Возмещение морального вреда пациенту

162

Вопрос

В бюджетную медицинскую  организацию поступило решение суда о возмещении морального вреда пациенту. Согласно приказа МФ РФ № 65н от 01.07.2013г. эти расходы относятся к статье 290 и планироваться не могут. Как правильно составить заявление в суд на отсрочку платежа сроком до двух месяцев в связи с внесением изменений в ПФХД и необходимостью заработать доход,

Ответ

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам. Исполнительные документы направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

 

Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника. При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока. В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Практика арбитражных судов, например, Московского региона показывает, что финансовые затруднения, как и поступление в будущем доходов для погашения долга, не могут служить основанием для предоставления отсрочки (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу № А41-7555/10, от 29.05.2012 по делу № А41-39309/11, от 23.07.2012 по делу № А41-25451/09; Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу № А40-91681/11-97-754, от 31.07.2012 по делу № А40-70428/11-144-603).

В регионах ситуация немного иная – суды находят возможным предоставление отсрочек, но указывают на необходимость предоставления должником доказательств того, что предоставление отсрочки будет способствовать достижению исполнимости вступившего в законную силу судебного акта. Также от должников требуется доказать, что по окончании отсрочки у него появится возможность погасить долг. Для этого необходимо представить экономическое обоснование реальности исполнения судебного акта в будущем (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу № А43-15274/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу А28-11542/2011). При вынесении указанных выше судебных актов суды исходят из того, что необходимость и обоснованность предоставления отсрочки исполнения судебного акта определяется арбитражным судом самостоятельно с учетом в каждом случае конкретных обстоятельств, интересов как взыскателя, так и должника. При этом указывается, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.

Таким образом, обстоятельства, подтверждающие необходимость предоставления рассрочки, должны носить чрезвычайный и непреодолимый характер. Подробнее об этом в статье № 4.

Ниже приведена примерная форма заявления об отсрочке исполнения решения суда.

Нужно отметить, что оплата исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетного учреждения осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете учреждения. При наличии средств на счетах и отсутствии  планируемых выплат по статье КОСГУ 290 в ПФХД  шансов на получении отсрочки нет.

 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.05.2010 № 83-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (с изменениями на 5 мая 2014 года)

Статья 30


20. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке:

1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;

2) к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя;

3) основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

а) непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей части;

б) несоответствие документов, указанных в пункте 2 настоящей части, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (далее в настоящей части - соответственно лицевой счет должника, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника);

г) отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа);

д) указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте;

е) неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя;

ж) представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;

4) основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:

а) представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;

б) представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;

в) невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю;

5) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника;

6) орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей части, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю либо в суд без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа (за исключением основания, установленного подпунктом "е" пункта 3 настоящей части) с указанием причины возврата.

Если в заявлении взыскателя указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее рабочего дня за днем поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя. В случае непредставления взыскателем в течение 30 дней со дня получения уведомления о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает взыскателю документы, поступившие на исполнение, в соответствии с пунктом 3 настоящей части;

7) бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника. При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

8) если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, бюджетное учреждение - должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.При нарушении бюджетным учреждением - должником требований, установленных настоящим пунктом, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу, указанному в представленной им информации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает не позднее пятого рабочего дня, следующего за указанным должником днем осуществления ежемесячной выплаты, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением бюджетного учреждения - должника и его структурных подразделений;

9) при полном исполнении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ;

10) орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

11) в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

12) в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

13) неисполненные исполнительные документы по денежным обязательствам бюджетных учреждений, поступившие на исполнение в орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с учетом положений, установленных частями 6, 9, 15 и 16 статьи 33 настоящего Федерального закона), исполняются в соответствии с требованиями настоящей части.*

 

2. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное*

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

       

Оплата исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) по обращению взыскания на средства учреждения*

В пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете4 ПБС. При недостаточности средств на оплату исполнительного документа должник направляет ГРБС запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований, объемов финансирования расходов) для оплаты исполнительного документа. Главный распорядитель в трехмесячный срок обеспечивает выделение средств в соответствии с запросом-требованием.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства бюджета, установлен статьями 242.3–242.5 Бюджетного кодекса РФ

В пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете4учреждения. Учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета производить списание средств для исполнения требований5.

При невозможности взыскания денежных средств с учреждения более трех месяцев в связи с отсутствием на лицевом счете денег, оплата исполнительного документа осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника (в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

По обязательствам учреждения учредитель ответственности не несет. Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения. Об этом сказано в части 12статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 02-13-11/3990.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства учреждения, установлен частью 20 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ,частью 3.19 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ*

4 Если счета должнику открыты в Банке России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.19 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).*

5 По мнению Минфина России, погашение задолженности по исполнительному документу с лицевого счета, который открыт для учета операций с целевыми субсидиями, возможно, только если источником финансового обеспечения исполнения обязательства является указанная субсидия (письмо Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 02-03-06/1118).

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 03.04.2012 № 02-03-06/1118

О реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ в части исполнения исполнительных документов бюджетными учреждениями



Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, согласно которому обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов, направленных судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.*

При этом бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона N 83-ФЗ операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления. Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, расходы на приобретение оборудования подлежат отражению по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

При этом на основании пункта 15 статьи 30 Закона N 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

В соответствии с пунктом 16 статьи 30 Закона N 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 и абзацем 5статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствие содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.

При этом расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства обязательного медицинского страхования, осуществляются после проверки территориальным органом Федерального казначейства или финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), осуществляющим открытие и ведение отдельного лицевого счета бюджетного учреждения, открытого для учета операций с указанными средствами, соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в платежных документах бюджетных учреждений.

Учитывая вышеизложенное, бюджетное учреждение - должник вправе самостоятельно определять, с какого лицевого счета, открытого ему в органах Федерального казначейства, осуществлять исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем, по мнению Департамента, с лицевого счета, открытого бюджетному учреждению для учета операций с целевыми субсидиями, проведение операции в счет погашения задолженности по исполнительному документу возможно, только если источником финансового обеспечения исполнения обязательства по исполнительному документу является указанная субсидия.

 

4. Статья: Должник не может исполнить судебный акт. Как убедить суд предоставить отсрочку исполнения

   

Как доказать, что по окончании отсрочки у должника будет возможность погасить долг

Какие документы являются доказательствами необходимости рассрочки

Как составить график погашения задолженности

Проиграв одно или несколько судебных споров, юридическое лицо может оказаться на грани банкротства. Это может произойти, если сумма долгов, которые компания будет должна выплатить кредиторам, и, тем самым исполнить судебное решение, равна сумме активов или превышает ее. В этом случае у компании есть две возможные модели поведения. Первая: исполнить судебное решение (но тогда придется заявить о своей несостоятельности). Вторая: просить суд предоставить отсрочку или рассрочку исполнения судебного решения. От того, какую стратегию действий изберет должник, будет зависеть судьба дальнейшей деятельности компании. И тот и другой варианты имеют свои минусы и плюсы. Несостоятельность (банкротство) позволяет освободиться от бремени долгов. Однако у данной процедуры есть существенные минусы – риск утратить контроль над ее ходом, репутационные риски и дополнительные расходы. Изменение сроков и порядка исполнения судебных актов, с этой точки зрения, является менее рискованным способом. Но для этого нужен соответствующий судебный акт. Должнику остается только грамотно убедить суд в необходимости такой отсрочки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИНДИВИДУАЛЬНО ОЦЕНИВАЕТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕСУДЕБНОГО АКТА

Целый ряд процессуальных норм АПК РФ, ГПК РФ и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает право должника, взыскателя и даже судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с просьбой об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта (напр., ст. 324 АПК РФ, ст. 203 ГПК РФ). В то же время нельзя сказать, что подобные дела часто встречаются в юридической практике. Вполне возможно, что это связано с тем, что сама структура норм об изменении сроков исполнения судебного акта предполагает наличие особых обстоятельств, которые временно затрудняют его исполнение.

Итак, Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве основания для принятия решения об отсрочке (рассрочке) или изменении порядка исполнения судебного акта устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта (ст. 324). При этом под отсрочкой понимается отложение срока исполнения судебного акта на более позднюю дату, в то время как под рассрочкой понимается предоставление должнику возможности исполнения решения суда по частям в сроки, установленные судом.

Гражданский процессуальный кодекс РФ к основаниям принятия решения об отсрочке(рассрочке) или изменении порядка исполнения судебного акта относит имущественное положение сторон или другие обстоятельства (ст. 203).

Различия между содержанием норм АПК РФ и ГПК РФ, регулирующих, казалось бы, один и тот же институт, на наш взгляд, связаны с характером дел, рассматриваемых арбитражными судами, и спецификой предпринимательских правоотношений.

Положения АПК РФ в первую очередь предполагают индивидуальную оценку судом существа обстоятельств, которые, по мнению должника, затрудняют исполнение судебного акта, в каждом конкретном случае и вообще не содержат каких-либо указаний на возможный характер этих обстоятельств.*

Рассмотрим, как арбитражными судами применяется норма ст. 324 АПК РФ в случае, когда должник обращается в суд с просьбой рассрочить или отсрочить исполнение судебного акта в связи с финансовыми затруднениями.

ДОЛЖНИК ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯСУДЕБНОГО АКТА ПО ОКОНЧАНИИ ОТСРОЧКИ

Практика арбитражных судов Московского региона показывает, что финансовые затруднения, как и поступление в будущем доходов для погашения долга, не могут служить основанием для предоставления отсрочки (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу № А41-7755/10, от 29.05.2012 по делу № А41-39309/11, от 23.07.2012 по делу № А41-25451/09; Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу № А40-91681/11-97-754, от 31.07.2012 по делу № А40-70428/11-144-603).* И хотя такая негативная для должников практика не является однозначной (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу № А41-6345/10), в практике апелляционных судов Московского округа такие судебные акты встречаются достаточно часто.

В регионах ситуация немного иная – суды находят возможным предоставление отсрочек, но указывают на необходимость предоставления должником доказательств того, что предоставление отсрочки будет способствовать достижению исполнимости вступившего в законную силу судебного акта. Также от должников требуется доказать, что по окончании отсрочки у него появится возможность погасить долг. Для этого необходимо представить экономическое обоснование реальности исполнения судебного акта в будущем (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу № А43-15274/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу № А28-11542/2011).

При вынесении указанных выше судебных актов суды исходят из того, что необходимость и обоснованность предоставления отсрочки исполнения судебного акта определяется арбитражным судом самостоятельно с учетом в каждом случае конкретных обстоятельств, интересов как взыскателя, так и должника. При этом указывается, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.

Таким образом, обстоятельства, подтверждающие необходимость предоставления рассрочки, должны носить чрезвычайный и непреодолимый характер.*

Итак, исходя из общего правила, заложенного в ст. 65 АПК РФ, по делам о предоставлении рассрочки, должник, который ссылается на затруднительное финансовое положение, обязан обосновать это утверждение, а также то, что предоставление отсрочки положительно повлияет на исполнение решения суда (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу № А40-126771/11-48-1094).

Помимо этого, доказыванию со стороны должника также подлежит и то, что он объективно лишен возможности исполнить судебный акт ввиду отсутствия денежных средств или иного имущества. Также должнику придется доказать, что затруднения, препятствующие исполнению решения, носят временный характер (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу № А45-8315/2010, от 24.08.2012 по делу № А06-1758/2012).

ГРАФИК ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – ЕЩЕ ОДИН АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ ДОЛЖНИКА

Кассационные суды при вынесении судебных актов достаточно тщательно подходят к исследованию представленных доказательств, оценивая возможность исполнения решения суда (например, за счет получения доходов) в будущем.

По одному из дел должником являлся застройщик, у которого доля прав на создаваемый объект недвижимости составляла 50%. Строительство объекта недвижимости находилось в завершающей стадии, и все денежные средства должника были вложены в строительство. Суд посчитал, что после завершения строительства у ответчика появится реальная возможность исполнить судебный акт (постановление ФАС Московского округа от 29.05.2012 по делу № А40-53935/11-42-442). Аналогичную позицию суды занимают и по другим делам (постановления ФАС Московского округа от 10.11.2011 по делу № А40-91995/10-97-810, от 05.05.2012 по делу № А40-12048/11-16-99; Восточно-Сибирского округа от 25.06.2012 по делу № А33-11414/2011).

Если речь идет о погашении долга в будущем, суды считают, что должнику необходимо предоставить график погашения задолженности с обоснованием порядка и сроков выплат по представленному графику

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль