Изменение уставного фонда муниципального предприятия

330

Вопрос

На основании п. 2 ст. 15 161-ФЗ собственником муниципального предприятия было принято решение об уменьшении уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.Сейчас возникла необходимость в его поэтапном увеличении. Можно ли в течение одного финансового года сначала уменьшить, а потом увеличить уставной фонд муниципального предприятия? Может ли он увеличиваться более одного раза за год?

Ответ

Сообщаем следующее: Да, можно увеличивать уставный фонд унитарного предприятия неограниченное количество раз в течение года. Да, может. Порядок увеличения уставного фонда МУП смотрите в рекомендации ниже.

Ст14 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ не содержит запрета на неоднократное увеличение уставного фонда унитарного предприятия.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: В каких случаях и в какой форме может проводиться увеличение уставного фонда унитарного предприятия.

«В каких случаях может потребоваться увеличить уставный фонд унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда может потребоваться для достижения следующих целей*:

  • повысить репутацию предприятия перед контрагентами как надежного и платежеспособного участника рынка;
  • получить лицензию. Например, для получения лицензии на производство этилового спирта необходим уставный фонд в размере не менее чем 10 млн руб. (п. 9 ст. 8подп. 9 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • принять участие в конкурсах, выставках, инвестиционных проектах, тендерах, организатор которых устанавливает требования к размеру уставного фонда участника мероприятия;
  • увеличить максимальную сумму сделок, которые предприятие сможет совершать без соблюдения правил о крупных сделках. Другими словами, после увеличения уставного фонда сделки, считавшиеся ранее крупными, могут перестать быть таковыми. Следовательно, при их совершении не нужно будет получать согласие собственника имущества предприятия, что позволит упростить и ускорить процесс заключения договоров с контрагентами;

Пример того, как увеличение уставного фонда унитарного предприятия может «преобразовать» сделку, считавшуюся ранее крупной, в обычную сделку

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия «А.» составляет 500 тыс. руб. Предприятие намерено приобрести имущество стоимостью 60 тыс. руб.

Поскольку стоимость приобретаемого имущества превышает сумму, составляющую 10 процентов уставного фонда (60 тыс. руб. > 50 тыс. руб.), договор купли-продажи такого имущества будет считаться крупной сделкой (п. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). Следовательно, предприятию понадобится соблюсти правила о совершении крупных сделок.

Если же предприятие увеличит размер уставного фонда, к примеру, до 700 тыс. руб., то стоимость приобретаемого имущества окажется меньше, чем сумма, составляющая 10 процентов уставного фонда (60 тыс. руб. < 70 тыс. руб.). В результате согласия собственника на совершение сделки не потребуется.

  • преобразовать предприятие в ОАО при осуществлении приватизации.
  • увеличится предусмотренный законом минимальный размер уставного фонда;
  • закон будет предусматривать обязанность привести устав предприятия в соответствие с новыми правилами.
  • для государственного предприятия – 500 тыс. руб.;
  • для муниципального предприятия – 100 тыс. руб.

Обоснование

По закону минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия рассчитывается на основании минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на дату госрегистрации предприятия (п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Базовая сумма, используемая для исчисления, с 1 января 2001 года составляет 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Следовательно, размер уставного фонда государственного предприятия, созданного после 1 января 2001 года, должен составлять не менее 500 тыс. руб., а муниципального предприятия, созданного после этой даты, – не менее 100 тыс. руб.

При каких условиях можно увеличить уставный фонд унитарного предприятия

Увеличить уставный фонд предприятия допускается только после того, как этот фонд будет сформирован в полном объеме (п. 1 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

Уставный фонд считается полностью сформированным с момента, когда учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) совершил следующие действия (п. 2 ст. 13 Закона об унитарных предприятиях)*:

  • перечислил денежные суммы на банковский счет, открываемый в целях формирования уставного фонда предприятия;
  • передал предприятию недвижимое и иное имущество, предназначенное для закрепления за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Такие действия собственник имущества предприятия должен совершить в течение трех месяцев с момента госрегистрации предприятия (п. 2 ст. 13 Закона об унитарных предприятиях).

В каких формах может проводиться увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда предприятия может осуществляться за счет (п. 2 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях)*:

  • имущества, дополнительно передаваемого собственником. В частности, собственник может наделить предприятие деньгами, ценными бумагами, недвижимостью, другими вещами, имущественными правами и иными правами, имеющими денежную оценку;
  • доходов, полученных в результате деятельности предприятия.

Устанавливает ли закон максимальный размер уставного фонда унитарного предприятия

Конкретную сумму закон не предусматривает, однако устанавливает следующие правила.

Размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (абз. 2 п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях)*.

По закону стоимость чистых активов определяется на основании данных бухучета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). В настоящее время действует Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н (см. формулу расчета).

Как провести увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Чтобы увеличить уставный фонд предприятия, необходимо совершить следующие действия*:

  • принять решения об увеличении уставного фонда и о внесении в устав соответствующих изменений;
  • зарегистрировать внесенные в устав изменения.

Как принять решения, необходимые для увеличения уставного фонда

По закону решение об увеличении уставного фонда принимает собственник имущества предприятия, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 1 ст. 2п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях). Причем это решение принимается одновременно с решением о внесении в устав предприятия изменений, связанных с увеличением уставного фонда (п. 4 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

Однако на практике порядок принятия таких решений, как правило, оказывается намного сложнее. Объясняется это, в первую очередь, тем, что сами по себе собственники имущества предприятия, являясь публично-правовыми образованиями, в торговом обороте участвовать не могут. Они действуют через своих представителей. Так, права собственника имущества предприятия осуществляют (абз. 23 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)*:

О том, какие органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества предприятия от имени Российской Федерации, ее субъекта или от имени муниципального образования, уточняется в иных актах.

Необходимо обратить внимание еще на два момента*.

Во-первых, нужно проверить, была ли утверждена годовая бухгалтерская отчетность предприятия за истекший финансовый год. Дело в том, что только на основании данных такой отчетности собственник имущества предприятия будет вправе принять решение об увеличении уставного фонда (п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

Бухгалтерскую отчетность федерального унитарного предприятия уполномочен утверждать орган исполнительной власти, в ведении которого предприятие находится (подп. «к» п. 1подп. «к» п. 1.1 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»; далее – Постановление о полномочиях).

Во-вторых, необходимо проанализировать порядок принятия решения об увеличении уставного фонда. Нужно определить, принимает ли орган, осуществляющий правомочия собственника имущества предприятия, такое решение самостоятельно или же решение принимается на основании предложения иного органа. Кроме того, необходимо установить, кто вправе вносить в устав предприятия изменения, связанные с увеличением уставного фонда.

Как зарегистрировать внесенные в устав изменения, связанные с увеличением уставного фонда

Процедура увеличения уставного фонда считается завершенной с момента госрегистрации внесенных в устав изменений (абз. 2 п. 4 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях). Другими словами, именно со дня регистрации изменения, связанные с новым размером уставного фонда, вступают в силу для третьих лиц.

Регистрацию осуществляет ФНС России в лице своих территориальных органов (налоговых инспекций)*. Для проведения регистрации предприятие должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. Срок их подачи законом не определен. Это означает, что представить документы можно в любое время после принятия решения о внесении в устав изменений. Главное – соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов и их оформлению*. В противном случае предприятию откажут в госрегистрации внесенных в устав изменений.

Совет

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации изменений, связанных с увеличением уставного фонда.

В инспекцию требуется представить следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации)*:

1) заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подлинность подписи заявителя (руководителя предприятия) на уведомлении необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

2) решение об увеличении уставного фонда и решение о внесении в устав соответствующих изменений;

3) устав предприятия в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа. Если предприятие представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре;

4) документ об уплате госпошлины в размере 800 руб.

Обоснование

Закон предусматривает, что за регистрацию внесенных в устав изменений уплачивается госпошлина в размере 20 процентов от размера пошлины, уплачиваемой за регистрацию предприятия при его создании (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина за регистрацию юридического лица при его создании – 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следовательно, госпошлина за внесение в устав изменений составляет 800 руб.

Налоговая инспекция регистрирует изменения в уставе в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации инспекция выдает предприятию документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации)*:

Если предприятие представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ, выписку и устав (изменения в уставе) инспекция направляет заявителю по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению предприятие может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации)».

27.05.2016

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Олесей Уделько,

ведущим экспертом Системы Юрист

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль