8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Бюджетную сеть ждет серьезная оптимизация

  • 7 октября 2015
  • 1833

Реформирование сети государственных (муниципальных) учреждений на основе Закона № 83-ФЗ приближается к своей решающей фазе – фактически закон вступает в полную силу со следующего года, т. к. только на 2016 г. объем субсидий на выполнение заданий будет рассчитываться по нормативам в рамках единых методик. Что ждет учреждения в ближайшие три-четыре года, рассказывает наш эксперт.

В связи с чем возникла необходимость в оптимизации бюджетной сферы в различных отраслях (здравоохранение, образование и пр.)?

Анализ состояния бюджетной сети, численности работников бюджетной сферы, объема и качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг в сравнении как с негосударственным сектором, так и с аналогичными учреждениями в других странах показывает наличие существенных резервов повышения эффективности бюджетных расходов.

В числе основных причин для оптимизации бюджетного сектора можно выделить следующие.

  1. Низкая производительность труда. В Российской Федерации число учителей на 1 тыс. учеников в средней школе и число врачей на 10 тыс. населения в 1,6 раза превышают среднее значение по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При увеличении за 15 лет бюджетных расходов на науку гражданского назначения в реальном выражении в 5,7 раза по индексу цитирования Web of Science удельный вес России в общемировом числе публикаций составляет лишь 1,9%, по индексу цитирования Scopus – 1,7%. Еще больше отставание наблюдается по внедрению результатов научных разработок.
  2. Медленный рост качества услуг. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в отдельных сферах бюджетного сектора, Российская Федерация отстает по ряду ключевых параметров качества государственных услуг от стран с сопоставимым уровнем социально-экономического развития. Причем разрыв не сокращается. Например, по показателю продолжительности жизни несмотря на рост расходов на здравоохранение по отношению к ВВП наблюдается недостаточная динамика.
  3. Неоправданные расходы. Расходы бюджета по соответствующим разделам бюджетной классификации, во-первых, не всегда отражают реальные объемы государственной поддержки в той или иной сфере (т. к. не учитывают налоговые льготы, льготы по оплате коммунальных услуг и другие льготы работникам бюджетной сферы, например, длительные отпуска, досрочный выход на пенсию). Во-вторых, они не всегда соответствуют расходным обязательствам публично-правовых образований. Например, за счет бюджета осуществляется финансовое обеспечение не только базовых конституционных гарантий, но и дополнительных услуг (дополнительные занятия, улучшенные условия и т. д.).
  4. Отсутствие ожидаемых результатов. По данным Федерального казначейства, по состоянию на 1 января 2015 г. на счетах учреждений сформировались остатки в общей сумме 238,9 млрд руб., что на 70,7 млрд руб. больше, чем на 1 января 2014 г. Основная часть остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений приходится на их собственные доходы (46,3% от общего объема остатков на 1 января 2015 г.). В свою очередь, остатки субсидий на выполнение государственного задания по состоянию на 1 января 2015 г. составили 18,5%. Отметим,что образование остатков субсидий не всегда являлось следствием невыполнения показателей государственного задания. Некоторые учреждения достигли экономии благодаря эффективному использованию предоставленных субсидий.
  5. Слабая экономическая самостоятельность. В структуре финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений субсидии на выполнение заданий составляют до 81%. Собственные доходы учреждений, значимые на федеральном уровне (более 1/3 совокупных доходов), на региональном и муниципальном уровнях не превышают 10%.

Поможет ли улучшить качество государственных услуг (работ) их объединение в единый перечень?

В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить увязку состава и объема государственных услуг с гарантиями и обязательствами государства. Это можно сделать посредством создания единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней, сформированных федеральными органами исполнительной власти для всех публично-правовых образований. Данные перечни дают возможность сравнения и анализа услуг по объему, качеству и иным показателям.

В целях методологического обеспечения дальнейшей работы с указанными перечнями Минфин России разработал Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Возможно, проблема неэффективного расходования бюджетных средств кроется в неумении рассчитывать нормативные затраты на выполнение госзадания?

Для снижения по состоянию на конец финансового года остатков субсидий на выполнение госзадания у федеральных государственных учреждений разработано новое Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 и с 01.01.2016 заменит действующее Положение от 02.09.2010 № 671.

Объем субсидии на выполнение госзадания на 2016 г. будет рассчитываться на основании единых базовых нормативов затрат на оказание госуслуг и корректирующих коэффициентов к ним.

В декабре он будет уточняться исходя из отчета о предварительном исполнении задания за соответствующий финансовый год, представленного учреждением. Это позволит при необходимости скорректировать до конца финансового года показатели госзадания и соответственно объем субсидии.

Бюджетную сеть ждет серьезная оптимизация

О правилах расчета объема субсидий на выполнение госзаданий Вы узнаете, получив доступ к демо-версии Электронной системы "Госфинансы"

Вместе с тем, принимая во внимание, что остаток субсидии мог образоваться в т. ч. в результате невыполнения государственного задания, бюджетные ассигнования главных распорядителей средств федерального бюджета на следующий финансовый год могут быть сокращены.

Конечная цель разработки и утверждения нормативов – формирование прозрачной методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг путем введения единых (групповых) значений нормативов затрат для расчета субсидий на финансовое обеспечение выполнения заданий. Это позволит создать условия для выбора наиболее эффективного поставщика государственных (муниципальных) услуг.

Каким образом будет происходить анализ эффективности бюджетной сети?

В ближайшее время Минфином России будут подведены итоги анализа работы субъектов РФ по следующим направлениям:

  • оптимизация перечня государственных услуг (в т. ч. исключение из него дублирующих и невостребованных услуг, госуслуг, полностью оказываемых на платной основе, а также не соответствующих законодательству о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями);
  • совершенствование подходов к формированию обоснованных нормативов затрат (наличие утвержденных базовых подходов к расчету нормативов, наличие нормативов по однотипным услугам);
  • улучшение мониторинга выполнения госзадания и качества оказания госуслуг (какие меры принимаются по результатам мониторинга, ответственность за невыполнение задания, анализ причин отклонения выполнения задания, наличия остатков субсидий на выполнение заданий);
  • оптимизация расходов на содержание учреждений, в т. ч. за счет эффективного управления собственностью (переезд учреждений в помещения с меньшей площадью, консервация свободных площадей, передача части площадей в долгосрочную аренду, объединение учреждений) и т. п.;
  • сокращение бюджетных расходов на выполнение обеспечивающих функций (специализация и централизация отдельных функций).

В конечном итоге успех предстоящих преобразований зависит прежде всего от того, как их результаты будут оцениваться непосредственными потребителями государственных услуг. В этой связи принципиально важно вовлечение граждан в процедуры обсуждения, мониторинга и оценки реализуемой политики.

Подробнее об этом читайте в №10-2015 журнала Госуслуги: планирование, учет, налоги.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.