Оплата авторского вознаграждения российскому обществу за счет субсидии на выполнение госзадания

28

Вопрос

Имеем ли мы право, как автономное учреждение, производить оплату из субсидии на выполнение государственного задания авторского вознаграждения российскому авторскому обществу за публичное исполнение? Спасибо

Ответ

Отвечает Наталья Синицына, эксперт

Автономное учреждение может оплатить авторское вознаграждение российскому обществу за счет субсидии на выполнение государственного задания в том случае, если данные расходы предусмотрены в нормативных затратах на выполнение государственных услуг учредителем или данные расходы непосредственно связаны с оказанием госуслуги.

Но в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности автономного учреждения на иные выплаты.

Следовательно, данные расходы можно оплатить в том случае, если государственное задание выполнено в полном объеме, а по субсидии на госзадание сложилась экономия, либо за счет приносящей доход деятельности.

Обоснование
 

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как сформировать госзадание для подведомственных учреждений

Бюджетные и автономные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги, выполняют работы на основании госзадания. Это один из основных документов, который определяет сферу деятельности учреждения. А учредитель на его основе определяет объем финансового обеспечения (субсидии). Причем для бюджетных и автономных учреждений учредитель разрабатывает госзадание в обязательном порядке. Для казенных – это необязательно. Но по решению главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) госзадание могут сформировать и для них.

Кстати, показатели из проектов госзаданий учитывают, когда:

  • формируют проект бюджета;
  • составляют бюджетные сметы казенных учреждений;
  • определяют объем субсидий на выполнение заданий бюджетными или автономными учреждениями.

Об этом сказано в пунктах 2, 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, частях 2, 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктах 3, 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Порядок формирования

Госзадание формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждения не может отказаться от выполнения госзадания. Об этом сказано в частях 2, 2.1 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 3 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

По общему правилу в госзадании указывают:

  • показатели качества и (или) объема (содержания) оказываемых госуслуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за его исполнением, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении госзадания;
  • определение категорий граждан (организаций) – потребителей соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих госуслуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг гражданами или организациями (если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе);
  • в каком порядке устанавливать предельные цены (в случаях, предусмотренных законодательством).

Госзадание формируют на срок:

  • от одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год;
  • до трех лет – если бюджет утвержден на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Об этом сказано в пунктах 1, 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок на региональном и местном уровне

Для региональных (муниципальных) учреждений форму, порядок формирования задания и финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (раздел 6 Комплексных рекомендаций, приведенных в письме Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Примерная форма задания приведена в Комплексных рекомендациях из письма Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.

Порядок на федеральном уровне

Для федеральных учреждений всех типов форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Пример заполнения см. здесь.

Обратите внимание, что отдельные положения этого порядка будут вступать в силу постепенно, и в полной мере он начнет действовать только в 2020 году.

Внимание: За нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания предусмотрена административная ответственность.

Перечень государственных (муниципальных) услуг

Когда учредитель формирует госзадание, он должен использовать ведомственные перечни госуслуг и работ, которые, в свою очередь, формируют на основе базовых (отраслевых) перечней (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Причем закон не предусматривает формирование ведомственных перечней, которые не соответствуют базовым (отраслевым) перечням.

Перечень видов деятельности, по которым формируют базовые (отраслевые) перечни, утвержден приказом Минфина России от 16 июня 2014 г. № 49н.

На федеральном уровнеПравила формирования ведомственных перечней, а также базовых (отраслевых) перечней, утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151.

Базовые (отраслевые) перечни формируют федеральные органы исполнительной власти, которые курируют ту или иную сферу (например, Минобрнауки России, Минспорт России и другие). Публикуют их непосредственно в информационной системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru), где с ними можно ознакомиться. А вот специальный нормативно-правовой акт для утверждения этих перечней органы власти не издают. Это следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151, пункта 3.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 мая 2015 г. № 42н, и подтверждено в письме Минфина России от 5 февраля 2016 г. № 02-01-10/5990.

Госуслуги, которые указаны в уставе подведомственного учреждения, должны соответствовать услугам из базового (отраслевого) перечня. Однако достаточно соответствия только по смыслу. Требования точности и дословности формулировок в законодательстве нет. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 5 февраля 2016 г. № 02-01-10/5876.

На уровне субъектов РФ (муниципальном уровне) порядок формирования ведомственных перечней устанавливают соответственно высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ и местные администрации. При этом они должны учитывать Общие требования, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151.

Об этом сказано в пункте 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ и письме Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 02-01-11/19289.

В ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг и работ должны быть следующие данные:

  • наименование госуслуги (работы);
  • наименование учредителя;
  • условия оказания услуги (работы);
  • указание на платность или бесплатность;
  • категории потребителей;
  • единицы измерения и показатели качества по каждой отдельно взятой госуслуге (работе);
  • вид деятельности учреждений, оказывающих услугу (выполняющих работу).

Полный перечень информации, которая включается в ведомственный перечень, приведен в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151. Например, Минюст России утвердил ведомственный перечень госуслуг для своих подведомственных учреждений приказом от 20 марта 2014 г. № 35.

<…>

Как изменить данные перечня

Базовые перечни можно изменить. Например, указать дополнительные характеристики работ или услуг. Сделать это могут федеральный госорган, орган власти субъекта РФ, местная администрация, а также главные распорядители бюджетных средств. Чтобы внести корректировку, нужно через сайт www.budget.gov.ru подать заявку. К заявке приложить документы, которые подтвердят необходимость уточнения данных. Порядок подачи заявок утвержден приказом Минфина России от 26 марта 2015 г. № 48н.

Это следует из пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151, и разъяснено в письмах Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-01-10/2344, от 20 января 2016 г. № 02-01-11/1666, от 25 декабря 2015 г. № 02-01-10/76375.

<…>

Финансовое обеспечение госзадания

На выполнение госзадания учредитель доводит:

Субсидии бюджетным и автономным учреждениям

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат (письмо Минфина России от 20 октября 2015 г. № 02-01-10/60055).

<…>

Нормативные затраты

Порядок определения нормативных затрат для подведомственных учреждений устанавливает учредитель (ГРБС). Но при этом он должен учитывать общие требования для их определения, которые утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н, а также другими приказами федеральных органов исполнительной власти для соответствующих сфер деятельности, в частности:

Дополнительно Минфин России письмами от 18 мая 2015 г. № 02-01-09/28324 и от 1 октября 2014 г. № 02-01-09/49180 довел Методические рекомендации и примерную форму акта по утверждению общих требований к порядку расчета объема финобеспечения государственного (муниципального) задания. В этих письмах предлагается общий подход к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

По общим правилам нормативные затраты рассчитывают на единицу объема оказания услуги, установленного в госзадании. Причем делать это нужно на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов.

В базовый норматив включают затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги, и затраты на общехозяйственные нужды. А именно:

В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, включают: В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды включают:

– на зарплату и страховые взносы на зарплату сотрудников, которые принимают непосредственное участие в оказании госуслуги.

Расходы на административно-управленческий персонал в данном виде затрат учитывают только в том случае, если это установлено стандартом услуги;

– на зарплату и страховые взносы на зарплату вспомогательного, технического персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании госуслуги.

Расходы на административно-управленческий персонал в данном виде затрат учитывают только в том случае, если это установлено стандартом услуги;

– на приобретение материальных запасов;

– на приобретение ОЦДИ с учетом срока полезного использования. То есть в расчет включают сумму годовой амортизации по ОЦДИ*;

– арендные платежи;

– на коммунальные услуги;
– другие расходы, которые также непосредственно связаны с оказанием госуслуги – на содержание объектов недвижимого имущества, используемого для выполнения госзадания, в том числе арендные платежи;
– на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
– на услуги связи;
– на приобретение транспортных услуг;
– затраты на прочие общехозяйственные нужды
* Если же в текущем году учреждению недостаточно средств для покупки нового имущества, то оно может подать запрос учредителю на целевую субсидию (письмо Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 02-01-10/76373).

При определении базового норматива применяйте нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время сотрудников, материальные запасы, топливо и другие ресурсы, которые используются для оказания услуги). Эти нормы берите из ГОСТов, СНиПов, стандартов и других нормативных актов. А если такие нормы не установлены, то их нужно определить самостоятельно. Как это сделать, сказано здесь.

К полученному базовому нормативу применяют корректирующий коэффициент, который состоит из:

  • территориального корректирующего коэффициента на оплату труда, коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – устанавливает учредитель;
  • отраслевого корректирующего коэффициента, отражающего отраслевую специфику госуслуги, – устанавливает Правительство РФ.

Значения базового норматива и корректирующих коэффициентов на переходный период до 2018 года устанавливают учредители.

Об этом сказано в пунктах 10, 19–26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, пункте 2 приказа Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н, разделе 1 общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н (а также в других приказах федеральных органов власти), и письме Минфина России от 13 июля 2015 г. № 02-01-09/40241.

Формулы расчета нормативных затрат и базовых нормативных затрат приведены в разделе 2 общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н (а также в других приказах федеральных органов власти).

Главбух советует: Когда определяете нормативные затраты, вы можете воспользоваться примерами их расчета в различных сферах (спорт, образование, культура).

Эти примеры Минфин России разместил на своем официальном сайте www.minfin.ru: на странице во вкладке «АКТУАЛЬНОЕ» перейдите в раздел «Бюджет», далее «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ» и «Примеры расчета нормативных затрат». Из предложенных вариантов выберите тот, который подходит вам.

<…>

Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

Субсидии на госзадание

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания доводит бюджетным и автономным учреждениям учредитель (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных (муниципальных) учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Кроме того, дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (п. 10.5 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска примерная форма соглашения утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2011 г. № 1771.

Для федеральных учреждений всех типов форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Обратите внимание, что отдельные положения этого порядка будут вступать в силу постепенно и в полной мере он начнет действовать только в 2020 году.

Помимо государственного задания, федеральное учреждение заключает с учредителем соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 41 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

Неотъемлемая часть соглашения – график перечисления субсидий (как для бюджетных, так и для автономных учреждений). В соответствии с графиком субсидию должны перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов (для образовательных учреждений – 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые:

  • оказывают услуги или выполняют работы в зависимости от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);
  • реорганизуются или ликвидируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 45–46 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Если учреждение полностью выполнило госзадание, то неиспользованные в текущем году остатки субсидии используют в следующем году в соответствии с планом ФХД. При этом уменьшить размер субсидии на очередной год на сумму остатков субсидии учредитель не вправе.

Если же учреждение не достигло всех показателей госзадания, то часть субсидии нужно вернуть. Перечислить деньги в бюджет можно как из остатка этой субсидии, так и за счет других источников. Например, от платной деятельности. А вот использовать средства целевых субсидий и субсидий на капвложения нельзя.

Это установлено в части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и разъяснено в письмах Минфина России от 12 апреля 2016 г. № 02-01-09/20629, от 25 февраля 2015 г. № 02-01-11/9390.

О выполнении госзадания учреждение должно отчитаться. На федеральном уровне для этого установлена форма отчета, которая приведена в постановлении Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

<…>

Возврат субсидии на госзадание

Вернуть субсидию на госзадание нужно в двух случаях.

1. Если учредитель вам полностью перечислил субсидию по соглашению, а после этого объем госзадания сократили (о чем подписано допсоглашение).

2. Если показатели госзадания не достигнуты. Такое требование установлено для федеральных учреждений пунктом 2 статьи 5 Закона от 3 ноября 2015 г. № 301-ФЗ. На региональном и местном уровнях власти, скорее всего, утвердят аналогичный порядок (см., например, постановление правительства Ярославской области от 9 ноября 2015 г. № 1197-п).

Остаток, который нужно вернуть, рассчитает учредитель.

Об этом сказано в части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и разъяснено в письмах Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436, от 5 февраля 2016 г. № 02-01-09/5870, от 14 января 2016 г. № 02-01-09/787, от 25 февраля 2015 г. № 02-01-11/9390.

<…>

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России и

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Можно ли бюджетному (автономному) учреждению за счет субсидий на госзадание оплатить услуги банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт сотрудникам

Прямого запрета на это в действующем законодательстве нет. А значит, учреждение может оплатить такие расходы за счет субсидии на госзадание. Давайте разбираться.

По общему правилу бюджетные субсидии на оказание госуслуг предоставляют бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (ч. 2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных и муниципальных учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для федеральных бюджетных и автономных учреждений порядок формирования госзадания установлен постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Размер субсидии на госзадание определяют, в частности, на основании нормативных затрат на оказание госуслуг. Затраты рассчитывают на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов.

Базовый норматив состоит из следующих затрат:

  • непосредственно связанных с оказанием услуги;
  • на общехозяйственные нужды.

Об этом сказано в пунктах 11, 13 и 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Состав базовых нормативных затрат на общехозяйственные нужды приведен в пункте 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. К ним можно отнести затраты на оплату труда, услуги связи, коммунальные, транспортные и прочие услуги. Поэтому при расчете субсидии учредитель может отнести к прочим общехозяйственным затратам услуги банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт.

Вместе с тем, бюджетные и автономные учреждения не обязаны при планировании расходов строго соблюдать нормативы, которые использовал учредитель для расчета размера субсидии. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания. Кроме того, учреждение вправе оплатить услуги банков за счет экономии средств субсидий, полученных на выполнение госзадания (путем перераспределения средств на иные выплаты). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

Внимание: Бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при оплате услуг банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт за счет субсидий нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на открытие и обслуживание зарплатных банковских карт»

<…>



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль