Возврат переплаты по пенсионным взносам

5845

Вопрос

Подскажите, как нам вернуть переплату излишне уплаченных пенсионных взносов в ПФР, возникшей до 31.12.2009 г. Данные в пенсионном фонде и налоговой расходятся. Реально данные пенсионного фонда совпадают с данными нашего учреждения, что подтверждается АДВ-11, декларациями и актами сверки с пенсионным. Сумма составляет 21713 рублей. Неоднократно обращались в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы. Но так как в акте сверки с налоговой инспекцией переплата по страховым взносам на страховую часть числится в размере 181395,65 рублей (эта переплата в налоговой числится уже много лет и сама налоговая не может разобраться откуда она появилась), а в пенсионном фонде 21713 рублей, а по страховым взносам на накопительную часть в налоговой инспекции числится недоимка в размере 7194,97 а в пенсионном фонде ни переплаты, ни задолженности нет, возвращать переплату отказались.. В Налоговой инспекции сказали, что вернут переплату в том случае, если пенсионный фонд предоставит им Решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Отделение пенсионного фонда тоже отказали в предоставлении Решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов, так как Акт сверки из налоговой не совпадает с АДВ-11. Решить этот вопрос так и не удалось Получается замкнутый круг. Налоговая не возвращает деньги, так как пенсионный не дает решение о возврате, а пенсионный не дает решение, так как их данные не совпадают с данными налоговой. Уже третий год бьемся, чтобы вернуть переплату, все безрезультатно. Посоветуйте что делать.

Ответ

Письмом Фонда соцстраха РФ от 17 февраля 2010 г. N 02-02-01/09-308л было разъяснено следующее: статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 Закона N 213-ФЗ (день признания утратившей силу главы 24 части второй Налогового кодекса РФ). Соответственно, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ. Таким образом, излишне уплаченного налога (ЕСН) в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговым органом. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Таким образом, проведение сверки не является обязательным, однако при наличии расхождений между данными налогового органа и иной информацией, подтверждающей факт переплаты налога, сверка проводится по инициативе налогового органа. В соответствии с пунктом 3.1. Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 2 декабря 2003 года № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С (в настоящее время действует другое соглашение – доведенное совместным письмом ФНС и ПФР от 22 февраля 2011 года №№ ПА-4-2/2859@, ТМ-30-25/1769, но в начале 2010 года действовало прежнее Соглашение), органы ПФР должны были обеспечивать передачу налоговым органам сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, а также суммах задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода по форме АДВ-11 в электронном виде не позднее 30-ти дней после обработки сведений. Таким образом, необходимая информация у налоговых органов, скорее всего, имелась еще в начале 2010 года, а тот факт, что предложение провести сверку взаиморасчетов (как и сообщение о факте переплаты) не было передано плательщику взносов, может свидетельствовать либо о том, что на тот момент расхождений между данными ПФР и налоговых органов не имелось, либо о том, что налоговые органы просто не выполнили требования НК РФ, сформулированные в виде нормы прямого действия. В данной ситуации можно посоветовать предложить налоговому органу поднять данные информационного обмена с органом ПФР по состоянию на 1.1.2010 года и, в дальнейшем, действовать в зависимости от результата: если в запросе на выверку данных, поступивших от ПФР, будет отказано, единственным реальным способом разрешения проблемы будет обращение в арбитражный суд. При этом в исковом заявлении следует указать не только сумму реальной переплаты (по данным формы АДВ-11), но и сумму пени за весь период просрочки возврата платежей. Так как вина налогового органа в данном случае представляется очевидной, перспективы судебного разбирательства для налогоплательщика выглядят весьма перспективно; если данные от ПФР (2010 года) будут найдены и правота учреждения будет подтверждена, скорее всего, сумма переплаты будет возвращена на счет учреждения без проведения дополнительных процедур. Если же, невзирая на данные информационного обмена в возврате налога будет отказано, целесообразно получить письменный отказ с указанием причин отказа, после чего также обращаться в арбитражный суд.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль