Учет доходов от возмещения ущерба

826

Вопрос

В Письме Минфина России от 18.10.2012 N 02-06-10/4354 сказано, что доходы от возмещения ущерба являются собственными доходами бюджетного учреждения (я так полагаю можно и провести аналогию и с автономными учреждениями) и учитываются по коду вида деятельности "2" - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). (Пример приведен) Сумма ущерба, подлежащая возмещению виновным лицом, отражается по дебету счета 2 209 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" и кредиту счета 2 401 10 172 (абз. 2 п. 109 Инструкции N 174н). В Ответах на вопросы, поступившие от территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности – ЧАСТЬ 2 (Федеральное казначейство, 9-10 сентября 2014 год) на вопрос Департамента бюджета и финансов Смоленской области указан ответ (см. ниже). № п / п    Вопрос     Ответ 33    П о какому виду деятельности следует отражать недостачу имущества, приобретенного за счет субсидии на выполнение государственного задания: «2» - собственные доходы учреждения или «4» - субсидии на выполнение государственного задания?               Выбытие активов в связи с недостачей подлежит отражению по соответствующим видам финансового обеспечения. При этом начисление ущерба подлежит отражению по виду финансового обеспечения 2 «Собственные доходы учреждения» Получается, что применение счета 0 209 хх 560 (660) у бюджетных (автономных) учреждений применяется только по виду финансового обеспечения «2»?

Ответ

Да, получается так. В соответствии  с разъяснениями Минфина России в письме №02-06-10/4354, поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного (по аналогии и автономного) учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат начислению проводкой: Дебет 2.209.74.560 Кредит 2.401.10.172. Кроме того в соответствии с пунктом 21 Инструкции 157н, по КФО 4 подлежат отражению только средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. А поступления от возмещения виновными лицами ущерба не являются средствами субсидии на выполнение госзадания (ведь виновное лицо не может выделять субсидии). Следовательно, начисление материального ущерба (на счет 0.209.00.000 «Расчеты по ущербу имуществу») и поступление средств в возмещение ущерба бюджетное (автономное) учреждение должно только по КФО 2 «Приносящая доход деятельность».

 

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.10.2012 № 02-06-10/4354 «Бюджетный учет: выявление недостач, поступление средств учреждению в возмещение расходов бюджета от дебиторской задолженности поставщиков (исполнителей) государственных контрактов (договоров)»

«Департамент бюджетной политики и методологии (далее - Департамент) рассмотрел запрос и сообщает.

1. Порядок ведения бухгалтерского учета государственным (муниципальным) бюджетным учреждением утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н,Инструкция N 174н соответственно, вместе - Инструкции).

Согласно Федеральному закону от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" доходы от иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений являются собственными доходами учреждения.

Согласно ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от реализации федерального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий) признаются доходом федерального бюджета.

Таким образом, поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат начислению согласно Инструкциям по дебету счета 220974560* "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" и кредиту счета 240110172* "Доходы от операций с активами" (п.109 Инструкции N 174н).

При этом выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате выявленных недостач отражается по дебету счета 040110172* "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0105XX440(1)* "Уменьшение стоимости материальных запасов" (п.112 Инструкции N 157н, п.37 Инструкции N 174н).

(1) XX - соответствующий аналитический код синтетического счета объекта учета.

Поступление денежных средств в возмещение виновными лицами ущербов, причиненных имуществу бюджетного учреждения, подлежит отражению по дебету счета 220111510* "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 220974660* "Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" (п.72 Инструкции N 174н) с одновременным увеличением забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по аналитическому коду поступления 440* "Уменьшение стоимости материальных запасов".»

2. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

Порядок отражения в учете операций, связанных с поступлением финансового обеспечения от учредителя, зависит от того, в какой форме оно поступает.

Формы финансового обеспечения

Бюджетным и автономным учреждениям финансовое обеспечение может поступить в виде:

Субсидии на госзадание

Бюджетные субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания доводит бюджетным и автономным учреждениям учредитель (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных (муниципальных) учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Кроме того, дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (п. 10.5 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска примерная форма соглашения утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2011 г. № 1771.

Бухучет субсидий на госзадание

В бухучете субсидии, полученные на выполнение госзадания, учитывайте на счете 0.205.00.000 «Расчеты по доходам» по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21, 197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Начисление субсидии отразите на дату, указанную в условиях заключенного с учредителем соглашения, в соответствии с графиком – в сумме поступлений (п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н, письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164).

Учет операций по счету ведите в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий ведите в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

 

3. Рекомендация: Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухгалтерского учета

Нормативная база

Основой для формирования балансовых счетов государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями является Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Порядок применения Единого плана счетов установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция к Единому плану счетов № 157н).

Порядок формирования балансовых счетов зависит от типа учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют бухгалтерский учет (в т. ч. формирование балансовых счетов) в соответствии с положениями Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Инструкции к Единому плану счетов № 157н, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет, в частности:

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет (в соответствии с Инструкцией № 162н). Балансовые счета для отражения таких операций формируйте в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

Структура счета

Структура любого счета такова:

Разряды

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий

Код вида финансового обеспечения (деятельности)

Синтетический счет объекта учета

Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета

Код синтетического счета

Код аналитического счета

группа

вид

           

Порядок формирования

Разряды 1–17 в номере счета бюджетные и автономные учреждения не указывают.

Разряды с 18-го по 26-й представляют собой девятизначный код счета бухгалтерского учета.

На месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), под который подпадает та или иная операция, укажите код (КФО):*

  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;*
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

КФО 1 – (деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы России (бюджетная деятельность)) – бюджетные и автономные учреждения применяют в части исполнения публичных обязательств.

На месте разрядов 19–23 укажите пятизначный код синтетического счета в соответствии с Единым планом счетов.

Порядок формирования разрядов 24–26 для бюджетных и автономных учреждений различен.

Так, бюджетные учреждения разряды с 24-го по 26-й формируют аналогично получателям бюджетных средств (т. е. указывают код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)).

Автономные учреждения на месте 24–26-го разрядов должны указать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такие правила формирования счетов установлены пунктом 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 3 Инструкции № 174н, пунктом 3 Инструкции № 183н, Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

 

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль