Тарификация в бюджетном образовательном учреждении

2408

Вопрос

Подскажите пожалуйста, на какие нормативные документы нужно ориентироваться в решении такого вопроса:
Тарификация в бюджетном образовательном учреждении .З аместители директора, директор и другие пед.работники имеют право на совмещение должностей (согласно постановлению №41 от 30.06.2003 Минтруда). В частности замы имеют право на совмещение - ведение учительских часов, причем наличие этих часов дает им право на льготный стаж. Правомерно ли тарифицировать работников по совмещению, или в тарификации эти часы должны быть на вакансии, и только потом приказом переданы работникам?

Ответ

При распределении учебной нагрузки нужно руководствоваться  Отраслевым соглашением, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12.

 

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России. Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

Работники образовательных учреждений, включая руководителей и их заместителей, помимо работы, определенной трудовым договором, могут осуществлять в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, преподавательскую работу без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется при заключении с ним трудового договора, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), - самим образовательным учреждением.

Учебную нагрузку нужно распределить в начале года в том числе на вакантные должности, а после передать для выполнения сотрудникам.

 

1. Рекомендация: Как оплачивать труд педагогического работника

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Также к числу компенсационных выплат на практике относятся доплаты и надбавки:

  • за классное руководство;
  • за заведование кабинетом;
  • за проверку тетрадей и т. д.

Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных* (письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки России от 19 сентября 2008 г. № 216).

Конкретные размеры компенсационных выплат в образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности оплаты труда первых лиц образовательной организации (161,54576)

В целях повышения заинтересованности руководителя образовательной организации в повышении оплаты труда работникам, относящимся к основному персоналу образовательной организации, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней зарплате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до пяти размеров указанной средней зарплаты.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливают на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций.

К основному персоналу образовательной организации относятся работники, замещающие должности, включенные в перечни, которые формирует учредитель. В отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такие перечни утверждены приказом Минобрнауки России от 18 августа 2008 г. № 239.

Определение среднего заработка основного персонала для расчета размера оклада руководителя следует осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н.

Для определения средней зарплаты основного персонала необходимо не только знать объем фактически выплаченных за отчетный период указанным лицам денежных средств, но и рассчитать среднюю численность работающих. При этом следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н и приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435. В среднесписочную численность в данном случае следует включать не всех работников, а только тех, которые замещают должности, отнесенные к основному персоналу. При расчете средней численности основного персонала не следует учитывать лиц, работающих на условиях гражданско-правового договора (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н).

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России.* Установление в трудовом договоре руководителя неполного перечня компенсационных выплат не означает, что руководитель будет лишен указанных выплат, если они определены законом.

Стимулирующие выплаты руководителю устанавливает учредитель образовательной организации своим нормативно-правовым актом или актом применения (о выплате премии конкретному руководителю за высокие достижения в труде) (п. 9 Рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583). Порядок, а в некоторых случаях и конкретный размер стимулирующих выплат устанавливают в трудовом договоре с руководителем (ст. 57 ТК РФ).

 

2. ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.02.2012 № СОГ-3/12

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012-2014 годы

4.1.5. Работники образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, включая руководителей и их заместителей, помимо работы, определенной трудовым договором, могут осуществлять в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, преподавательскую работу без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.*

Предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы;

Установление объема учебной нагрузки учителей и порядок исчисления их месячной заработной платы

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Объем учебной нагрузки, установленный учителям при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества обучающихся и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется при заключении с ним трудового договора, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), - самим образовательным учреждением.*

Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при распределении ее на очередной учебный год устанавливается на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения в этом отпуске.

Месячная заработная плата учителей (в том числе учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также учителей выполняющих преподавательскую работу в другом образовательном учреждении на условиях совместительства) определяется путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. Тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет (дисциплину).За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.

3. Рекомендация: Как оплатить труд педагогических работников

Система оплаты труда в образовательных учреждениях включает в себя:

  • должностные оклады (ставки зарплаты);
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Их закрепите в коллективных и трудовых договорах. При заключении таких договоров в учреждениях, находящихся в ведении Минобрнауки России, руководствуйтесь Отраслевым соглашением, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12.*

Подробнее о том, как установить систему оплаты труда, см.: в казенном учреждении, в бюджетном учреждении, в автономном учреждении.

Зарплату и учебную нагрузку педагогических работников пропишите в трудовом договоре с сотрудником (ст. 57 ТК РФ, ч. 6 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Отраслевое соглашение, утвержденное Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12).

При определении зарплаты педработникам учитывайте, что в рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включаются:

  • учебная (преподавательская), воспитательная работа;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая, исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и т. д.

Об этом сказано в части 6 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Размер оклада (ставки зарплаты)

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности педработников нужно распределить по профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений (бюджетные, казенные и автономные).*

ПКГ должностей работников образования и критерии разнесения по группам утверждены приказами Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, 217н.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям при установлении размера окладов (ставок) целесообразно руководствоваться минимальными размерами окладов, рекомендованных в Примерных положениях об оплате труда федеральными органами исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС может установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

К рекомендуемому минимальному окладу (минимальной ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен повышающий коэффициент:

  • по занимаемой должности;
  • по учреждению (структурному подразделению учреждения);
  • персональный;
  • за квалификационную категорию;
  • за ученую степень, звания.

Рекомендуемые размеры таких коэффициентов и порядок их применения также приведены в примерных положениях (см., например, приложение 7 к Примерному положению об оплате труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 462н).

Повышающие коэффициенты к окладу не образуют новый оклад и также не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.

На уровне субъектов РФ размеры окладов и применение повышающих коэффициентов для сотрудников утверждаются региональным законодательством (см., например, приложение 1 к Положению, утвержденному постановлением администрации Ступинского муниципального района от 1 декабря 2011 г. № 4072-п).*

Также следует отметить, что с 1 сентября 2013 года установлены два случая, когда в оклады нужно включить выплачиваемые ранее надбавки и компенсации:

1. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включен размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, которая установлена по состоянию на 31 декабря 2012 г. пунктом 8 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

2. В оклады (должностные оклады) научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включены размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до 1 сентября 2013 года.

Об этом сказано в части 11 статьи 108 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Компенсационные выплаты

Размер и условия начисления выплат компенсационного характера должны быть определены:

Размер выплат определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах.

Об этом сказано в пунктах 1, 2(1), 4, 8 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются, в частности, за работу:

  • с тяжелыми, вредными (опасными) условиями труда;
  • в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (за совмещение, расширение зон обслуживания, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время).

В образовательных учреждениях, как правило, могут быть установлены следующие компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

  • за классное руководство;
  • за проверку письменных работ (тетрадей). Порядок такой выплаты установлен на уровне субъекта РФ (местном уровне);
  • заведование кабинетами, отделами, лабораториями, мастерскими, методическими комиссиями (другими видами работ).

Об этом сказано, например, в пункте 5.11.7 Отраслевого соглашения, утвержденного Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12. Порядок выплаты таких доплат установлен законодательством субъектов РФ или местным законодательством (см., например, постановление правительства Ленинградской области от 15 июня 2011 г. № 173).

Также на уровне субъектов (местном уровне) устанавливаются компенсационные выплаты:

  • за работу в коррекционных учреждениях или классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития;
  • в школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей без попечения родителей;
  • за индивидуальное обучение на дому детей-хроников и детей-инвалидов.

В частности, такие выплаты установлены постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 20 октября 2010 г. № 396-па.

Подробнее о выплатах компенсационного характера см. в казенном учреждении, в бюджетном учреждении, в автономном учреждении.

Для сельских педработников дополнительно установлена ежемесячная выплата на оплату жилья, отопления, электроэнергии. Размер, условия и порядок такой выплаты установлены:

Об этом сказано в части 8 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Если педработник в свое рабочее время участвует в проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), ему выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, а также представляются другие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Размер и порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ устанавливается законодательством субъекта РФ (например, в Москве порядок выплаты и определения компенсации установлен постановлением правительства Москвы от 4 мая 2011 г. № 184-ПП). Об этом сказано в части 9 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

 

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль