Закупка у единственного поставщика

471

Вопрос

Если в положении о закупках товаров, работ, услуг прописано, что "прямая закупка у единственного поставщика может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, подрядчику, исполнителю, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений", может ли это быть основанием не осуществлять расчет НМЦК, закупая у единственного поставщика . Либо по нормам других правовых актов обязанность обосновывать НМЦК остается в любом случае. Или может данный пункт положение не правильно сформулирован

Ответ

Обосновывать НМЦК автономному учреждению придется в случае, если закупка у единственного поставщика превысит сумму непубличной закупки- 100 т.рублей. Дело в том, что информация о закупке у единственного поставщика на сумму до 100 тысяч рублей не размещается на официальном сайте, и ,следовательно, не требуется составление извещения о закупке (в котором необходимо указывать информацию о НМЦК).Например, согласно нормам Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г., заказчик вправе не производить расчет и обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на сумму до 100 т. рублей.

Как правило, автономные учреждения при составлении Положения о закупке руководствуются типовыми положениями о закупке, которые доводит учредитель, либо которые размещены в информационной базе (в сети «Интернет») муниципального образования. В них может содержаться сумма, которой ограничивается закупка товаров(работ, услуг) без проведения торгов, а также требования, которые заказчик должен соблюдать при заключении контракта( в том числе и порядок обоснования закупок). Ниже приведен фрагмент  из примерного положения о закупках, утвержденного Постановлением Администрации города Тамбова от 19.12.2013 № 10901, в котором прописан порядок закупок у единственного поставщика.

При планировании закупок товаров (работ, услуг) у единственного поставщика автономное учреждение должно обосновать целесообразность выбранного способа, чтобы не нарушить один из базовых принципов методологии закупочной деятельности, а именно- преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки. Этот вывод следует из прочтения п.п.1-2 п.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ от 18.07.2011г.

1. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

Положение о закупке

Положение о закупке является одним из основных документов, регулирующих закупочную деятельность заказчика, и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;*
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки (например, порядок размещения на сайте информации об отказе от закупки).

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в рамках коммерческой деятельности.

В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например,* запросы предложений, запросы котировок, закупки из единственного источника* и т. д.

Положение о закупке утверждает наблюдательный совет автономного учреждения.

Такие правила установлены частями 2, 3 статьи 2, частью 3 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 19 декабря 2011 г. № Д28-709, от 19 декабря 2011 г. № Д28-710.

Главбух советует: при подготовке Положения о закупках руководствуйтесь примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными госорганами. Ознакомиться с текстами таких положений можно в таблице.*

2.Статья 4. Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

«Информационное обеспечение закупки

8. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.* Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

9. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:*

1) способ закупки* (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);*

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);*

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА ОТ 19.12.2013 № 10901

«Об утверждении примерного положения о закупках товаров, работ, услуг»

«15. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)*

15.1. Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ осуществления закупок, при котором Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения торгов или иных конкурентных процедур закупки.

15.2. Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях:*

приобретения иных товаров (работ, услуг), начальная (максимальная) цена которых не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом общий объем таких закупок должен составлять не более пяти миллионов рублей в год. Для закупки по данному основанию Заказчик должен провести сравнительный анализ рынка с сопоставлением цен не менее чем от трех поставщиков и составить справку-обоснование цены договора. Если цены на закупаемые товары, работы, услуги сложно сопоставить, то Заказчик должен привести обоснование цены путем составления калькуляции (расчета, сметы).

Обоснование цены должно храниться Заказчиком вместе с договором;»*

3.Статья: Положение о закупках: что учесть при разработке

А закупки, предусмотренные частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе (за счет грантов, средств, полученных при ведении приносящей доход деятельности, а также в качестве исполнения по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта иными лицами), можно проводить по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для того чтобы в полной мере воспользоваться правом осуществления закупок по нормам Закона № 223ФЗ, бюджетные учреждения до 1 января 2014 года вправе принять правовой акт (положение о закупках). Он разрабатывается в соответствии со статьей 2 Закона № 223ФЗ в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе и проводимых в 2014 году. Такое положение должно быть размещено до 1 января 2014 года на официальном сайте в интернете www.zakupki.gov.ru.

Требования к содержанию положения о закупках

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать:

1) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки(включая способы закупки) и условия их применения;

2) порядок заключения и исполнения договоров;

3) иные связанные с обеспечением закупки положения.*

Говоря об общих рекомендациях к содержанию положения о закупках, следует отметить, что опыт применения Закона № 223 ФЗ выявил ряд типовых случаев непонимания сути закона лицами, его применяющими. Рассмотрим некоторые из типичных ошибок заказчиков, допускаемых при составлении положения о закупках.*

1. Отсутствие каких-либо конкретных правил и (или) рекомендаций по выбору способа закупки. Очень часто копируется опыт (крайне неоднозначный) госзакупок (одноименность продукции, «поквартальность» мелких закупок, предельный процент мелких закупоки т. д.).

Не учитывается один из базовых принципов научно обоснованной методологии закупочной деятельности, который заключается в следующем: преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки (в идеальном случае – конкурсы и аукционы).

В случае нецелесообразности конкурентных закупок проводится неконкурентная закупка у единственного поставщика при строгом контроле обоснованности такой закупки и ее конечной стоимости.

2. Необоснованно завышенный ценовой порог проведения неконкурентных процедур. Многие коллеги слишком поздно осознают, что правило проведения закупки на неконкурентной основе «до 10 млн руб.» при максимальных ценах заключаемых контрактов не более 2 млн руб. не найдет (и справедливо не найдет) понимания у органов по контролю и надзору.

3. Непонимание разницы между неконкурентной закупкой и непубличной закупкой. Правило выбора способа закупки принадлежит заказчику. Правило публичности закупки(размещения информации о такой закупке) регулируется частью 15 статьи 4 Закона № 223ФЗ. В общем случае максимальный размер непубличной закупки не может превышать 100 тыс. руб.* (кроме отдельных заказчиков).

Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., он вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

4. Непродуманное копирование опыта закупочных систем иных заказчиков исходя из возможности открытого доступа к реестру положений о закупках. Не следует слепо заимствовать положения о закупках таких организаций, как «Ростелеком», «Газпром», «Российские железные дороги», «Росатом» и т. д. Такие нормативные документы действительно являются результатом труда высококвалифицированных специалистов, но они созданы для решения ряда задач, которые для подавляющего большинства бюджетных учреждений не актуальны (сложные организационные схемы взаимодействия подразделений и служб, применение сложных процедур закупок для сложных (соответственно) объектов закупок, описание сложных алгоритмов оценки заявок).

5. «Изобретение» самых невероятных закупочных технологий. Вариантов сотни, но при анализе сути предлагаемых процедур выясняется, что фактически речь идет о конкурсах/аукционах, которые заказчик всячески пытается понимать как неторговые процедуры. Есть судебная практика, которая отлична от субъективного восприятия авторов таких новелл. «Предзапросный мониторинг цен» и «запрос ценовых оферт» могут быть оценены судом как те же конкурсы, но проведенные с грубейшими нарушениями как Закона № 223ФЗ, так и общих норм гражданского законодательства.

6. Применение непрозрачных алгоритмов определения победителя. Пример: закупка товара с определенными потребительскими свойствами (или его эквивалента). Критерий оценки «качество». Весовое значение 60 баллов (так в документации). Полная неопределенность в части порядка оценки заявок. Допустим, участник предлагает к поставке оригинальный товар. Это 0 баллов или 60 баллов? Прямое нарушение принципа прозрачности закупоки принципа измеряемости требований к объекту закупки.

7. Отсутствие порядка приемки результатов исполнения договора, как документальной, так и фактической, что является нарушением требований части 2 статьи 2 Закона 223ФЗ (содержание положения).



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.45%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.16%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.35%
  • Над налоговой отчетностью 24.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль