образом, по итогам месяца учреждение получило прибыль от образовательных услуг в размере 85 000 руб. (300 000 руб. — 215 000 руб.). А от услуг музея получен убыток, размер которого составляет 20 260 руб. (40 000 руб. — 60 260 руб.).

Эти данные бухгалтер представил руководству музея в ежемесячном оперативном отчете. Информация будет использована в принятии решения о том, как повысить эффективность приносящей доход деятельности учреждения.


ЗАПОМНИТЬ
Все операции по распределению расходов на себестоимость конкретных видов услуг (работ) оформляются Бухгалтерскими справками(ф. 0504833) с приложением расчетов распределения.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Елена Каравцева, заместитель генерального директора по экономическим вопросам ГБУ "Музейно-выставочное объединение «Манеж»»

Себестоимость готовой продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку расходов на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, на использование основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, связанных с их производством и реализацией. Все расходы учреждения подразделяются на две категории: формирующие себестоимость (учитываются на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и определяются с учетом прямых, накладных и общехозяйственных расходов (п. 134 Инструкции № 157)) и не формирующие себестоимость (отражаются на счете 401 20 «Расходы текущего финансового года»). В некоторых ситуациях накладные затраты могут стать прямыми, если, например, в каждом помещении установлены счетчики для учета электроэнергии.

1Об учете затрат на оказание госуслуг (работ) читайте также в статье М. Петряниной «Себестоимость услуг: без счета 109 00 не обойтись» // Госуслуги: планирование, учет, налоги. 2015. № 8. >>вернуться в текст

Из статьи журнала «ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ», № 2, февраль 2015

К какой статье расходов отнести ремонт авто

Наталья Фирсанова,
эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Затраты на ремонт

Расходы, связанные с оказанием услуг (проведением работ) по ремонту автотранспорта, отражаются на счете 0 401 20 225 «Расходы текущего финансового года — работы, услуги по содержанию имущества» в следующих случаях:

если они произведены за счет средств субсидий на иные цели, пожертвований или грантов;

если они произведены за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и ТС является особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств.

Выбытие запасных частей, установленных на ТС в результате ремонта, отражается на счете 0 401 20 272 «Расходы текущего финансового года — расходование материальных запасов», только если запчасти приобретались за счет указанных в первом случае средств.

Об этом прямо сказано в п. 153 Инструкции № 174н, п. 181 Инструкции № 183н.

В тех видах деятельности, где должна быть сформирована себестоимость услуг (работ, продукции) (приносящая доход деятельность, деятельность со средствами обязательного медицинского страхования), факт оказания учреждению услуг (проведения работ) по ремонту ТС, так же как и факт выбытия приобретенных для ремонта запасных частей, необходимо отразить по дебету одного из счетов:

0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» — если указанные факты хозяйственной жизни являются прямыми затратами, непосредственно относимыми на себестоимость какого-либо конкретного вида услуг (работ, продукции);

0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» — если указанные факты хозяйственной жизни являются дополнительными расходами к прямым затратам на производство, но их нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг (работ, продукции);

0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы» — если указанные факты хозяйственной жизни никак не связаны с производственным процессом, а являются административно-управленческими расходами, расходами на содержание общехозяйственного персонала и т. п.;

0 109 90 000 «Издержки обращения» — если указанные факты хозяйственной жизни возникли в рамках реализации продукции (товаров), в т. ч. в процессе продвижения продукции (товаров): сбыт, складские расходы, доработка, фасовка, доставка до потребителя.*


ЗАПОМНИТЬ
О результатах проведенного ремонта (включая замену каких-либо комплектующих) следует внести запись в инвентарную карточку ТС. Это необходимо сделать, даже если ремонт был проведен без элементов дооборудования, модернизации, реконструкции и стоимость ТС в результате ремонта не изменилась (п. 28 Инструкции № 157н, п. 9 Инструкции № 174н, п. 9 Инструкции № 183н).

Каждое конкретное учреждение принимает решение по своему усмотрению, к какому счету учета затрат отнести тот или иной факт хозяйственной жизни. Объясняется это тем, что способ калькулирования себестоимости услуг (работ, продукции), перечень прямых и накладных затрат, перечень общехозяйственных расходов и способы их распределения устанавливаются либо самостоятельно учреждением, либо его учредителем (п. 134 Инструкции № 157н).*

Чаще всего затраты, связанные с ремонтом и заменой запчастей на ТС, относят к общехозяйственным расходам. При этом, если автомобиль используется для выполнения учреждением своих профильных функций, расходы являются общехозяйственными распределяемыми. А если автомобиль используется для административных нужд, то расходы являются общехозяйственными нераспределяемыми.

ПРИМЕР 2

Крупное медицинское учреждение содержит свой автопарк и не пользуется аутсорсингом автотранспорта. В рамках приносящей доход деятельности определение себестоимости услуг (работ, продукции) тщательно детализировано. Ремонт и замена запчастей отражаются на счетах учета затрат в зависимости от того, в каком подразделении и для оказания каких услуг (производства продукции) используется тот или иной автомобиль:
• на счете 2 109 60 000 «Себестоимость услуг», с отнесением на вид услуг «Услуги санитарной авиации (скорой медицинской помощи)» отражаются расходы на автомобили скорой медицинской помощи;
• на счете 2 109 70 000 «Накладные расходы при оказании медицинских услуг» отражаются расходы на автомобиль оперативного отдела;
• на счете 2 109 80 000 «Общехозяйственные расходы» с отнесением на нераспределяемые расходы, отражаются расходы на содержание служебного автомобиля руководителя;
• на счете 2 109 90 000 «Издержки обращения» с отнесением на вид продукции «Компоненты крови» отражаются расходы на автомобиль, который выполняет транспортировку изготовленных отделением переливания крови компонентов до заказчика.

Из статьи журнала « », №, месяца 2013

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2016

Практика распределения общехозяйственных расходов

О чем пойдет речь: у бухгалтеров часто возникают вопросы о том, каким образом распределять общехозяйственные расходы и относить их на себестоимость, если бюджетное учреждение оказывает несколько видов услуг. Ведь инструкции по бухгалтерскому учету конкретных правил не содержат. Давайте разберемся в основных принципах и рассмотрим пример использования счета 109 80.

Анатолий ХОРОШЕВ, начальник финансово-экономического отделения – главный бухгалтер филиала № 2 «Горки» ФГБУ «ЛРКЦ» Минобороны России

Что включить в общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы существуют независимо от того, оказывает ли учреждение услуги, выполняет работы или производит продукцию.

Причем один и тот же вид расходов, предусмотренный бюджетной классификацией, может быть отнесен как к общехозяйственным, так и к прямым или накладным расходам. Например, если работники заняты оказанием государственных (муниципальных) услуг, то оплата их труда и начисления на эти суммы считаются прямыми расходами. А заработная плата административно-управленческого персонала – это общехозяйственные расходы.

Для бюджетных учреждений перечень затрат и их классификацию утверждают учредители. Так, согласно приказу Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н, в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды, возникающие в связи с оказанием государственной (муниципальной) услуги, включают следующие затраты:

на коммунальные услуги;

на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе арендные платежи);

на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

на приобретение услуг связи;

на приобретение транспортных услуг;

на оплату труда, в том числе начисления на зарплаты работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги;

на прочие общехозяйственные нужды.*

Как распределить расходы

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), не содержит ни перечня распределяемых и нераспределяемых общехозяйственных расходов, ни способов их отнесения на себестоимость.*

Важно запомнить!

Если в учреждении выпускают только один вид готовой продукции, все затраты, непосредственно связанные с производством, относят к прямым (п. 134 Инструкции № 157н)

Нет их и в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. Поэтому все это необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения.

Общехозяйственные расходы можно распределить между видами оказанных услуг, выполненных работ, произведенной продукции. Например, пропорционально прямым затратам на оплату труда, прямым материальным затратам, объему выручки от реализации товаров, работ, услуг (для деятельности, приносящей доход), объему оказываемых учреждением услуг (при условии что для оценки их объема можно использовать одну и ту же единицу измерения), площади, на которой учреждение оказывает услуги, и т. д.*

Совет

К нераспределяемым отнесите расходы, стоимость которых имеет незначительный удельный вес в общем объеме затрат. Например, оплату нотариальных услуг*

Пример 1. Бюджетное учреждение оказывает два вида платных услуг.

Согласно его учетной политике, общехозяйственные расходы распределяют пропорционально доле прямых расходов на зарплату работников, непосредственно участвующих в оказании услуги, в общем объеме зарплаты, начисленной в рамках приносящей доход деятельности. Бухгалтер распределил общехозяйственные расходы между услугами следующим образом:

Скачать Таблицу в PDF

Расходы Услуга № 1, руб. Услуга № 2, руб. Итого по платным услугам, руб.
Прямые:
зарплата работников, непосредственно участвующих в оказании услуг 20 000
(66,7%)
10 000
(33,3%)
30 000
страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на зарплату указанных работников (30,2%) 6040
(66,7%)
3020
(33,3%)
9060
Общехозяйственные:
зарплата административно-управленческого персонала 54 694
(82 000 × 66,7%)
27 306
(82 000 × 33,3%)
82 000
страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на зарплату указанных работников (30,2%) 16 518
(24 764 × 66,7%)
8246
(24 764 × 33,3%)
24 764
оплата консультационных услуг 2401
(3600 × 66,7%)
1199
(3600 × 33,3%)
3600
Итого: 99 653 49 771 149 424

Как отразить расходы в учете

Учет общехозяйственных расходов ведут на счете 109 80. Он позволяет организовать учет себестоимости государственных (муниципальных) и платных услуг, а также финансового результата. Для учета по группам к счету 109 80 создают дополнительную аналитику. С ее помощью можно точно определить себестоимость услуги (работы, продукции), при условии что используются сопоставимые данные. По окончании финансового периода (месяца, квартала, года) счет 109 80 закрывают. Бухгалтер либо распределяет остаток на себестоимость оказанных услуг, работ, готовой продукции (счет 109 60), либо относит его на увеличение расходов текущего финансового года (счет 401 20 «Расходы текущего периода»).

На заметку

Если данные бухгалтерского и налогового учета при ведении предпринимательской деятельности совпадают, на счете 109 80 формируется сумма, на которую уменьшают базу по налогу на прибыль

Пример 2. Возьмем данные из примера 1 и рассмотрим отражение расходов в учете.

Бухгалтер сделал записи:

ДЕБЕТ 2 109 61 211
КРЕДИТ 2 302 11 730

20 000 ₽ (услуга № 1),
10 000 ₽ (услуга № 2)

– учтены при формировании себестоимости услуги прямые расходы на оплату труда;

ДЕБЕТ 2 109 61 213
КРЕДИТ 2 303 ХХ 730

6040 ₽ (услуга № 1),
3020 ₽ (услуга № 2)

– учтены при формировании себестоимости услуги прямые расходы на выплату страховых взносов;

ДЕБЕТ 2 109 81 211
КРЕДИТ 2 302 11 730

82 000 ₽

– отражены общехозяйственные расходы на оплату труда;

ДЕБЕТ 2 109 81 213
КРЕДИТ 2 303 ХХ 730

24 764 ₽

– отражены общехозяйственные расходы на выплату страховых взносов;

ДЕБЕТ 2 109 81 226
КРЕДИТ 2 302 26 730

3600 ₽

– отражены общехозяйственные расходы на консультационные услуги;

ДЕБЕТ 2 109 61 211
КРЕДИТ 2 109 81 211

54 694 ₽ (услуга № 1),
27 306 ₽ (услуга № 2)

– отнесены на себестоимость общехозяйственные расходы на оплату труда;

ДЕБЕТ 2 109 61 213
КРЕДИТ 2 109 81 213

16 518 ₽ (услуга № 1),
8246 ₽ (услуга № 2)

– отнесены на себестоимость общехозяйственные расходы на выплату страховых взносов;

ДЕБЕТ 2 109 61 226
КРЕДИТ 2 109 81 226

2401 ₽ (услуга № 1),
1199 ₽ (услуга № 2)

– отнесены на себестоимость общехозяйственные расходы на консультационные услуги.

Из книги «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ — 2015»

Изготовление продукции

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Также на счете учитываются издержки обращения – сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров на рынке.

В соответствии с Инструкцией № 157 все затраты подразделяются на прямые и накладные. При этом прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы распределяют по выбранному учреждением показателю, который характеризует результаты его деятельности. Распределение можно делать пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Из состава накладных расходов выделяются в отдельную категорию так называемые общехозяйственные. Общехозяйственные расходы бюджетного учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, относятся на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг. Учреждение может вовсе не распределять общехозяйственные расходы, тогда суммы списываются на увеличение расходов текущего финансового года. Выбранный вариант учета следует прописать в учетной политике учреждения.

Отметим также, что способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и метод распределения накладных расходов, как правило, определяются учреждением самостоятельно. Однако метод распределения затрат может быть установлен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Для раскрытия информации о суммах, потраченных на изготовление готовой продукции (выполнение работ, услуг), учреждение вправе предусмотреть в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды к соответствующему синтетическому счету. Все это должно быть отражено в учетной политике.*

Незавершенное производство

Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат.

Сумма общехозяйственных расходов не включается в фактическую стоимость незавершенного производства. При этом формирование фактической стоимости изготовления готовой продукции, выполнения работ, услуг отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов производимой учреждением готовой продукции, выполняемых работ, услуг по видам (кодам при их наличии) расходов.

При списании распределяемых общехозяйственных расходов суммы указывают по кредиту счета 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы». Накладные расходы списывают в себестоимость готовой продукции, отражая их по кредиту счета 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг». Ну а суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Схема отражения затрат выглядит следующим образом:

Калькуляционные статьи (подстатьи)(КОСГУ) Прямые расходы Накладные расходы Общехозяйственные расходы
Сырье и материалы (272) 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 272
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»
109 80 272
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»
Возвратные отходы (вычитаются) (272) 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Заработная плата (211), прочие выплаты (212) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 60 212
«Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 211
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»
109 70 212
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»
109 80 211
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»
109 80 212
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»
Отчисления на социальные нужды (213) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 213
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»
109 80 213
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»
Амортизация (271) 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 721
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»
109 80 271
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»
Услуги связи (221) 109 60 221
«Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 221
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи»
109 80 221
«Общехозяйственные расходы в части услуг связи»
Транспортные услуги (222) 109 60 222
«Затраты на транспортные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 222
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг»
109 80 222
«Общехозяйственные расходы в части транспортных услуг»
Коммунальные услуги (223) 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»
109 80 223
«Общехозяйственные расходы в части коммунальных услуг»
Арендная плата за пользование имуществом (224) 109 60 224
«Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 224
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом»
109 80 224
«Общехозяйственные расходы в части арендной платы за пользование имуществом»
Работы, услуги по содержанию имущества (225) 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 225 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества» 109 80 225
«Общехозяйственные расходы в части содержания имущества»
Прочие работы, услуги (226) 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 226
«Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»
109 80 226
«Общехозяйственные расходы в части прочих работ, услуг»
Прочие расходы (290) 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 290
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»
109 80 290
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»
Итоговое значение по вышеперечисленным статьям – производственная себестоимость
Расходы по сбыту (226) – не для торговли 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
109 70 226
«Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»
109 80 226
«Общехозяйственные расходы в части прочих работ, услуг»
Итоговое значение по всем статьям – полная себестоимость

Если учреждение выполняет один вид государственной (муниципальной) услуги или один вид приносящей доход деятельности либо не калькулирует себестоимость услуг (котловой метод), то бухгалтерские записи строятся с использованием только счета 0 109 60 000.*

Пример учета затрат на оказание платных услуг

Учреждение оказывает один вид приносящей доход деятельности – услуги. Затраты в соответствии с учетной политикой собирает на счете 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (по видам расходов).

За отчетный период начислены следующие расходы (в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения):

– прочие материальные расходы – 20 000 руб.;

– амортизация основных средств (машины и оборудование) – 3000 руб.;

– коммунальные услуги – 12 000 руб.;

– работы, услуги по содержанию имущества – 5000 руб.

В учете учреждения были составлены следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отнесена на затраты стоимость прочих материалов 2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
20 000
Отнесена на расходы сумма начисленной амортизации машин и оборудования 2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
3000
Отнесены на затраты расходы на коммунальные услуги 2 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
12 000
Отнесены на затраты расходы на услуги по содержанию имущества 2 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
5000
Итого – фактическая себестоимость 40 000

Прямые и косвенные расходы

Согласно статье 318 Налогового кодекса РФ, к прямым расходам относят:

— материальные затраты;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

При этом учреждение должно само определить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Основание – письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/531.

Все иные виды расходов признаются косвенными.

Такие суммы в полном объеме принимают к расходам текущего отчетного (налогового) периода (конечно, при условии, что они осуществлены в том же отчетном (налоговом) периоде). А вот прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Обратите внимание: учреждения, оказывающие услуги, вправе учитывать всю сумму прямых расходов, которые имели место в отчетном (налоговом) периоде, как налоговые расходы отчетного (налогового) периода.

Распределять остатки незавершенного производства в данном случае не нужно.

Пример отражения в учете операций, связанных с формированием себестоимости оказываемых услуг

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Предположим, что к прямым расходам бюджетного учреждения в соответствии с разработанной учетной политикой относятся:

– материальные затраты,

– расходы на оплату труда и страховые взносы,

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании платных услуг.

При формировании себестоимости услуг бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Учет прямых расходов
Отнесена на затраты стоимость прочих материалов 2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
20 000
Отнесена на расходы сумма начисленной амортизации машин и оборудования 2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
3000
Учет накладных (косвенных) расходов
Отражена стоимость коммунальных услуг 2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»
2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
12 000
Отнесены на затраты расходы на коммунальные услуги 2 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»
12 000
Отражена стоимость услуг по содержанию имущества 2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»
2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
5000
Отнесены на затраты расходы на услуги по содержанию имущества 2 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»
5000
Итого – фактическая себестоимость 40 000
(20 000 + 3000 + 12 000 + 5000)

Операции по формированию фактической себестоимости готовой продукции отражаются согласно пункту 60 Инструкции № 174н.

Из статьи журнала «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, февраль 2014

А.Л. Опальская,

эксперт по бюджетному учету

Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

прямые затраты;

накладные расходы;

общехозяйственные расходы;

издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам. По мнению автора, можно использовать следующие определения.

Прямые расходы – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.*

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить ряд общехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).*

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение. Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.*

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль