Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее

698
Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее
Все усилия представителей законодательной власти сегодня направлены на повышение эффективности деятельности учреждений бюджетной сферы, в том числе в части закупок для государственных нужд. Ничего лишнего, никакой роскоши, всё должно быть обосновано, запланировано и нормировано. Однако, как говорится в известной поговорке, – гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На практике законодательные нормы, увы, не всегда получаются во благо. О проблемах и перспективах повышения эффективности госзакупок рассказывает наш эксперт.

Привели ли новые нормы, введенные в связи с принятием Закона № 44-ФЗ, к повышению эффективности госзакупок?

Введение новых норм в связи с принятием Закона № 44-ФЗ пока не позволило достичь в полном объёме запланированной оптимизации и увеличения экономии расходов бюджета на государственные закупки. Заказчики продолжают закупать аналогичные товары, работы, услуги, значительно отличающиеся по характеристикам и ценам. Отсутствует обоснование планируемых и осуществляемых закупок, что приводит к закупке товаров, которые обладают «избыточными» или недостаточными потребительскими свойствами.

Перенос сроков вступления в силу норм Закона № 44-ФЗ о планировании привёл к тому, что впервые заказчики начнут формировать планы закупок только на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В результате не создан инструмент анализа обоснованности закупок, их соответствия целям и задачам государственных программ РФ и других стратегических документов.

Отсутствие планов закупок и планов-графиков не позволяет обеспечить интеграцию закупочного и бюджетного процесса, закрепить принцип однократности ввода информации о планируемом и заключённом контракте.

Таким образом, упомянутая в ст. 4 Закона № 44-ФЗ интеграция закупочной и бюджетной информационных систем не состоялась. Это по-прежнему влечёт дублирование информации, её противоречивость и несопоставимость.

В то же время некоторые положения Закона № 44-ФЗ ещё не введены в действие, продолжается работа по их уточнению, разработка подзаконных актов и практическому внедрению новых механизмов.

В этих условиях сохраняется неравномерность выполнения госконтрактов в течение года, а также практика увеличения стоимости законтрактованных работ в процессе исполнения контракта, изменения объёма и качества поставок. Несвоевременная оплата заказчиком исполненного контракта не позволяет поставщикам снижать контрактные цены.

Таким образом, принятие Закона № 44-ФЗ не привело к повышению эффективности в этой части расходов.

Ряд действующих нормативно-правовых актов «перекрывает» учреждениям возможность авансирования госконтрактов. В результате срываются некоторые закупки. Так ли вредны авансы и какими финансовыми инструментами их заменить?

Сегодня сохраняются риски, связанные с неисполнением контрагентами (поставщиками, исполнителями, подрядчиками) обязательств по контрактам, в особенности при наличии в них условий об авансировании. В отдельных случаях размеры авансов достигают 80–100% от суммы контракта. При этом выданные авансы не закрываются выполненными работами (поставками продукции). По данным Счётной палаты РФ, задолженность по авансовым платежам в 2014 году составила 2565,7 млрд рублей, или 95,6% от общего объёма дебиторской задолженности по расходам.

Между тем государство не может и не должно выступать инвестором в закупочных правоотношениях, предоставляющим беспроцентные кредиты поставщикам в виде авансовых платежей. Требуется пересмотр подходов к авансированию контрактов и сохранению его только в случаях, когда аванс действительно снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта.

При сохранении практики авансирования потребуется введение инструмента, позволяющего установить контроль за предоставляемыми поставщикам денежными ресурсами. Таким инструментом является апробированное в текущем финансовом году, получившее положительные отзывы участников закупочного процесса казначейское сопровождение контрактов.

Начиная с 2017 года предлагается ввести сопровождение контрактов в органах Федерального казначейства на постоянной основе, что потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ, законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Совершенствование казначейского обслуживания должно быть проведено и в части решения проблемы неисполнения или несвоевременного исполнения госзаказчиком обязательств по оплате госконтракта, поскольку отсутствие оплаты за уже выполненные работы (услуги) ухудшает положение поставщиков (исполнителей, подрядчика), не позволяет рассматривать контракт в качестве безрискового актива инвесторам.

Ещё одна вечная проблема – заключение контрактов на сумму сверх установленных лимитов. Почему так происходит и на что люди надеются, подписывая договоры, не обеспеченные финансовой поддержкой, непонятно. Как искоренить эту пагубную практику учреждений?

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся по общему правилу в пределах, доведённых до заказчика ЛБО.

При этом сегодня контроль выполнения принятых госзаказчиком обязательств на непревышение доведённых ему объёмов финансового обеспечения (ЛБО) осуществляется уже после заключения контракта (договора), что влечёт риски признания контракта недействительным либо несвоевременность оплаты заказчиком подтверждённых денежных обязательств из-за отсутствия средств.

В этой связи предлагается ввести блокирование доведённых ЛБО в соответствии с планами-графиками согласно принятых к учёту бюджетных обязательств по заключённым контрактам. Это не позволит принять решение о перераспределении ЛБО без изменения планов-графиков, сформирует сведения о «свободных лимитах» и соответственно объёме прав на принятие договорных обязательств.

Для предотвращения формирования заказчиком необеспеченных оферт в рамках реализации положений Закона № 44-ФЗ будет введён контроль Федерального казначейства (финансового органа) в сфере закупок. Это не допустит объявление закупки, не обеспеченной доведёнными объёмами финансирования, а также превышение сведений об оплате контракта, указываемых в документах, формируемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и в самом контракте над объёмом финансирования, указанном в плане закупок.

Одна из главных задач сегодня – организовать чёткое информационное управление закупками. Как эта задача решается?

Минфин России совместно с Федеральным казначейством осуществляет разработку подсистемы управления закупками государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет». Она должна обеспечить взаимосвязь закупочного и бюджетного процессов, унификацию процессов планирования закупок, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) и его исполнения.

Основными функциями, автоматизируемыми в подсистеме управления закупками, являются:

  • планирование закупок в части формирования и ведения заказчиками планов и планов-графиков закупок, их размещение в информационной системе;
  • подготовка документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и разъяснений по ним, приостановление, отмена, отказ от проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и размещение соответствующих документов в информационной системе; 
  • ведение контрактов (договоров), заключённых заказчиками, включая функцию мониторинга и др.

Таким образом, применение подсистемы управления закупками позволяет обеспечить полную интеграцию закупочного и бюджетного процессов заказчика (получателя бюджетных средств), создать на основе единых формуляров и справочников структурированную информацию о закупках для последующего размещения её в единой информационной системе.

Это обеспечит поиск, мониторинг и анализ указанной информации всеми заинтересованными пользователями, оптимизирует бизнес-процессы внутри организации – заказчика. Будет наконец внедрён полный цикл электронного документооборота в сфере закупок. Подробнее об этом читайте в №9-2015 журнала Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение.

Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее

Правила и рекомендации к проведению государственных закупок Вы найдете, получив доступ к демо-версии Электронной системы "Госфинансы"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль