Получение гаранта по программе трудоустройства инвалидов

284

Вопрос

Бюджетная организация участвует в программе трудоустройства инвалидов. Результат - получение гранта. Какой необходимо указывать в заявке лицевой счет, код цели и код доходов (бюджет или внебюджет), если грантодатель - центр занятости, получивший денежные средства из бюджета Московской области. Как документально грамотно оформить получение средств на л/с учреждения, какие возможны нюансы? Известно, что будет заключен договор между учреждением и центром занятостью (грантодатель) - есть ли "подводные камни"? В уставе прописано, что учреждение имеет право на получение иных доходов - гранты к ним относятся, либо необходимо прописывать их отдельно?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом при получении грантов необходимо заключить договор между грантодателем (центром занятости) и грантополучателем (бюджетным учреждением). В договоре должны быть указаны следующие условия: целевое назначение гранта и подробная расшифровка финансируемых мероприятий; срок действия гранта; сумма гранта и порядок предоставления финансирования (чаще всего это единовременная выплата); порядок представления отчетности об использовании полученных средств. Кроме того к договору желательно приложить смету расходов за счет средств гранта.  Сумма предоставленного бюджетному учреждению гранта должна им учитывается в качестве прочего дохода. В учете начисление и получения гранта отражается проводками: Дебет 2.205.81.560 Кредит 2.401.10.180 - начислен доход в виде гранта на основании договора; Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.81.660 - поступили денежные средства на лицевой счет учреждения. Операции по поступлению денежных средств на лицевые счета бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета бюджетного учреждения. Поэтому для получения гранта учреждение должно указать 20 лицевой счет и код дохода 180 «Прочие доходы». Налогообложение средств гранта производите в соответствии с приведенным материалом. Так же в соответствии с приведенным материалом распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций (в том числе на получение грантов. Поэтому учредительные документы должны содержать конкретный видов деятельности (деятельность в рамках полученных грантов), которым бюджетное учреждения вправе заниматься в соответствии с целями его создания.

 

1. Статья: Учреждение получило грант: бухгалтерские и налоговые аспекты

Согласно новому Закону о госзаказе, который будет действовать с 2014 года, бюджетное учреждение сможет осуществлять госзакупки за счет грантов, в том числе полученных от иностранных организаций*. Рассмотрим все особенности учета и налогообложения грантов в бюджетном учреждении.

* Статья 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подробно о нововведениях – в другой статье этого номера).

Определимся с терминами

Грант в разных нормативных актах определяется по-разному.

Итак, грантом являются:

  • денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными или международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на конкретные цели, для конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями ( ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»);
  • целевые благотворительные пожертвования ( ст. 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);
  • государственное целевое финансирование ( ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В налоговом законодательстве есть собственное определение понятия «грант».

Так, согласно статье 251 Налогового кодекса РФ, грантами признаются денежные средства или иное имущество, в случае если их передача бюджетному учреждению удовлетворяет следующим условиям:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физлицами, некоммерческими, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на конкретные программы в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья или окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, соцобслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодатель определяет условия предоставления грантов с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта;
  • средства получены из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом № 127ФЗ , на конкретные научные, научно-технические программы и проекты, инновационные проекты;*
  • средства получены организациями, которые ведут медицинскую деятельность в системе обязательного медстрахования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
  • целевые средства получены страховыми медорганизациями – участниками обязательного медстрахования от ТФОМС в соответствии с договором.

Можно сделать вывод, что гранту присущи следующие признаки: безвозмездность, целевой характер, общественная полезность.

Поэтому при получении грантов необходимо заключить договор между грантодателем и грантополучателем. В договоре должны быть указаны следующие условия:

  • целевое назначение гранта и подробная расшифровка финансируемых мероприятий;
  • срок действия гранта;
  • сумма гранта и порядок предоставления финансирования (чаще всего это единовременная выплата);
  • порядок представления отчетности об использовании полученных средств.

Налогообложение грантов

Рассмотрим, какие условия надо соблюсти, чтобы полученные гранты не облагались налогами.

Налог на прибыль

Средства в виде грантов не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при одновременном выполнении условий, установленных подпунктом 14пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ:

  • грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
  • грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 ;
  • грант предоставлен на конкретные программы или определенные научные исследования;
  • грант использован строго по целевому назначению.

В налоговом учете средства в виде грантов относятся к целевому финансированию. Чтобы суммы грантов не включались в налогооблагаемый доход, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Минфин России в письме от 5 марта 2012 г. № 03-03-06/4/18 уточнил, что при отсутствии раздельного учета указанные средства включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их получения.

Необходимо также учитывать специфику документооборота. В частности, получение гранта, как правило, предполагает предоставление отчетности в адрес грантодателя.* Последний вправе требовать не только итоговый, но и промежуточные отчеты о выполнении сметы. Обычно в договоре прямо оговаривается перечень документов, которые должны быть представлены грантополучателем в подтверждение целевого использования средств гранта. Если стороны это не конкретизировали, то отчетность о расходовании средств составляют в произвольной форме. Непредставление данных документов расценивается как нецелевое использование средств. Эту особенность следует учитывать при организации аналитического учета.

Полученные гранты отражаются в составе прочих доходов с использованием счета с кодом вида Финобеспечения 2 (собственные доходы учреждения).

Налог на доходы физлиц

Суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства, не облагаются налогом на доходы физических лиц.

При этом должно соблюдаться условие, что средства предоставлены организациями по перечням, утверждаемым Правительством РФ ( п. 6 ст. 217 Налогового кодекса РФ ). › |

› | Перечень таких российских организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602 , а международных и иностранных организаций – постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 .

Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 20 сентября 2010 г. № 03-04-05/9-561 , от 4 мая 2010 г. № 03-04-05/9-249 , от 3 марта 2010 г. № 03-04-06/9-20 , а также ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5392@ .

Ранее по данному вопросу у чиновников была иная точка зрения, согласно которой рассматриваемые суммы облагались НДФЛ* (письма УФНС России по г. Москве от 19 января 2010 г. № 20-15/3/003707@ , от 24 декабря 2009 г. № 20-15/3/136430@ , от 22 декабря 2009 г. № 20-14/3/135171@ ).

Таким образом, если учреждение выплачивает физлицам вознаграждение за счет гранта, предоставленного организацией, входящей в один из перечней, эти суммы не облагаются налогом на доходы физлиц ( письмо ФНС России от 18 января 2013 г. № ЕД-4-3/418@ ). Но при условии, что указанные лица являются исполнителями проекта, финансируемого за счет гранта ( письмо ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5392@ ). С выплат за счет гранта штатным работникам из административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не относящимся к исполнителям проекта, налог нужно начислить в общеустановленном порядке* ( письмо Минфина России от 28 января 2011 г. № 03-04-06/9-11 ).

Уплата страховых взносов

Суммы выплат работникам бюджетного учреждения за счет грантов, поступающих от грантодателей, независимо от источника их финансирования подлежат обложению страховыми взносами.

И вот почему. Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах…» и статьей 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Отражаем суммы грантов в учете

Сумма предоставленного бюджетному учреждению гранта учитывается в качестве прочего дохода. Ее начисление отражается по дебету счета 2 205 81 560* «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 2 401 10 180* «Прочие доходы», а поступление денежных средств от грантодателя на лицевой счет учреждения – по дебету счета 2 201 11 510* «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета» и кредиту счета 2 205 81 660* «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам». Это установлено пунктами 72 , 92 , 150 Инструкции по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н ).

Операции по поступлению денежных средств на лицевые счета бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета бюджетного учреждения. Доход в сумме грантов начисляется на основании договора и документа грантодателя, подтверждающего безвозмездность передачи денежных средств ( п. 150 Инструкции № 174н ).*

Произведенные в рамках научных исследований расходы отражаются записью по дебету счета 2 401 20 200 «Расходы текущего финансового года» и кредиту счетов 2 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», 2 302 11 000 «Расчеты по заработной плате», 2 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам», 2 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам», 2 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», 2 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 2 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», 2 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», 2 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» ( п. 153 Инструкции № 174н ). › |

› | Такие суммы доходов и расходов должны быть предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности согласноТребованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н .

Рассмотрим пример.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение в 2013 году получило грант в сумме 100 000 руб. от иностранной организации для оплаты проезда командированным преподавателям за границу. Средства предоставлены в рамках проведения научных исследований, определенных условиями получения гранта. Бухгалтер в учете запишет:*

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход в виде гранта на основании договора

2 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

2 401 10 180
«Прочие доходы»

100 000

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения*

2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

2 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

100 000

Поступили денежные средства в кассу учреждения с лицевого счета

2 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»

2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»**
2 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

100 000

Получены денежные средства подотчетным лицом в кассе учреждения

2 208 22 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг»

2 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»

100 000

Отражены произведенные расходы за транспортные услуги в командировке

2 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»

2 208 22 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг»

100 000

* Одновременно сумма отражается по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

** Сумма также отражается по забалансовому счету 18 « Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №6, июнь 2013

2. Статья: Отчитываемся по гранту

На денежные средства, выделенные по гранту, был приобретен ноутбук. Какими документами необходимо оформить расходование указанных средств?

За полученный грант бюджетное учреждение должно будет отчитаться перед грантодателем. Последний вправе требовать не только итоговый, но и промежуточные отчеты о выполнении сметы. Обычно в грантовом договоре прямо оговаривается перечень документов, которые должны быть представлены грантополучателем в подтверждение целевого использования средств гранта. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность о расходовании средств составляют в произвольной форме. Непредставление данных документов (представление не по установленной форме) расценивается как нецелевое использование этих средств. Во избежание указанных нарушений учреждению необходимо соблюсти ряд условий:

– ноутбук должен быть необходим для выполнения работ по гранту;

– его приобретение предусмотрено грантовым договором;

– затраты на его покупку предусмотрены в смете (расшифровке к смете);

– расходы на его приобретение (расходы, связанные с его приобретением) необходимо прописать в отчете о выполнении сметы.*

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №4, апрель 2010

3. Рекомендация: Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)

Бюджетные учреждения обязаны, а автономные учреждения вправе (по решению учредителя) открывать лицевые счета в органе Федерального казначейства или в финансовом органе (ч. 3, 3.1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов зависит от того, где именно будут открыты лицевые счета учреждения.

Федеральные учреждения

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям лицевые счета открывают в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н. Лицевые счета федеральным учреждениям открываются в органах Федерального казначейства в силу Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Заключение Соглашения в данном случае не требуется.

Виды лицевых счетов

41.190 (7)

В учете бюджетных учреждений:

В территориальном органе Федерального казначейства бюджетному учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

  • 20 – лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций). В частности, на этом счете отражаются: операции со средствами субсидий, полученными на выполнение госзадания, средствами, полученными от платной деятельности, доходы от сдачи имущества в аренду, средства, поступающие в обеспечение заявки на участие в торгах и исполнения контракта;*
  • 21 – отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ) и бюджетных инвестиций;
  • 22 – лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

Об этом сказано в пунктах 5, 8.2, 135 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н.

 

4. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.*

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания* (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.*

Статьей 173 Гражданского кодекса РФ прямо установлено, что сделка, которая противоречит целям деятельности учреждения, ограниченным в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной, если иск будет подан самим учреждением, его учредителем или государственным органом, контролирующим деятельность этого учреждения.

Суды неоднократно поддерживали подобные иски. И сделки, которые противоречили целям создания учреждений, признавали недействительными как совершенные за пределами правоспобности учреждения (определения ВАС РФ от 27 июня 2013 г. № ВАС-7533/13, от 21 февраля 2012 г. № А53-1965/2010, Верховного суда РФ от 3 июля 2012 г. № 48-КГ12-1).

Если сделка признана недействительной, то стороны должны вернуть друг другу все, что по ней получено (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:*

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.*

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль