Сдача сведений по форме 2-НДФЛ: подводим итоги

729
Общеизвестно, что до 1 апреля все налоговые агенты обязаны сдать в налоговые инспекции сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. Однако до сих пор нет ясности в вопросе о том, что значит сделать это вовремя.

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Беспорядок в Порядке

К примеру, налоговый агент направил 25 марта в адрес ИФНС через оператора связи  сведения о доходах физических лиц, однако они не прошли форматный контроль и  не были зафиксированы в реестре сведений о доходах физических лиц.

Несмотря на то, что сведения были направлены в ИФНС за неделю до 1 апреля, налоговики считают, что  сведения по форме 2-НДФЛ им  представлены не были. Следовательно, на организацию следует наложить штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ 200 руб. за каждую несвоевременно сданную форму 2-НДФЛ.

При этом налоговые органы ссылаются на  Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц, утвержденным приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@  (далее – Порядок).

Пунктом 30 Порядка установлено, что представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом.
Таким образом, факт направления налоговым агентом в налоговый орган посредством средств телекоммуникаций сведений не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим о представлении их в налоговый орган. Следовательно, сведения по форме 2-НДФЛ считаются представленными, если они фактически приняты и обработаны налоговым органом, прошли форматно-логический контроль и не содержат ошибок.

При этом налоговики считают, что если организация не получила от ИФНС извещения о получении электронного документа от налогового органа, то именно организация должна принимать меры по получению извещения  или выяснению причин его неполучения.

На самом деле налоговые органы акценты в положениях Порядка расставляют с невыгодным для налоговых агентов уклоном.

Дело в том, что в пункте 4 раздела I Порядка указано, что датой представления сведений считается дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа.

В пункте 29 раздела IV Порядка указывается, что в течение десяти дней с даты отправки сведений налоговый орган направляет налоговому агенту Реестр  в электронной форме, "Протокол приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронной форме".

Следовательно, ссылка налогового органа на пункт 30 раздела IV Порядка как на обоснование довода о том, что непринятые Инспекцией документы являются непредставленными, неправомерна, поскольку для квалификации правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ существенным обстоятельством является наличие или отсутствие факта отправки сведений, что определяется в соответствии с пунктом 4 раздела I Порядка.

Требования пункта 30 раздела IV Порядка о том, что представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом, относятся не к своевременности представления документа, а к его оформлению, полноте и достоверности его содержания.

По смыслу ст. 126 НК РФ ответственность за непредставление документов наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля. Нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

К сожалению, приведенные аргументы  налоговиков не всегда  убеждают. Однако многие суды встают на сторону налоговых агентов. К примеру, отменил наложение штрафов  ФАС ЗСО в Постановлении от 22.01. 2016 N А45-5348/2015.

ФАС СЗО в Постановлении от 10.09.2014 N А56-53489/2013 также указал, что  представление сведений по форме 2-НДФЛ, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений Инспекцией, не образует объективную сторону названных правонарушений.

Исправление ошибок  путем повторного представления  документов даже после 1 апреля не образует состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ.

Признаки разные, а содержание одинаковое

Еще одна проблема заключается в том, что до сих пор налоговики вспоминают о  Письме Минфина РФ от 29.12.2011 N 03-04-06/6-363, в котором было сказано, что исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ (форма 2-НДФЛ с признаком 2) не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ ( форма 2-НДФЛ с признаком 1), в том числе, если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.

Однако суды считают, что сведения в признаками  2 и 1   содержат фактически  аналогичные по содержанию сведения, и  новую информацию в результате представления сведений еще раз налоговый орган не получает, в связи с чем оснований для привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ не имеется (Постановление ФАС УО от 08.09.2015 N А76-26945/2014).

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:
• Как облегчить себе работу над 6-НДФЛ
• Справка для центра занятости: считаем средний заработок
• Исправляем ошибки в расчете пособий по больничным

Советуем оформить подписку на журнал "Зарплата в учреждении" до конца месяца на выгодных условиях.

Бюджетников надо жалеть всем

Организациям, которые все же опоздали со сдачей сведений, руки также опускать не стоит.  Ведь в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

При этом перечень этих обстоятельств в соответствии со ст.112 НК РФ является открытым.

Бюджетные организации вправе заявить, что они  не имеет собственных денежных средств и полностью финансируется из бюджета. При этом то обстоятельство, что инспекцией при привлечении учреждения к налоговой ответственности уже учитывались смягчающие обстоятельства, не является препятствием для уменьшения налоговой санкции еще и судом. К примеру, ИФНС снизила размер штрафа для организации в 5 раз. Однако ей этого показалось мало, и она обратился в суд, который  принял решение снизить размер штрафа еще в 6 раз. В результате штраф  в размере 241 тыс. руб. за несвоевременную сдачу сведений по форме 2-НДФЛ, суд снизил  до 8 000 рублей (См.  Постановление  9 ААС от 02.04.2015 N А40-123816/14).

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров по зарплате в учреждениях

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и зарплату учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль