Закупка по 223-ФЗ через подотчетное лицо

42

Вопрос

Каков порядок проведения закупки по закону 223-ФЗ, при осуществлении закупки через подотчетное лицо?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
В Положении о закупке нужно установить порядок заключения и исполнения договоров, а также требования к содержанию договора, которые должны будут соблюдаться при его заключении и которые актуальны именно для вашего учреждения.

Закупки малых объемов через подотчетное лицо, как правило, осуществляются у единственного поставщика и без размещения извещения о закупке в ЕИС. Заключение договора в простой письменной форме через подотчетное лицо могут подтверждать товарные чеки, акты, квитанции, кассовые чеки. Оплата производится за наличный расчет.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ

Договор заключается с победителем торгов или же с единственным поставщиком. При этом способ закупки значения не имеет.

Об этом сказано в пунктах 14 части 2 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, частях 346 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и письме Минфина России от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591.

Теперь рассмотрим подробнее, какими способами можно заключить договор, какие условия будут обязательными, а какие нет, а также что следует учесть при формировании положения о закупке.

Какими способами можно заключить договор

Договор нужно заключить в простой письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Причем в некоторых случаях договор требует нотариального удостоверения:

  • в силу закона (например, договор о залоге движимого имущества в обеспечение обязательств по нотариально удостоверенному договору – ст. 339 ГК РФ, договор ренты – ст. 584 ГК РФ);
  • если это предусмотрено соглашением сторон.

Об этом сказано в статье 163 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, в ряде случаев сделки требуют госрегистрации (например, при сделках с недвижимым имуществом или музейными предметами и коллекциями) (ст. 164 ГК РФ).

Большинство договоров оформляются в виде одного документа, но это не всегда обязательно.

С 1 июня 2015 года законодатель ввел новый пункт 4 в статью 434 Гражданского кодекса РФ, в котором указаны два случая, когда стороны обязаны заключить договор только путем подписания одного документа:

1) когда стороны договорились об этом заранее;
2) когда стороны обязаны это сделать в силу закона.

Причем еще до введения этой нормы уже были установлены случаи, когда закон предусматривает обязательную форму договора в виде подписания сторонами одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Это, в частности:

В остальных случаях у сторон больше возможностей. «Простая письменная форма» не означает, что это должен быть именно один документ, подписанный обеими сторонами. Закон предусматривает много способов для совершения двухсторонних (многосторонних) сделок в простой письменной форме. Помимо подписания единого документа, договор может быть заключен путем:

  • обмена письменными документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ);
  • подписания протокола о результатах проведения торгов. Он имеет силу договора в случае, когда предметом торгов было именно заключение договора, а не право на заключение договора (п. 6 ст. 448 ГК РФ);
  • присоединения к договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах (ст. 428 ГК РФ);
  • совершения лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, в том числе по отгрузке товара, предоставлению услуг, уплате денежной суммы и т. д. (п. 3 ст. 438 ГК РФ);
  • выдачи документа, необходимого для того, чтобы письменная форма договора считалась соблюденной. Например, для договора хранения таким документом может быть сохранная расписка или другой документ, подписанный хранителем (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Кроме того, письменная форма контракта будет соблюдена при наличии документов, которые подтверждают факт оплаты товаров, работ, услуг: товарный, кассовый чеки, квитанции, бланки строгой отчетности;
  • направления акцепта на оферту, размещенную в Интернете (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2008 г. № 09АП-18445/2007-ГК).

Способы заключения договора можно прописать в Положении о закупке. Если вы этого не сделаете, то заключить договор можно будет любым способом, предусмотренным гражданским законодательством.

Стадии заключения договора

Есть две обязательные стадии заключения любого договора: направление оферты и акцепт оферты. Помимо этих стадий, регламентированных Гражданским кодексом, можно выделить две дополнительные стадии:

1) ведение переговоров. Как правило, стороны проводят переговоры, но это не всегда имеет место. Кстати, с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ появилась новая статья 434.1 «Переговоры о заключении договора». Законодатель установил требования к проведению переговоров, за нарушение которых наступает преддоговорная ответственность;

2) рассмотрение оферты. Эта стадия имеет место, когда закон предусматривает, что заключение договора обязательно для одной из сторон. Для этих случаев закон регламентировал порядок и срок рассмотрения оферты (ст. 445 ГК РФ).

Остановимся подробнее на оферте и акцепте.

Оферта

Оферта – это предложение, которое выражает намерение заключить договор (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Оферта должна:

  • быть адресованной конкретному лицу (лицам), то есть должно быть ясно, к кому именно обращается оферент. Исключение составляет публичная оферта – предложение заключить договор с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ);
  • быть определенной и ясной (т. е. содержать условия, которые однозначно, без альтернативного толкования будут восприняты адресатом как проявление воли заключить договор);
  • выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Иначе говоря, необходимо составить оферту так, чтобы позволить адресату сделать однозначный вывод, что для заключения договора достаточно совпадения намерений с отправителем;
  • содержать существенные условия договора (т. е. условия, при отсутствии которых договор считается незаключенным).

Форма оферты законодательно не закреплена. Это могут быть почтовое или электронное письмо, факс, телеграмма. Одна из широко применяемых форм оферты – проект договора, который направляется другой стороне.

Оферта считается неполученной, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой (абз. 2 п. 2 ст. 435 ГК РФ). По общему правилу лицо, направившее оферту, может ее отозвать в любое время до акцепта. Но есть исключение из общего правила: оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ).

Кроме того, закон прямо устанавливает право отозвать оферту в случае изменения условий (обстановки), в которых она была сделана. Например, суд признал право муниципального образования отозвать оферту на продажу помещения из-за роста цен на недвижимость (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июня 2007 г. по делу № А66-8327/2006).

На полученную оферту можно ответить акцептом – и этого будет достаточно для заключения договора.

Акцепт

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Закон предъявляет жесткие требования к признанию акцепта – он должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ). Причем не является акцептом молчание в ответ на направление предложения-оферты (ч. 2 ст. 438 ГК РФ). Исключения из этого могут быть установлены законодательством. Это, к примеру, такой случай: поставщик передал покупателю товар, который не соответствует условиям договора, а покупатель в разумный срок после этого не сообщил о своем отказе от товара – тогда товары считаются принятыми (п. 4 ст. 469 ГК РФ).

Также не является акцептом ответ о согласии заключить договор на других условиях, отличных от предложенных в оферте. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ).

Акцепт может быть выполнен в виде письма, когда договор заключается путем обмена письмами. Акцептом также признается подписание договора второй стороной.

Внимание: Суд может признать акцептом фактические действия по исполнению договора

Фактические действия по исполнению договора (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы) равнозначны согласию заключить договор на предложенных условиях. Такие действия признаются акцептом (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Ведь они выражают молчаливое согласие с договором.

Требования к договору в Положении о закупке

В Положении о закупке нужно установить порядок заключения и исполнения договоров, а также требования к содержанию договора, которые должны будут соблюдаться при его заключении и которые актуальны именно для вашего учреждения. Например:

  • сроки заключения;
  • способы заключения;
  • обязательные условия, которые должен содержать договор, порядок их изменения;
  • случаи расторжения;
  • порядок приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • ответственность поставщика и заказчика;
  • другие условия заключения и исполнения договоров.

Пример включения в Положение о закупке условий о заключении и исполнении договора по итогам закупки

Автономное учреждение приняло решение проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для этого оно разработало Положение о закупке, в котором прописало также порядок заключения договоров. Положение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение 15 дней со дня утверждения.

Если Положением о закупке требования к содержанию договоров не установлены, то при составлении договора руководствуйтесь Гражданским кодексом.

2.Из рекомендации

Неконкурентные закупки: пределы допустимого в рамках Закона № 223-ФЗ

Обоснованность неконкурентной закупки

Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Внимание:

Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.

Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.

Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.

Неконкурентная закупка малых объемов

За время действия Закона № 223-ФЗ в части определения в положении о закупках оснований проведения неконкурентной закупки в целом сложились определенные тенденции. Прежде всего заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках малых объемов – до 100 тыс. или 500 тыс. руб. в зависимости от объемов выручки в соответствии с пороговыми значениями для закупки без публикации информации, зафиксированными в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. С таким основанием могут быть связаны определенные сложности, например, порядок расчета такой суммы, в частности, включение в нее НДС. По этому поводу в решении Свердловского УФАС № 29-А от 10 февраля 2014 г. содержится позиция о том, что единый базис сравнения ценовых предложений устанавливается заказчиком в документации о конкретной закупке. Такая практика не снимает вопроса о единообразии понимания расчета цены с точки зрения оснований для определения малого объема закупки. В связи с этим при разработке положения имеет смысл принять решение о формулировке, например "100 тыс. руб. с учетом налогов".

В целом ФАС России весьма лояльно относится к неконкурсным закупкам малых объемов, признавая, что при заключении договора на небольшую сумму затраты на проведение конкурентной процедуры порой могут превысить экономию, ставшую результатом конкуренции. В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать на Официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., при этом,Закон № 223-ФЗ не ограничивает указанное право каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров.

Закупка при объективном отсутствии конкуренции

Кроме того, зачастую закупаются у единственного поставщика уникальные товары, работы и услуги, например те, на поставку, монтаж и обслуживание которых требуются специальные сертификаты или лицензии, или те, потребность в которых обусловлена уже имеющейся у заказчика номенклатурой.

Спорным вопросом при проведении подобных закупок может стать вопрос о том, действительно ли право, принадлежащее потенциальному единственному поставщику (подрядчику, исполнителю) является исключительным и при этом непередаваемым. ФАС России при рассмотрении жалобы на действия заказчика, обосновавшего прямую закупку исключительностью интеллектуальных прав на предмет закупки, было проведено исследование по поводу выбранного заказчиком способа закупки.

По результатам исследования было выявлено, что оснований для проведения закупки у единственного поставщика не было, поскольку обладать правом передачи неисключительных прав на пользование программным обеспечением может неограниченное число участников, круг которых может определяться только правообладателем данного программного обеспечения. В таких условиях уместна и необходима именно конкурентная закупка.

Хотя объективное отсутствие конкуренции, например в случае закупки продукции естественных монополий, служит бесспорным основанием для проведения прямой закупки, но в этой ситуации заказчик должен быть готов доказать то обстоятельство, что конкуренция на данном рынке действительно отсутствует.

Срочная закупка без конкуренции

Еще одним основанием для закупки у единственного поставщика является срочная закупка в случае чрезвычайной ситуации и иной потребности заказчика, подлежащей оперативному удовлетворению. Определение в положении о закупках такого основания для закупки сэкономит время заказчика на соблюдение всех сроков организации и проведения конкурентной процедуры. Следует учитывать и то, что в связи со срочной необходимостью, возникшей у заказчика, он вправе закупать у единственного источника продукцию, для которой сложился широкий конкурентный рынок. Заказчик может провести внутреннюю проверку на предмет того, не является ли срочность следствием неосмотрительности должностных лиц заказчика. Такую внутреннюю проверку можно рекомендовать любому заказчику как меру по обоснованию объективной необходимости в срочной закупке, поскольку из всех перечисленных выше оснований данное является самым спорным.

Безотносительно к основанию проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо помнить, что на такую закупку распространяются все требования, предусмотренные Законом № 223-ФЗ. В частности, осуществление закупки без проведения конкурентной процедуры не влечет за собой каких-либо исключений в понимании информационной открытости закупки. Если стоимость закупки у единственного поставщика превышает 100 тыс. руб. и не содержит сведений о государственной тайне, обязательной публикации подлежат извещение, закупочная документация и проект договора.

Неразмещение такой информации в соответствии со ст. 7.32.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль