Расчет специального трудового стажа

1033

Вопрос

Так с 01 апреля в муниципальной школе должны выплачивать надбавку за выслугу лет. Как правильно определить за какой период работы положена надбавка - берем время работы только в этой организаци и( школе) или плюсуем весь трудовой стаж где работник работал ранее (например слесарем на заводе или преподавателем в другой школе).А так же берем ли время службы в армии?

Ответ

Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда. Поэтому, для определения стажа для надбавки за выслугу лет нужно взять периоды работы в образовательных учреждениях на должностях, связанных с учебным процессом. К такому стажу относят не всю педагогическую деятельность работников, а только те периоды, когда работник выполнял должностные обязанности, соответствующие спискам профессий, должностей, специальностей в образовательных и иных учреждениях.

 

Порядок определения стажа работы для начисления премии за выслугу лет устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в трудовых договорах и (или) коллективном договоре, а также локальном нормативном акте. Законодательство не обязывает организации включать в стаж работы для начисления надбавки за выслугу лет периоды работы у других работодателей, период нахождения на военной службе. Однако организации вправе сделать это по своему усмотрению, закрепив в локальном нормативном акте, определяющем порядок расчета стажа для выплаты надбавки за выслугу лет.

 

1. Рекомендация: Как рассчитать стаж работы сотрудника

Расчет трудового стажа

Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа.

По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555).

Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены для назначения пенсии:

Разновидности стажа

Следует различать:

1) общий трудовой стаж;

2) непрерывный трудовой стаж;

3) специальный трудовой стаж;

4) стаж работы по специальности;

5) страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности;

6) страховой стаж для назначения пенсии.

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности сотрудника независимо от имевшихся в работе перерывов.

Общий трудовой стаж определяет право на пенсии по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и на досрочную пенсию. От общего трудового стажа также зависит размер пенсии по старости.

Расчетный размер трудовой пенсии определяют для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин – не менее 20 лет (Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года, общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости. С 1 января 2002 года вместо общего трудового для назначения пенсии требуется страховой стаж.

Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж представляет собой продолжительность последней непрерывной деятельности сотрудника в организации, а также время его предыдущей работы или иной деятельности. Он сохраняется при переходе с одного места на другое при условии, что перерыв в работе не превышал по общему правилу одного месяца.

Ранее непрерывный трудовой стаж рассчитывали по Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. В настоящее время этот документ утратил силу.

Долгое время данный вид трудового стажа сохранял свое значение для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Вопросы, касающиеся выплаты этого пособия, регулировались постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191. Однако это противоречило части 1 статьи 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 1984 года по 2006 год пособие по болезни выплачивалось на основании подзаконного акта. Данная ситуация изменилась с принятием Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. В соответствии с ним для определения размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж.

Таким образом, с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая. Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года по нормам Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного по старым Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа (ч. 2 ст. 17 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Страховой стаж может оказаться меньше непрерывного, рассчитанного по ранее действовавшему законодательству, во многих случаях. Это объясняется тем, что ранее в непрерывный трудовой стаж, помимо периодов работы, входили:

  • служба в составе Вооруженных сил СССР, в органах КГБ СССР, ФСБ России, МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах. При этом перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в т. ч. на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не должен превышать трех месяцев;
  • служба и периоды, когда женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных сил СССР и органов КГБ СССР в связи с беременностью или рождением ребенка, выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, если они поступили на работу или учебу до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
  • время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
  • время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
  • время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо служба в составе Вооруженных сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России, МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.

Такой порядок был предусмотрен пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, с учетом положений письма ФСС России от 25 октября 2002 г. № 02-18/05-7418.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а нахождение на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10, п. 5 ст. 23 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

Кроме того, непрерывный трудовой стаж продолжают применять в ряде случаев, в частности, при определении права на получение различных доплат и надбавок к зарплате, при предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям сотрудников. Например, непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера используется для начисления северной надбавки (п. 1 постановления Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1012).

Таким образом, непрерывный трудовой стаж имеет значение только при получении сотрудником дополнительных гарантий и компенсаций, которые могут быть установлены ведомственными или локальными нормативными актами организации как мера поощрения и стимулирования. В этом случае продолжительность непрерывного трудового стажа необходимо указать в соответствующей графе пункта 8 раздела I личной карточки сотрудника.

Специальный трудовой стаж (161,70358)

Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.*

Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности, дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении, например, стаж работы на Крайнем Севере, на работах с вредными и опасными условиями труда.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.

К специальному трудовому стажу относят:

1) специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;

2) специальный стаж для назначения надбавок к зарплате;

3) специальный стаж для предоставления дополнительных отпусков.

Стаж для надбавок к зарплате

Работодатель может, а иногда обязан установить надбавки к зарплате сотрудника в зависимости от стажа его работы. Виды таких надбавок и порядок их выплаты, в том числе расчет стажа для выплаты, регулируются нормативными документами либо действующими в организации локальными актами, коллективными или трудовыми договорами.

Например, для федеральных бюджетных учреждений определен перечень выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818. Данный перечень носит рекомендательный характер, и учреждения вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут начислять сотрудникам. Таким образом, надбавка за выслугу лет выплачивается, если она предусмотрена коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

Согласно постановлению правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п сотрудникам бюджетных учреждений здравоохранения устанавливаются стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. В стаж засчитывается время непрерывной работы как по основному месту работы, так и на работе по совместительству на любых должностях, в том числе на должностях врачей и провизоров-интернов в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности (п. 2.1.2 общих условий, утвержденных постановлением правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п). При этом непрерывный стаж работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения при отсутствии во время перерыва другой работы по общему правилу не позднее одного месяца со дня увольнения с предыдущего места работы.*

Входит ли период военной службы и службы в органах внутренних дел в специальный стаж для надбавки за выслугу лет (131,71006)

Время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж госслужбы государственного служащего и в стаж работы по специальности (п. 3 ст. 10 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитывают в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.

Об этом сказано в пункте 6 статьи 38 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ работодатель самостоятельно устанавливает систему оплаты труда сотрудников, включая систему доплат и надбавок стимулирующего характера, к которым относится надбавка за выслугу лет. При этом порядок определения стажа работы для начисления премии за выслугу лет устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в трудовых договорах и (или) коллективном договоре, а также локальном нормативном акте.*

Таким образом, законодательство не обязывает организации включать в стаж работы для начисления надбавки за выслугу лет периоды нахождения на военной службе и службе в органах внутренних дел. Однако организации вправе сделать это по своему усмотрению, закрепив в локальном нормативном акте, определяющем порядок расчета стажа для выплаты надбавки за выслугу лет.*

 

2. ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.08.2010 № 761н

Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

1. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.*

2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников"*, IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала".

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль