Федеральное Казначейство будет контролировать эффективность бюджетных расходов

1006
Федеральное Казначейство будет контролировать эффективность бюджетных расходов
Эффективность бюджетных расходов, а также качественное управление финансовыми ресурсами государства напрямую зависят от надежной и хорошо функционирующей системы финансового контроля. Одним из ключевых звеньев данной системы является Федеральное казначейство, в задачи которого входит, в т. ч. сопровождение государственных контрактов. О том, что представляет собой эта процедура, и как в целом строится работа Казначейства по госфинконтролю, рассказывает наш эксперт.

Каким образом Казначейство России встроено в систему госфинконтроля?

Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля закреплены за Федеральным казначейством Бюджетным кодексом РФ и Постановлением № 703. Так, согласно положениям статьи 269.1 БК РФ Казначейство осуществляет внутренний госфинконтроль посредством санкционирования платежных операций клиентов.

Указанная статья появилась в Кодексе в 2013 г., в связи с принятием Закона № 252-ФЗ, и является одним из этапов эволюции финансового контроля, осуществляемого Федеральным казначейством.

Изначально в соответствии с положениями статьи 243 БК РФ Казначейство санкционировало расходы федеральных бюджетных учреждений и органов власти в пределах доведенных им бюджетных ограничений.

С принятием в 2009 г. Федерального закона о государственной компании «Российские автомобильные дороги» Казначейство стало осуществлять контроль за расходованием средств, предоставленных из федерального бюджета данной госкомпании.

Затем согласно Закону № 83-ФЗ в периметр казначейского контроля вошли федеральные бюджетные, казенные и автономные учреждения.

А начиная с 2015 г., в соответствии с положениями статьи 5 Закона о бюджете, Казначейство осуществляет контроль за расходованием средств, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций и имущественных взносов.

В чем состоит основной функционал Казначейства при контроле расходов юридических лиц?

Целевые средства перечисляются федеральными органами власти на отдельные счета органов Федерального казначейства. При этом расходование средств юридическими лицами осуществляется в сумме необходимой потребности через лицевые счета, открытые в ОФК, после предварительного санкционирования.

Органы Федерального казначейства контролируют соблюдение ограничений, предусмотренных Постановлением № 1563. Так, рассматриваемые средства не могут перечисляться на счета юридических лиц в кредитных организациях, в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица и в целях размещения на банковские депозиты и иные финансовые инструменты. Исключение составляют случаи, установленные Постановлением № 1563.

В рамках Закона о бюджете на текущий год объем целевых средств, предоставленных юридическим лицам в виде субсидий, имущественных взносов и бюджетных инвестиций, составляет 774 млрд руб. Из них через лицевые счета, открытые юрлицам в Казначействе, будет предоставлено 110 млрд руб.

Уже сейчас применение данного механизма позволило увеличить ликвидность единого счета федерального бюджета на 15 млрд руб. Ровно столько сегодня составляют неиспользованные остатки средств юридических лиц на счетах Казначейства.

Использование механизма предоставления бюджетных средств под потребность при осуществлении казначейского сопровождения государственного контракта можно посмотреть на примере строительства космодрома «Восточный». Подписчики уже могут посмотреть пример в №8-2015 журнала "Госуслуги: планирование, учет, налоги".

В соответствии со статьей 5 Закона о бюджете ОФК также контролируют использование авансов поставщиками по государственным контрактам стоимостью свыше 1 млрд руб. Какова суть этого контроля?

Расходование средств авансов также осуществляется в пределах необходимой потребности поставщиков через лицевые счета, открытые в ОФК.

Кроме того, в случае если в рамках государственного контракта предусматривается заключение договора, сумма которого превышает 1 млрд руб., расходы за счет указанных средств также производятся через лицевые счета, открытые юридическим лицам в ОФК.

При этом ОФК осуществляют санкционирование расходов юридических лиц, исполнителей государственного контракта, на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

В рамках данного механизма на счета Федерального казначейства было перечислено 537 млн руб. авансов по госконтрактам. Таким образом, его применение позволило усилить контроль за использованием бюджетных средств, обеспечить их направление в реальный сектор экономики, а также увеличить ликвидность единого счета федерального бюджета.

В свою очередь, увеличение концентрации ликвидности на Едином казначейском счете позволяет создать дополнительные условия для безусловного исполнения расходов федерального бюджета. А временно свободные остатки бюджетных средств можно размещать в различные финансовые инструменты, обеспечивая поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет.

В прошлом году Федеральное казначейство заработало 48,5 млрд руб. от размещения средств на рублевых банковских депозитах и 5,8 млн долларов от размещения средств на валютных депозитах. В 2015 году доходы от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты составили 30,6 млн руб. и 5,9 млн долларов соответственно.

Почему сегодня уделяется столь пристальное внимание контролю за расходованием средств юрлицами (на это, в частности, неоднократно обращала внимание Счетная палата РФ)?

Это обусловлено, в первую очередь, увеличением дебиторской задолженности, которая на 1 апреля текущего года составляла порядка 4 трлн руб., из них за товары, работы и услуги 2,6 трлн руб.

Вместе с тем существуют значительные резервы для расширения сферы применения механизма предоставления средств под потребность. Только в начале текущего года из общего объема целевых средств, предусмотренных Законом о бюджете, на счета юрлиц в кредитных организациях было перечислено 141 млрд руб. и порядка 650 млрд руб. – авансов за товары, работы и услуги.

Однако существует множество примеров, когда неиспользуемые остатки средств, предоставленные юридическим лицам, размещались ими на банковские депозиты. Причина такого использования бюджетных денег – в отсутствии контроля обоснованности расходов со счетов, открытых юрлицам в кредитных организациях.

Также значительными являются остатки средств на счетах федеральных автономных учреждений в кредитных организациях. В период с 1 января 2014 г. по 1 января 2015 г. их объем колебался от 33 до 44 млрд руб. При этом неиспользованные остатки средств, в т. ч. на выполнение государственного задания, размещались учредителями автономных учреждений на депозитных счетах.

Для обеспечения сохранности и целевого использования бюджетных средств, имеющих авансовую природу, необходимо, чтобы все они проходили через счета Федерального казначейства.

Такой механизм уже успешно реализован при предоставлении целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Ранее вся сумма перечислялась им опять же авансом, что позволяло субъектам РФ использовать полученные целевые средства исходя из текущих нужд регионов.

По действующему сегодня механизму предоставление целевых средств из федерального бюджета осуществляется только на сумму подтвержденной потребности. При этом ОФК контролируют расходование указанных средств в соответствии с условиями их предоставления.

Благодаря применению данного механизма неиспользованные остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов сократились на 37%. На 1 января прошлого года они составляли 200 млрд руб., а на начало текущего года – 125,7 млрд руб.

При этом субъекты РФ стали быстрее расходовать предоставленные им из федерального бюджета целевые средства.

Кстати, механизм предоставления средств под потребность активно используется и в практике Всемирного банка. Все платежи осуществляются Всемирным банком только за фактически выполненные работы и услуги на основании подтверждающих документов и актов приемки выполненных работ, подписанных и утвержденных заказчиком и исполнителем.

Оплата по контракту производится в течение 60 дней с даты получения плательщиком оформленного счета исполнителя с приложением подтверждающих документов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×