Как повысить качество медицинских услуг

407
Как повысить качество медицинских услуг
В апреле текущего года с сенсационным заявлением выступила Счетная палата РФ. По факту проведенной проверки оказалось, что реформа системы здравоохранения не только не принесла ожидаемой пользы, а, наоборот, ухудшила качество и доступность медпомощи. Как в таких условиях учреждениям повышать эффективность госуслуг, узнаем у нашего эксперта Н.Г.Шамшуриной.

Действительно ли экономически целесообразны имеющие место на сегодняшний день в регионах уменьшение числа медицинских организаций и сокращение коечного фонда стационаров?

Если говорить не об организационной, а об экономической составляющей, то главная мысль – необходимость повышения эффективности. Механическое сокращение коек или учреждений ничего не даст, хотя, кажется, что так можно быстро снизить затраты.

Но если на оставшихся койках будут лечить по-прежнему, то такое решение только усугубит проблемы с удовлетворением потребности в качественной медицинской помощи.

Прежде всего нужно правильно определить объем помощи, который может выполнить учреждение, исходя из имеющейся материально-технической базы, количества и квалификации кадров, финансового обеспечения. Неправильно рассчитывать на то, что будет выполняться больше работы, чем обеспечено ресурсами.

Возможно, придется частично переориентироваться на оказание платных услуг и не потребуется сокращения ни коечного фонда, ни штатной численности, поскольку тот же кадровый состав будет осуществлять оба направления деятельности, а рабочий день имеет физические ограничения. Деятельность на возмездной основе позволит обеспечить экономическую устойчивость учреждения.

Что можно порекомендовать руководителям медучреждений для выполнения запланированных объемов помощи и обеспечения ее качества?

Самое очевидное решение – сформировать резервный фонд. Это разрешено законодательством, и эксперты рекомендуют, чтобы резервный фонд составлял не менее 25% от уставного капитала (для государственного учреждения – условного уставного капитала, который мы оцениваем как стоимость основных фондов).

Такие накопления возможны только из прибыли, а прибыль мы можем получить только от деятельности, приносящей доход, в структуре тарифа ОМС ее нет. Примерно 3% годовой прибыли стоит отчислять в резервный фонд, постепенно накапливая средства, которые могут быть использованы в случае форс-мажорных обстоятельств.

Для снижения рисков учреждение должно осознанно планировать объемы своей деятельности, заранее зная размеры тарифов на оплату услуг и учитывая прогнозируемый рост цен. При планировании нужно рассчитывать точку безубыточности – тот порог объема услуг, сверх которого деятельность становится убыточной. Важно понимать, что эффективность бюджетного учреждения это выполнение государственного задания на 100%, ни больше и ни меньше. Не надо стремиться к перевыполнению плана – это может оказаться убыточным.

Планирование деятельности организации предполагает расчет точки безубыточности путем сопоставления постоянных затрат, цены и переменных затрат на единицу услуги. Имеет ли практический смысл такой расчет, если тарифное соглашение устанавливает не только размер тарифа на каждую услугу, но и доли затрат по отдельным статьям расходов?

То, что величина расходов заранее определена, не означает, что она не должна быть обоснована и увязана с безубыточным объемом деятельности. Сегодня нормативы объема помощи и ее финансового обеспечения устанавливаются, исходя из имеющихся ресурсов.

Но количество выделяемых средств должно отражать реальные потребности организации в ресурсах при оказании данных объемов помощи. Поскольку все законодательство нацелено на повышение самостоятельности учреждений, они должны иметь экономическую мотивацию.

Принцип обеспечения качества медицинской помощи путем применения стандартов и клинико-статистических групп (КСГ) как способа оплаты помощи при определенной нозологии по своему смыслу означает, что сначала мы определяем затраты на оказание такой помощи, а потом объем, который заказывает государство. Иначе деятельность организации здравоохранения будет всегда убыточной.

Если мы заранее определили, сколько стоит лечение заболевания (т. е. тариф), то, исходя из анализа постоянных и переменных затрат, сможем рассчитать объем медицинских услуг, который может выполнить учреждение без убытка.

Дальше мы говорим: наша организация может выполнить столько, если необходимо больше, нужно дополнительное финансовое обеспечение. А на практике, когда главный врач обращается с просьбой выделить дополнительные финансовые ресурсы, органам власти непонятно: как же так, вас профинансировали на 100% от плана, почему денег не хватает? А потому, что объемы определены без оценки самоокупаемости: вот тариф, вот количество случаев, умножили и получили объем финансового обеспечения.

Что касается Приказа № 200, в котором определены доли расходов по направлениям, отмечу следующее. Если эти доли определяются, исходя из технологии лечебно-диагностического процесса, и они научно обоснованны, то такая стандартизация полезна.

Я неоднократно выполняла расчеты, и часто выходило, что стоимость медицинской помощи по стандарту в полтора-два раза выше, чем соответствующий тариф ОМС. Это означает,что тариф занижен (что не зависит от медицины), не соответствует потребности в ресурсах, необходимых для оказания данного вида медицинской помощи в соответствии со стандартом.

То, что написано в стандарте, – это вопрос медицинского сообщества, он определяет, что нужно делать в том или другом случае. Тарифы должны обеспечивать выполнение технологии лечебного процесса, а не просто отражать возможности финансирующих органов.

Программа госгарантий предусматривает только один способ оплаты стационарной медицинской помощи – по законченному случаю лечения заболевания, тогда как традиционно расходы стационаров было принято определять в расчете на койко-день. Как теперь правильно детализировать расходы и доходы?

Сама по себе идея оплачивать медицинскую помощь в стационаре по законченному случаю с учетом КСГ неплохая и имеет много плюсов. Но, дей- ствительно, здесь совсем другая методика ценообразования, фиксирующая не стоимость койко-дня, а всего случая лечения с определенной затратоемкостью.

Затратоемкость определяется технологией лечебно-диагностического процесса, что более правильно с точки зрения учета всех затрат. Определять стоимость среднего койко-дня при такой оплате смысла не имеет: общее финансирование привязано к количеству пролеченных больных, а не к занятости койки. То есть, планируя объем финансового обеспечения больницы, нельзя одновременно использовать и койко-день, и законченный случай по КСГ, нужно выбирать или – или.

Позволю себе коснуться еще одной темы. Согласно программе госгарантий для расчета объема финансовых средств в амбулаторно-поликлиническом звене взят подушевой норматив, а в стационарном звене – случай госпитализации. То есть пациент один, а системы расчета необходимых для его лечения средств – две.

И что такое подушевой норматив: сначала на его основе определяем общую сумму средств для первичного звена, потом, деля на число прикрепленных пациентов, получаем, по сути, тариф? Но это же неправильно, нужно исходить из технологии лечебного процесса.

Я считаю, что планирование становится прозрачным только в случае, если мы берем за основу реальную себестоимость медицинской помощи, потом определяем (исходя из структуры заболеваемости, половозрастной структуры и т. д.) необходимое количество этой помощи, и только потом – общий объем финансовых средств.

А если мы знаем общую сумму, то мы ставим поликлиники в условия убыточной деятельности в системе ОМС и разделяем первичное и вторичное звено здравоохранения, поскольку применяем разные принципы финансового обеспечения. Подробнее об этом читайте в №9-2015 журнала Финансовый справочник бюджетной организации.

Как повысить качество медицинских услуг

Об оплате медицинской помощи в рамках программы ОМС на основе клинико-статистических групп болезней (КСГ) Вы узнаете, получив доступ к демо-версии Электронной системы "Госфинансы"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×