Направление суммы страхового возмещения на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП

363

Вопрос

Орган госвласти заключил договор ОСАГО со страховой компанией. Случай ДТП с машиной, принадлежащей органу госвласти, привел к выплате страховой компанией определенной суммы средств. По отработанной схеме средства, полученные от страховщика зачисляются в доход ФБ по кбк 000 116 23011 01 6000140 полностью. При этом, в случае недостатка ден.ср-в по косгу 225 на нашем расчетном  счете на ремонт битой машины, запрашиваются доп.ЛБО, за счет которых производится ремонт машины организацией, выигравшей конкурс на оказание данного вида услуг. Но, в последнее время, страховщики предлагают следующий механизм: между страховщиком и определенной органиазцией, которая производит ремонт автомашин, заключен договор. Страховщики предлагают не платить нам по страховому полису, а указанные  ден.ср-ва перечислять в ремонтную организацию, ликвидируя тем самым потоки зачисления средств в доход и истребования бюджетных средств на ремонт машин. Не возникает ли в данном случае коррупциогенного фактора (ремонт идет по договору между страховщиком и сторонней организацией), а также правомерна ли в рамках действующего законодательства данная схема? Мы придерживаемся варианта перечисления средств в доход. 

Ответ

В соответствии с разъяснениями Минфина России письме от 16 мая 2012 г. № 02-03-09/1740 страховая компания вправе организовать и оплатить ремонт поврежденного автомобиля, но только при условии, что такой порядок предусмотрен договором страхования. В этом случае коррупционного фактора не возникает, и указанная схема действий будет правомерна.

 

1. Ситуация: Вправе ли казенное учреждение направить сумму страхового возмещения на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП

Прямого ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

По общему правилу сумма страхового возмещения является неналоговым доходом бюджета и в полном объеме должна быть перечислена в доход бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, приложение 1 к Закону от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ). Для этого сообщите страховой компании необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).*

В случае если расчеты со страховой компанией проводятся в наличной форме (п. 75 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263), при получении суммы страхового возмещения учреждение должно направить ее в доход бюджета самостоятельно (на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001)). Такой вывод следует из пункта 2 письма от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366.

При перечислении страхового возмещения в доход бюджета нужно указать код 000 1 16 23000 00 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение. В частности, если учреждение финансируется из средств федерального бюджета, следует указать код 000 1 16 23010 01 0000 140. При этом на месте 1–3-го разрядов укажите код главного администратора, на месте 14–17-го разрядов –код подвида доходов.

После зачисления страхового возмещения в доход бюджета главный распорядитель бюджетных средств может увеличить объем лимитов бюджетных обязательств в части расходов на устранение ущерба автомобилю (по подстатье КОСГУ 225) либо на приобретение нового автомобиля (по статье КОСГУ 310). Также учреждение может обратиться к главному распорядителю для перераспределения лимитов бюджетных обязательств, выделенных ему на текущий год. Такой порядок следует из статей 38, 38.1, подпунктов 1, 4–7 пункта 1 статьи 158, пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ. Подтверждает его Минфин России в письме от 16 мая 2012 г. № 02-03-09/1740.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений бюджетного законодательства, направить сумму страхового возмещения на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП, казенное учреждение не вправе. Полученные средства должны быть перечислены в доход бюджета.

Вместе с тем, по мнению Минфина России, страховая компания вправе по согласованию с учреждением организовать и оплатить (в счет страховой выплаты) ремонт поврежденного автомобиля при условии, что такой порядок предусмотрен договором страхования (письмо от 16 мая 2012 г. № 02-03-09/1740). Данный вывод основан на положениях пункта 21 статьи 12 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. В этом случае учреждение не участвует в каких-либо хозяйственных операциях, поэтому никаких записей в учете делать не нужно (ст. 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 2 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

 

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.05.2012 № 02-03-09/1740 «О порядке проведения операций со средствами, поступающими от страховых организаций в возмещение ущерба по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

«Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо о порядке проведения операций со средствами, поступающими от страховых организаций в возмещение ущерба по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии со ст.ст.1 и 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) обязательное страхование осуществляется собственниками транспортных средств путем заключения со страховой организацией (страховщиком) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования), по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы.

В соответствии с ч.7 ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"положения абз.2 п.4 ст.298 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, абз.4 п.3 и п.5 ст.41, абз.2 п.1 ст.51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг, доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 года.

На основании вышеуказанной нормы с 1 января 2012 года доходы от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг, иной приносящей доход деятельности, в том числе средства, поступающие от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в установленном порядке в федеральный бюджет.

В соответствии с приложением N 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

При этом финансовое обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей средств федерального бюджета порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст.35 Кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенные нормы, в соответствии с положениями ст.217 Кодекса возможно увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного имуществу Российской Федерации, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в федеральный бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

В дополнение Министерством финансов Российской Федерации подготовлена поправка в ст.217 Кодекса, согласно которой основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись является поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества, которым был причинен ущерб.

Кроме того, по мнению Департамента, учитывая положения ст.13 Федерального закона N 40-ФЗ, при осуществлении страховой выплаты по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного транспортного средства.»*

 

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль