Отражение в декларации по налогу на прибыль доходов от оказания услуг

675

Вопрос

Казенное учреждение централизованная бухгалтерия (не администратор доходов) заключила договор с Администрацией города на ведение бухгалтерского и налогового учета. Доходы от оказания услуг по ведению бух. и налогового учета поступают от Администрации напрямую в бюджет района. Нужно ли сдавать в налоговую декларацию на прибыль? Как отразить в бух. учете доходы? Можем ли мы учесть расходы оплаченные нами за счет ЛБО (доходов от платной деятельности) при расчете налога на прибыль.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом, доходы, полученные казенным учреждение от оказания платных услуг или работ на договорной основе (которые не относятся к средствам, полученным казенным учреждением от оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ, исполнения государственных и муниципальных функций)), нужно включить в базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). Поэтому казенное учреждение должно сдавать декларацию по налогу на прибыль, так как нормативной базой не предусмотрено исключений для казенных учреждений. В учете доходы от приносящей доход деятельности в данной ситуации отразите проводками: Дебет 1.205.31.560 Кредит 1.303.05.730– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги; Дебет 1.303.05.830 Кредит 1.205.31.660– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета). В случае если в отношении казенного учреждения принято решение об оказании ими услуг (выполнении работ) на платной основе, то средства на ведение такой деятельности доводятся до учреждения главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств. Поэтому казенное учреждение не вправе учитывать при расчете налога на прибыль расходы, связанные с производством и реализацией. Объясняется это тем, источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета (целевые средства) (письмо Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016). Поскольку такие средства налоговую базу по налогу на прибыль не формируют, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования в составе расходов нельзя.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Как казенному учреждению отразить в декларации по налогу на прибыль доходы, полученные от сдачи имущества в аренду

Все казенные учреждения средства, полученные от оказания платных услуг (в т. ч. арендную плату), в полном объеме должны перечислять в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Несмотря на это, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, учитываются при расчете налога на прибыль. Подробнее об этом см. Нужно ли казенному учреждению при расчете налога на прибыль включить в доходы поступления от оказания платных услуг (выполнения работ).*

Для целей налогового учета доход от сдачи имущества в аренду является внереализационным, если не относится к доходам от реализации (п. 4 ст. 250 НК РФ). Критерий отнесения арендной платы к выручке от реализации Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Поэтому пропишите его в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль распространяется на всех налогоплательщиков. Исключений для казенных учреждений в нем не предусмотрено.

Таким образом, порядок отражения доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в декларации по налогу на прибыль зависит от того, как учитываются такие доходы: как доходы от реализации или как внереализационные доходы.*

<…>

Из рекомендации «Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация: Нужно ли казенному учреждению при расчете налога на прибыль включить в доходы поступления от оказания платных услуг (выполнения работ)

Ответ на этот вопрос зависит от того, относятся платные услуги (работы) к государственным или муниципальным услугам (работам), к исполнению государственных или муниципальных функций или нет.

Все казенные учреждения средства от оказания платных услуг (выполнения работ) в полном объеме перечисляют в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако данные нормы регламентируют особенности учета поступлений в доходах бюджета, а не порядок их налогообложения (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21).

В целях налогообложения прибыли в налогооблагаемую базу не включайте средства, полученные казенным учреждением от оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ, исполнения государственных и муниципальных функций). Такие доходы включены в закрытый перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли в налогооблагаемую базу не включайте средства, полученные казенным учреждением от оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ, исполнения государственных и муниципальных функций). Такие доходы включены в закрытый перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Под государственными (муниципальными) услугами и работами понимаются услуги (работы), которые оказывают:

  • органы государственной власти или местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения в рамках определенных для них заданий и согласно установленному перечню услуг.*

Об этом сказано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, пунктах 1–2 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

Перечень услуг, которые подлежат включению в реестр государственных (муниципальных) услуг, установлен распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р. Кроме того, государственные (муниципальные) услуги, работы и функции представлены на едином справочно-информационном портале «Государственные услуги» (www.gosuslugi.ru).

При этом может возникнуть ситуация, когда услуги (работы) не включены в перечень госуслуг, но напрямую связаны с исполнением полномочий (функций) госорганов. В этом случае услуги (работы) могут быть отнесены к выполнению иных государственных функций. Доходы от оказания таких услуг (выполнения работ) при расчете налога на прибыль также не учитывайте. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995.

Доходы, полученные от оказания других платных услуг или работ на договорной основе (которые не относятся к вышеуказанным), нужно включить в базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). Например, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается госуслугой, а является деятельностью, приносящей доход, и подлежит обложению налогом на прибыль в общем порядке. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 мая 2014 г. № 03-03-06/4/23877, от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534, от 27 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18915, от 1 августа 2011 г. № 03-03-06/4/84 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432.*

Следует отметить, что по ситуации, когда услуга или работа не включена в реестр государственных (муниципальных) услуг, есть другое мнение. Так, специалисты департамента бюджетной политики и методологии Минфина России считают, что не нужно включать в базу по налогу на прибыль доходы от выполнения работ и оказания услуг, если они получены в рамках деятельности, определенной уставом (письмо Минфина России от 20 декабря 2013 г. № 02-01-011/56274). Но если вы решите придерживаться этой позиции, то не исключено, что такую точку зрения придется отстаивать в суде. Связано это с тем, что она противоречитпозиции департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и ФНС России.

Внимание: не является госуслугой и не может рассматриваться в качестве другой государственной (муниципальной) функции реализация произведенной казенным учреждением продукции. Поэтому доходы от ее продажи подлежат налогообложению в общем порядке.*

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 248 и подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и подтвержден письмом Минфина России от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 27 марта 2012 г. № ЕД-4-3/5100).

Из рекомендации «Какие доходы от реализации учитываются при расчете налога на прибыль»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как казенному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

В отношении федеральных казенных учреждений учредителем может быть принято решение об оказании ими услуг (выполнении работ) на платной основе (с утверждением исчерпывающего перечня видов деятельности). Средства на ведение такой деятельности доводятся до учреждения главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано в письме Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.*

В отношении казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных казенных учреждений) возможность оказания ими услуг (выполнения работ) на платной основе и порядок доведения дополнительного финансирования должны быть установлены на уровне субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 8, 9 Бюджетного кодекса РФ).

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, казенные учреждения в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

12.65245 (7)

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета.* Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Плата за оказанные услуги (выполненные работы) может поступить от контрагента одним из двух способов.

1. Контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета. Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).*

2. Контрагент вносит плату в кассу учреждения. В этом случае полученные средства учреждение перечисляет в доход бюджета самостоятельно, на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001). Порядок его заполнения установлен пунктом 2.5 Положения от 18 февраля 2014 г. Банка России № 414-П и Минфина России № 8н. Кроме того, особенности заполнения объявления приведены в письме от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366. В частности, в объявлении нужно указать:

<…>

Порядок отражения в учете операций по перечислению средств от оказания платных услуг в доход бюджета зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

За казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета

Обязательство по перечислению средств в доход бюджета отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.21.560 (КДБ.1.205.31.560) Кредит КДБ.1.303.05.730*
– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, сделайте проводку:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)*
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

<…>

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете вышеперечисленных операций Инструкцией № 162н (приложением 1 к Инструкции № 162н) не определен. Кроме того, в приложении 1 к Инструкции № 162н отсутствуют корреспонденции счетов: Дебет 205.00 Кредит 303.05; Дебет 303.05 Кредит 210.03; Дебет 303.05 Кредит 201.34; Дебет 210.02 Кредит 210.03. В связи с этим согласуйте приведенные проводки:

Такой порядок установлен пунктами 2, 49, 78, 91, 92, 104, 109 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.34, 205.00, 210.02, 210.03, 303.05, 304.04, 401.10).

<…>

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии

и организации внутреннего контроля в государственном секторе,

государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

4. Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг)

<…>

Расходы

46.60 (7)

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение не вправе учитывать при расчете налога на прибыль расходы, связанные с производством и реализацией. Объясняется это тем, источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета (целевые средства) (письмо Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016). Поскольку такие средства налоговую базу по налогу на прибыль не формируют, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования в составе расходов нельзя. Это следует из положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251, пункта 1 статьи 252, Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/4/66.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

17.09.2014 г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль