КВР и КОСГУ на госпошлину

2713

Вопрос

Образовательные учреждения продляют лицензии на образовательную деятельность. При этом уплачивают госпошлину министерству образования на внебюджетный счет. Документов для оплаты не выдают, только лицензию. Приходится подотчетному лицу перечислять госпошлину через терминал.ВОПРОС 1) Какой КВР и КОСГУ на госпошлину? 2) Правомерно ли утверждение "Учреждению нет возможности перечислить заявкой на кассовый расход так, как нет договора и счета для оплаты".

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


1). Госпошлину оплачивайте по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Внимание! Удобная таблица с важными изменениями в 2017 году для бухгалтеров госучреждений. Скачать>>> в формате .pdf

В бухучете и отчетности расходы на уплату госпошлины должны пройти по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Такой порядок следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

2). В данном случае неправомерно. Госпошлина является федеральным сбором и представляет собой плату за совершение уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных юридически значимых действий (ст. 13, 333.16 НК РФ). Учреждение может оплатить госпошлину как наличными, так и по безналичному расчету. При оплате наличными важно только, чтобы у учреждения были документы, которые подтвердят, что сбор уплачен именно из средств учреждения. Поэтому к платежному документу (чеку-ордеру) на уплату госпошлины следует прикладывать документы, подтверждающие полномочия представителя учреждения. Например, доверенность, расходный кассовый ордер на выдачу под отчет наличных для перечисления сбора. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 01.06.2012 г. № 03-05-04-03/43, от 23.05.2011 г. № 03-05-04/32. Свой вывод финансовое ведомство подтверждает ссылками на определение Конституционного суда РФ от 22.01.2004 г. № 41-О. Правомерность такого вывода подтверждена и арбитражной практикой.

При безналичном расчете за госпошлину документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, не требуются, так как оплата связана с обеспечением выполнения функций учреждений, а не с оплатой денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде. Такой вывод следует из пункта 8 приказа Минфина России от 01.09.2008 г. № 87н.

Обоснование
 

Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отразить госпошлину в бухучете

Госпошлина является федеральным сбором и представляет собой плату за совершение уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных юридически значимых действий (ст. 13333.16 НК РФ).*

Бухучет

Госпошлину оплачивайте по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Для справки: в бухучете и отчетности расходы на уплату госпошлины должны пройти по статье КОСГУ 290«Прочие расходы». То есть отражать ее нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.290, 109.00.290, 302.91.

Об этом сказано в разделах IIIV указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Порядок отражения госпошлины в учете зависит от того, когда вы ее платите. В частности:

при приобретении (создании) некоторых видов имущества;

операциях в рамках основной деятельности учреждения;

операциях, не связанных с основной деятельностью;

приобретении прав, которые будут использоваться в течение нескольких отчетных периодов;

рассмотрении дела в суде.

Если учреждение заплатило госпошлину при покупке или создании имущества, включите ее в первоначальную (фактическую) стоимость такого имущества. То есть отнесите на счет 106.00. Об этом сказано в пунктах 476272102Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если учреждение платит госпошлину в ходе текущей деятельности (заверяет документы, получает или продлевает лицензию и т. д.), а также если рассматривается дело в суде, начисление госпошлины отразите в составе расходов.

Безналичный расчет

В бухучете начисление и уплату госпошлины безналичным путем отражайте на счете 303.05 «Расчеты по платежам в бюджет» (п. 259263 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Порядок отражения операций, связанных с начислением и уплатой госпошлины с лицевого (расчетного) счета, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

В учете сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена госпошлина КРБ.1.401.20.290<1> КРБ.1.303.05.730
2. Уплачена госпошлина КРБ.1.303.05.830 КРБ.1.304.05.290
<1> Если данные расходы формируют себестоимость готовой продукции (работ, услуг), которая реализуется за плату, то их можно списать на счет 109.00 (п. 40 Инструкции № 162н).

Такой порядок установлен пунктами 104111121 Инструкции № 162н.

В учете бюджетных учреждений:

В бухучете сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена госпошлина 0.109.Х0.290<2> 0.303.05.730
2. Уплачена госпошлина (КВР 852) 0.303.05.830 0.201.11.610
Увеличение забалансового счета 18
(КОСГУ 290)

X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

<2> Если в учетной политике закреплено, что данные расходы не формируют себестоимость продукции (работ, услуг), то списывайте их на счет 0.401.20.290.

Такой порядок установлен пунктами 60–616573133153 Инструкции № 174н.

В учете автономных учреждений:

В пункте 152 Инструкции № 183н сказано, что операции, связанные с начислением госпошлины, подлежат отражению на счете 302.91 «Расчеты по прочим расходам».

Однако положения пункта 152 Инструкции № 183н противоречат требованиям, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н. Дело в том, что на счете 302.00 отражаются только расчеты с физическими и юридическими лицами за поставленные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги). А расчеты с бюджетом по всем видам платежей должны отражаться на счете 303.00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Об этом сказано в пунктах 254259 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Поэтому наиболее правильно отражать начисление и уплату госпошлины следующим образом:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена госпошлина 0.109.Х0.290<3> 0.303.05.000
2. Уплачена госпошлина (КВР 852) 0.303.05.000 0.201.11.000<4>
Увеличение забалансового счета 18
(КОСГУ 290)

X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

<3> Если в учетной политике закреплено, что данные расходы не формируют себестоимость продукции (работ, услуг), то списывайте их на счет 0.401.20.290.

<4> Счет 201.21 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

Вместе с тем, поскольку положения вышеназванных инструкций вступают в противоречие, согласуйте порядок отражения в учете сумм начисленной и уплаченной госпошлины с учредителем (финансовым органом).

В 24–26-м разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такой порядок установлен пунктами 357378152159 Инструкции № 183н.

Расчеты наличкой

На практике может возникнуть ситуация, что госпошлину оплачивает сотрудник учреждения наличкой. О том, можно ли и как правильно это сделать, см. здесь. Расчеты отражайте через счет 208.91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов».*

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Может ли учреждение платить госпошлину наличными

Да, может, если деньги переведет гражданин-представитель.

Вообще гражданин может действовать от имени и за счет организации (учреждения), например, как ее законный или уполномоченный представитель. Так, Минфин России указывает на то, что иностранная организация, у которой нет в России банковских счетов, может заплатить госпошлину через своих представителей. И те уже могут рассчитаться наличными. Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 4 марта 2008 г. № 03-05-05-03/07 и от 11 февраля 2008 г. № 03-05-04-03/13.

Этот подход, по мнению ведомства, можно распространить и на отечественные организации. Важно только, чтобы у организации (учреждения) были документы, которые подтвердят, что сбор уплачен именно из ее средств. Поэтому к платежному документу (чеку-ордеру) на уплату госпошлины приложите документы:

подтверждающие полномочия представителя учреждения. Например, доверенность;

расходный кассовый ордер на выдачу под отчет наличных для перечисления сбора.*

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 1 июня 2012 г. № 03-05-04-03/43от 23 мая 2011 г. № 03-05-04-03/32. Свой вывод финансовое ведомство подтверждает ссылками на определение Конституционного суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О. Правомерность такого вывода подтверждена и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. № ВАС-3950/11постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2010 г. № А58-1779/2010).

Из рекомендации «Как перечислить налог в бюджет»

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как происходит санкционирование расходов бюджетов

Санкционирование оплаты на региональном (местном) уровне

Порядок санкционирования оплаты для получателей средств регионального и местного бюджетов устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). В том числе они определяют перечень документов, которые подтвердят возникновение денежного обязательства. В частности, таким документом может быть платежный документ (квитанция на оплату) для перечисления взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такие разъяснения даны в письме Казначейства России от 28 августа 2015 г. № 05-03-15/70.*

Санкционирование оплаты на федеральном уровне

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.*

Подтверждающие документы

Для санкционирования оплаты подайте в Казначейство России один из документов, который подтвердит возникновение денежного обязательства.* Дата этого документа не может быть позже даты платежки или заявки на кассовый расход, поданной в орган Казначейства России. Такие разъяснения даны в отношении санкционирования оплаты для организаций, которые не относятся к госсектору (письмо Казначейства России от 6 июля 2015 г. № 05-03-15/53), но они актуальны и для ПБС.

Итак, для оплаты обязательства вместе с заявкой на кассовый расход (ф. 0531801) подайте:

накладную, акт приемки-передачи, счет-фактуру или универсальный передаточный документ (далее – УПД) – при поставке товаров;

акт выполненных работ (оказанных услуг), счет,* счет-фактуру или УПД – при выполнении работ (оказании услуг);*

исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Причем исполнительный документ по взысканию денег с учреждения-должника поступит сначала в орган Казначейства России, а уже оттуда вам направят уведомление об этом. После этого передайте в Казначейство России платежный документ на перечисление долга. А вместе с ним информацию об источнике образования задолженности и о КБК, по которым нужно провести платеж;

другие предусмотренные законодательством документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Подавать подтверждающие документы в Казначейство России можете по унифицированным формам и составленным в произвольном виде. В последнем случае проверьте, чтобы документ содержал обязательные реквизиты, а также реквизиты и показатели, которые:

позволяют идентифицировать принадлежность документа к соответствующему госконтракту;

подтверждают факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Оплачиваете контракт за минусом неустойки, которую удержали с контрагента? Тогда вместе с заявкой на оплату контракта подайте заявку на перечисление неустойки в бюджет. Иначе сотрудник органа Казначейства России вернет заявку неисполненной.

Об этом сказано в подпункте 16 пункта 5, пунктах 79 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87нпунктах 1–3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ. А также разъяснено в письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31совместном письме от 30 марта 2015 г. Минфина России № 02-03-09/17449 и Казначейства России № 07-04-05/05-196.

Из приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87Н

О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета

«7. Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход указанный в ней в соответствии с подпунктом 16 пункта 5 настоящего Порядка соответствующий документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, согласно требованиям, установленным пунктом 9 настоящего Порядка.*

Для подтверждения денежного обязательства, возникшего в соответствии с условиями бюджетного обязательства, обусловленного государственным контрактом, предусматривающим обязанность получателя средств федерального бюджета - государственного заказчика по перечислению суммы неустойки (штрафа, пеней) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в доход федерального бюджета, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания не позднее представления Заявки на оплату денежного обязательства по государственному контракту платежный документ на перечисление в доход федерального бюджета суммы неустойки (штрафа, пеней) по данному государственному контракту.

8. Требования, установленные пунктом 7 настоящего Порядка не распространяются на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных:

с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);*

с социальными выплатами населению;

с предоставлением бюджетных инвестиций юридическому лицу по договору в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

с предоставлением межбюджетных трансфертов;

с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

с обслуживанием государственного (муниципального) долга;

с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов; с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.»



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль