Нарушение порядка использования субсидии: оплата незапланированных расходов

116

Вопрос

Автономное учреждение заключило договор со ссылкой в преамбуле на ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Предмет договора: монтаж потолочных подвесов с установкой проекторов, стоимость работ: 31780 руб. В результате в акте выполненных работ сделаны следующие виды работ: замена матрицы, замена клавиатуры ноутбука на сумму 18 780,00 руб. (в предмете договора эти виды работ отсутствуют), монтаж потолочных подвесов с установкой проекторов на сумму 10 000,00 руб., профилактика комплексная на сумму 3000,00 руб. Всего по акту выполнено работ на сумму 31 780,00 руб., оплачено за выполненные виды работ по платежному поручению 31 780,00 руб. Что нарушило учреждение, какие статьи нормативно-правовых актов?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
В данной ситуации получается, что автономное учреждение оплатило незапланированные расходы. То есть расход субсидии возможно, произошел вразрез с Планом ФХД. А это нецелевое использование средств субсидии, нарушение порядка использования субсидии.

Если учреждение не исполнило госзадание в полном объеме, его могут привлечь к ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа для руководителя – до 30 тыс. руб., а для самого учреждения – до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, который установлен Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений значения нормативных затрат на выполнение госзадания утверждает учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81нписьма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

2.Из статьи журнала «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 3, МАРТ 2016

Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями

Если учреждение не исполнило госзадание в полном объеме, его могут привлечь к ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа для руководителя – до 30 тыс. руб., а для самого учреждения – до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Алексей КОКАРЕВ, заместитель начальника отдела анализа и развития государственного (муниципального) финансового контроля департамента бюджетной методологии Минфина России

Учреждение потратило часть субсидии на госзадание на выплату зарплаты работникам, чьи трудовые функции не связаны с выполнением задания. Могут ли контролеры посчитать это нецелевым использованием?

Нет. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД.*

3.Из справочника

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение Вид ответственности Мера ответственности Основание

Нарушение условий предоставления субсидий (если действие не связано с нецелевым использованием)
Административная

При нарушении ГРБС применяется одна из следующих мер ответственности для должностных лиц2:

  • штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
  • дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ

Нарушение организацией:

штраф:

  • для организаций – от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии;
  • для должностных лиц2 организации – от 10 000 до 30 000 руб.
ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ

К бюджетным и автономным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (письмо Минфина России от 24 апреля 2015 г. № 02-10-09/23856). Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

Административная и уголовная ответственность к бюджетным и автономным учреждениям применяется в общем порядке. Кроме того, такие учреждения несут также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании, на выполнение которого предоставляются субсидии (совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545).

Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

2 Перечень сотрудников, которые относятся к должностным лицам, установлен статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дополнительно по вопросу:

1.Когда использование субсидий на ремонт признают нецелевым

2.Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль