Муниципальное образование берет кредиты

8336

Вопрос

Уважаемые эксперты! В муниципальном образовании в решении о городском бюджете на 2012 год установлен дефицит бюджета, источником внутреннего финансирования дефицита бюджета предусмотрено получение кредитов от кредитных организаций бюджетами городских округов. В соответствии с Уставом муниципального образования к полномочиям администрации города относится: «Получение кредитов на условиях, определяемом положением, принимаемым городским Советом депутатов муниципального образования, предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд, предусмотренных городским бюджетом». В связи с чем, городским Советом депутатов принято Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований, в котором установлено: «Обязательным условием заключения кредитных договоров являются согласованные решением городского Совета депутатов: цель привлечения кредита, сумма кредита, срок погашения кредита, процентная ставка за пользование кредитом». Согласно пункта 7 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ право осуществления муниципальных внутренних заимствований от имени муниципального образования принадлежит исключительно местной администрации. Вопросы: 1. Имеет ли право представительный орган местного самоуправления согласовывать своим отдельным решением (не считая решения о бюджете на финансовый год) дополнительные условия на получение кредита от кредитных организаций (такие как, цель, сумма, срок погашения заемных средств, процентную ставку). 2. Противоречит ли формулировка устава города: «Получение кредитов на условиях, определяемом положением, принимаемым городским Советом депутатов муниципального образования, предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд, предусмотренных городским бюджетом» пункту 7 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ. 3. Вправе ли представительный орган местного самоуправления принимать «Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований» или получение кредитов от кредитных организаций относится исключительно к компетенции местной администрации. Уважаемые эксперты, убедительная просьба, дайте ответ побыстрее. С уважением Нестеренко Т.А.

Ответ

Сначала общая информация. Действующее законодательство, по мнению многих специалистов, недостаточно четко и однозначно регулирует взаимоотношения между представительными органами местного самоуправления и местной администрацией. Тем не менее, представляется, что имеющихся законодательных норм достаточно для того, чтобы минимизировать возможность вероятных конфликтов между названными управленческими структурами и организовать их взаимодействие таким образом, чтобы исключить судебные и арбитражные разбирательства. По-видимому, в вопросе речь идет о подобной ситуации – когда местная администрация не согласилась с ограничением собственных полномочий в части осуществления муниципальных заимствований и обжаловала некоторые положения устава муниципального образования. В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По общему правилу (пункт 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ) основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования может быть противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации. Законодательных (и конституционных) норм, прямо запрещающих представительному органу ограничивать или максимально детализировать деятельность местной администрации, нет. Поэтому в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены любые требования и ограничения, предъявляемые к деятельности местной администрации. Теперь ответы на конкретные вопросы.

1, 3. Право местной администрации осуществлять муниципальные заимствования, предоставленной пунктом 7 статьи 103 БК РФ и статьей 64 Федерального закона № 131-ФЗ, не является абсолютным. В соответствии с пунктом 7 статьи 103 БК РФ право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации. Статьей 64 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, в любом случае основным нормативным актом, регулирующим порядок осуществления муниципальных заимствований, является устав муниципального образования. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. При этом каких-либо ограничений по видам муниципальных правовых актов законом не установлено. То есть, в принципе, возможна ситуация, при которой уставом будет установлено принятие представительным органом не только Положения о порядке осуществления муниципальных заимствований, но и включено условие о том, что каждый случай такого заимствования должен оформляться отдельным нормативным актом. За местной администрацией в данном случае закрепляются права и обязанности, связанные с практическим осуществлением заимствований – как администрации казенного учреждения, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ. В принципе, не существует законодательного запрета на передачу полномочий по принятию указанного Положения на уровень местной администрации. Однако такая мера представляется необоснованной и нецелесообразной, так как отдельные пункты Положения, принятого местной администрацией, могут повлечь за собой необходимость изменения показателей местного бюджета, порядка и правил его формирования, а эти вопросы находятся в сфере исключительных полномочий представительного органа. Состав требований, включаемых в Положение, законодательством не определен и, следовательно, устанавливается представительным органом с учетом конкретных условий (как деятельности муниципального образования вообще, так и специфики финансовых операций в конкретном году). По моему мнению, включение в Положение условий о суммах, размере процентов и сроках погашения является обязательным, так как перечисленные факторы непосредственно связаны с соответствующими показателями местного бюджета. Кроме названного Положения представительным органом может быть принята и утверждена (в порядке статьи 110.1 БК РФ) программа муниципальных заимствований, в которой могут найти отражение все необходимые вопросы. Что же касается целей привлечения займов и кредитов, то ситуация неоднозначна. Общей целью осуществления муниципальных заимствований является ликвидация дефицита бюджета (превышения расходов над доходами). При этом не имеет значения, за счет каких расходов дефицит образовался. Устанавливать условие о цели заимствований представляется правомерным только в случае привлечения связанных кредитов (кредитов, привлекаемых на определенные цели). Однако, по моему мнению, это следует делать на этапе разработки и утверждения местного бюджета.

2. В приведенной формулировке наименование нормативного акта формально противоречит норме статьи 103 БК РФ – так как в первой части названия Положения речь идет о привлечении заемных средств, а во второй – об их предоставлении, в статье же 103 говорится только о заимствованиях. Но это только формальное несоответствие. В принципе, подобный документ может быть принят представительным органом местного самоуправления (либо могут быть приняты два различных документа), но тогда в его преамбуле должны быть ссылки не только на статью 103, но и другие статьи БК РФ (например, статья 70, 86 или 115.2).

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль