Принят новый порядок финансирования госзаданий

573
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В конце июня с. г. представители Минфина России в ходе проведения практических конференций по правовым и финансовым вопросам деятельности бюджетных и автономных учреждений проанализировали такую важнейшую тему, как порядок расчета нормативных затрат. Имеются в виду затраты, учитываемые при определении объема финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания. Расчет нормативных затрат производит орган-учредитель, однако, учреждениям необходимо понимать, что откуда берется, чтобы иметь возможность влиять на решения вышестоящей инстанции. Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу новый порядок формирования и финансового обеспечения госзаданий. В связи с этим сформулируем основные тезисы, озвученные финансовым ведомством.

Предпосылки стандартизации

Несколько лет назад, когда система государственных (муниципальных) заданий уже была внедрена в действие, а учреждения активно осваивали новую для себя форму деятельности, на поверхность вышла одна интересная проблема. Многие учреждения (работающие в одной отрасли) предоставляли населению абсолютно идентичные по сути государственные (муниципальные) услуги, но называли их по-разному.

К примеру, одна общеобразовательная школа оказывала госуслугу «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», а другая – «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». При этом оба учреждения охватывали одинаковый контингент учащихся, имели схожую образовательную программу и находились в одном населенном пункте.

Такое разночтение в названии услуг, во-первых, вводило в заблуждение их потребителей (поскольку создавало ложное представление о разности содержания услуги), а, во-вторых, затрудняло процесс расчета нормативных затрат. Ведь получалось, что каждому учреждению такой расчет нужно было вести с нуля: разные услуги – разный объем финобеспечения.

Таким образом, возникла идея о стандартизации всех государственных (муниципальных) услуг (работ) в зависимости от отраслевой принадлежности. Это, в частности, позволит подвести все учреждения, оказывающие определенную услугу, к единой формуле расчета нормативных затрат.

А также – повысит эффективность предоставления услуг в целом по отрасли. Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ (далее – Закон № 252-ФЗ) в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) были внесены поправки.

Согласно им государственное (муниципальное) задание формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве основных видов деятельности (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Ведомственные перечни, в свою очередь, составляются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (п. 3.1 БК РФ).

Таким образом, были заложены основы нормативно-правовой базы для формирования стандартизированных перечней услуг и работ.

Перечни услуг

целях реализации норм ст. 69.2 БК РФ было принято Постановление № 151, утвердившее:

1 Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных (муниципальных) услуг и работ;

2 Правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями;

3 Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых госучреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями).

Перечень видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ, утвержден приказом Минфина России от 16.06.2014 № 49н.

По состоянию на 25 июня 2015 г. были утверждены: 29 базовых (отраслевых) перечней из 30 (по ряду причин «завис» лишь перечень Минэнерго России). Это в общей сложности 172 вида услуг и 215 видов работ.

В базовые (отраслевые) перечни в отношении каждой услуги, работы включается следующая информация:

  • наименование услуги или работы с указанием соответствующих им кодов ОКВЭД;
  • указание на публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого в соответствии с нормативными правовыми актами относится оказание услуги, работы;
  • указание на бесплатность или платность государственной (муниципальной) услуги или работы;
  • содержание услуги или работы;
  • условия (формы) оказания услуги или выполнения работы;
  • вид деятельности государственного (муниципального) учреждения;
  • категории потребителей услуги или работы;
  • наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения;
  • реквизиты нормативных правовых актов, являющихся основанием для включения услуги, работы в базовые (отраслевые) перечни и (или) внесения изменений в эти перечни, а также электронные копии таких нормативных правовых актов.

Государственные (муниципальные) задания на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. можно будет сформировать только если государственные (муниципальные) услуги (работы) включены в базовый (отраслевой) перечень.

Рис. 1. Порядок финобеспечения задания

Нормативный документ

Базовые (отраслевые) перечни должны быть размещены на официальном сайте www.bus.gov.ru. С этой целью создан приказ Минфина России от 17.12.2014 № 152н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)».

Ведомственные перечни услуг и работ формируются федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ или местными администрациями, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных, или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, а также главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения. Данный процесс регламентируется приказами Минфина России:

  • от 29.12.2014 № 175н «Об утверждении Порядка формирования (изменения) реестровых записей при формировании и ведении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, включая правила формирования информации и документов для включения в реестровые записи, структуры уникального номера реестровой записи»;
  • от 29.12. 2014 № 174н «Об утверждении Порядка формирования (изменения) реестровых записей при формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями), включая правила формирования информации и документов для включения в реестровую запись и структуры уникального номера реестровой записи».

В ведении Минфина

За Минфином России закреплена обязанность по формированию базового (отраслевого) перечня по виду деятельности «Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенные к иным видам деятельности».

Нормативный документ

Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) направлены письмом Минфина России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180. Примерная форма акта федерального органа исполнительной власти по утверждению общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением доведена письмом Минфина России от 18.05.2015 № 02-01-09/28324.

В ведомственные перечни включется следующая информация:

  • наименование услуги или работы с указанием соответствующих им кодов ОКВЭД;
  • наименование органа, осуществляющего полномочия учредителя;
  • код органа, осуществляющего полномочия учредителя в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также отдельных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, устанавливаемом Минфином России (далее – реестр участников бюджетного процесса);
  • наименования федеральных государственных учреждений и их коды в соответствии с реестром участников бюджетного процесса;
  • содержание услуги или работы;
  • условия (формы) оказания услуги или выполнения работы;
  • вид деятельности федерального государственного учреждения;
  • категории потребителей услуги или работы;
  • наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения;
  • указание на бесплатность или платность услуги или работы;
  • реквизиты нормативных правовых актов, являющихся основанием для включения услуги или работы в ведомственный перечень или внесения изменений в этот перечень, а также электронные копии таких нормативных правовых актов.

Рис. 2. Порядок формирования нормативных затрат по новым правилам

Финобеспечение госзадания

На сегодняшний день уже утверждено новое постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 640).

Старый порядок, принятый постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, утрачивает силу с 1 января 2016 г. (тогда же вступает в силу Постановление № 640).

Напомним, что согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих функции и полномочия учредителя, при определении объема финансового обеспечения выполнения задания используются нормативные затраты на выполнение работ (утверждение общих требований не обязательно).

Объем финансового обеспечения выполнения задания рассчитывается по формуле:

где Ni – нормативные затраты на оказание i-ой госуслуги, включенной в ведомственный перечень;
Vi – объем i-ой госуслуги, установленной госзаданием;
Nw – нормативные затраты на выполнение w-ой работы, включенной в ведомственный перечень (применяется с 2017 г.);
Pi – размер платы (тариф, цена) за оказание i-ой госуслуги, установленный госзаданием;
NУН – затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;
NСИ – затраты на содержание неиспользуемого для выполнения госзадания имущества (будут исключены из объема финансового обеспечения с 2019 г.).

Рассмотрим некоторые особенности расчета нормативных затрат в соответствии с положениями Постановления № 640.

Затраты на уплату налогов. Объектом налогообложения является имущество учреждения. Если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного задания, то применяется коэффициент платной деятельности.

Коэффициент платной деятельности определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии и доходов платной деятельности:

Нормативные затраты на содержание неиспользуемого имущества включают:

  • затраты на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе расходов на коммунальные услуги;
  • затраты на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе расходов на коммунальные услуги. Если учреждение оказывает госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного задания, то также применяется коэффициент платной деятельности.

Переходные положения при расчете объема финобеспечения на выполнение задания на 2016 г. (на плановый период 2017 и 2018 гг.).

Предполагается, что нормативные затраты будут включать:

  • базовый норматив затрат на оказание i-ой госуслуги;
  • отраслевой корректирующий коэффициент;
  • территориальный корректирующий коэффициент.

Формула следующая: Ni = Niбаз × Kотр × Kтер.

При определении базового норматива затрат применяются нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество (далее – ОЦДИ), топливо, электроэнергия и другие ресурсы), установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания госуслуг.

Базовый норматив затрат на оказание i-ой госуслуги определяется по формуле:

Таким образом, базовый норматив подразделяется на:

1 базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием i-ой госуслуги, который включает:

  • затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием госуслуги;
  • затраты на приобретение материальных запасов и ОЦДИ, потребляемых (используемых) в процессе оказания госуслуги (в т. ч. затраты на арендные платежи);
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги;

2 базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание i-ой услуги, который включает затраты на:

  • коммунальные услуги;
  • содержание объектов недвижимости (в т. ч. арендные платежи);
  • содержание объектов особо ценного движимого имущества (в т. ч. на арендные платежи);
  • приобретение услуг связи;
  • приобретение транспортных услуг;
  • оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги;
  • прочие общехозяйственные нужды.

При утверждении значения базового норматива затрат на оказание i-ой госуслуги указывается информация о натуральных нормах, включающая наименование этой нормы, ее значение и источник указанного значения.

Стоимость (цена, тариф) определяется на основании информации о рыночных ценах (тарифах) на идентичные планируемые к приобретению материальные запасы, объекты ОЦДИ, работы и услуги, а при их отсутствии – на однородные объекты, работы и услуги.

Базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием i-ой услуги, определяется по формуле:

Базовые нормативные затраты на общехозяйственные нужды для i-ой госуслуги определяются по формуле:

Отраслевой корректирующий коэффициент рассчитывается к базовому нормативу затрат на оказание i-ой гос-услуги, исходя из показателей, отражающих содержание услуги и (или) ус ловия (формы) оказания услуги (показатели отраслевой специфики).

Запомнить

При определении нормативных затрат необходимо использовать нормативы (нормы), установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в т. ч. федеральных органов исполнительной власти, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами (паспортами) оказания госуслуг. При отсутствии таковых используется: метод наиболее эффективного учреждения, медианный метод, иной метод, установленный порядком, принятым в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

Территориальный корректирующий коэффициент включает:

1 территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда. Рассчитывается как соотношение между:

  • среднемесячной начисленной заработной платой в целом по экономике по субъекту РФ (федеральному округу, муниципальному образованию), на территории которого оказывается услуга;
  • и среднемесячной начисленной заработной платой в целом по экономике по субъекту РФ (федеральному округу, муниципалитету), данные по которому использовались для определения базового норматива затрат на оказание i-ой госуслуги.

2 территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества. Рассчитывается как соотношение между:

  • суммой затрат на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения госзадания, определяемыми в соответствии с натуральными нормами, ценами и тарифами на данные услуги, в субъекте РФ (федеральном округе) и (или) муниципальном образовании, на территории которого оказывается услуга;
  • суммой затрат на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения госзадания, в субъекте РФ (федеральном округе, муниципальном образовании), данные по которому использовались для определения базового норматива затрат на оказание i-ой госуслуги.

Формула расчета следующая:

В следующем номере журнала будет приведен практический пример расчета всех нормативных затрат на оказание госуслуги.

Запомнить

Нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения задания в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, а также по решению главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×