text
Учет в учреждении

Государственные и муниципальные заимствования

  • 7 сентября 2016
  • 289

Облигация – наиболее знакомая всем ценная бумага со времен СССР. Советские люди вначале добровольно отдавали государству последнее под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!», в обмен на «долговые расписки», потом был период принудительной «подписки» и вот сейчас многие готовы покупать не только государственные, но и муниципальные облигации. И это – не единственный способ покрытия бюджетного дефицита в виде предоставление государственных и муниципальных заимствований (далее - заимствования).

Долг – запрограммирован

Понятие государственных и муниципальных заимствований дано в ст. 103 БК РФ.

Передача в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления (далее – государственные органы и муниципалитеты соответственно) средств заемщиков означает, что сумма заимствования:

  • подлежит возврату;
  • должна быть увеличена на установленные проценты (в отдельные периоды даже советской истории размер процентов был таков, что в облигации вкладывали средства даже домохозяйки).

Заимствования проходят в рамках ежегодно утверждаемых программ. Цель таких программ - получение дополнительных средств, которые необходимы для финансирования мероприятий, не обеспеченных доходами.  В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований (ст. 108 БК РФ).

Это очень важный, принципиальный момент – заемные средства должны быть предназначены для развития, например, социальных объектов, но никак ни на такие мероприятия, как:

  • текущее содержание публичного образования;
  • закрытие разнообразных кассовых разрывов.

Еще один важный момент – в заключении, например, по муниципальному бюджету, ключевой фразой по заимствованиям должно стать упоминание о том, что муниципальные заимствования запланированы в объемах, не превышающих сумм направляемых в планируемом финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.

Смещение акцентов

С динамикой внутреннего и внешнего долга нашей страны можно ознакомиться непосредственно на сайте финансового ведомства. Заметно, что если в 2016 году сделана ставка на рост внешнего долга, то в 2017 году предполагается рост внутреннего долга (то есть все тех же облигаций). Кроме графиков, наглядно демонстрирующих изменение соотношений внешнего и внутреннего долга, на указанном сайте можно узнать и об основных видах внешних государственных заимствований. Это – государственные ценные бумаги с номинальной стоимостью в иностранной валюте и кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования):

  • международных финансовых организаций;
  • иных субъектов международного права;
  • иностранных юридических лиц.

Кроме того, заемщиками могу выступать и физические лица – нерезиденты.
Все указанные возможности, за исключением нерезидентов – юридических и физических лиц внешних заимствований недоступны муниципалитетам, так для них заимствования могут проведены только в России, причем исключительно в рублях. Соответственно такие заимствования регламентированы нормами российского законодательства. Заемщиками муниципалитетов выступают, как правило, резиденты РФ – юридические и физические лица, но могут и нерезиденты.
Для выпуска муниципальных облигаций в РФ в настоящее время складываются не менее благоприятные условия, чем для внутреннего государственного заимствования. Работа по эмиссии муниципальных облигаций начинается с инвентаризации социальных проблем. Как правило, их ранжируют, дают качественную и количественную оценку. Следующий этап – выбор потенциальных участников проекта из институциональных инвесторов и консультантов: планируемый объект обязательно должен пройти оценку реальной потребности в его создании. Это можно сделать не только с помощью специалистов, но за счет проведения:

  • разносторонних социологических опросов населения;
  • массовых опросов вплоть до референдума с целью выявления мнения проживающего на территории населения.

Причем при проведении масштабных опросов можно выяснить не только необходимость реализации проекта как типового, но и собрать предложения о:

  • параметрах объекта;
  • других формах и способах решения социальных проблем.

На этапе опросов также важно определить степень потенциального участия населения в финансировании предлагаемых программ. Это может быть отдельная процедура, при помощи которой будет предварительно определено, кто и сколько средств готов вложить в реализацию социально значимого проекта. Для того, чтобы потенциальные инвесторы не передумали, работа с жителями не должна прекращаться и после принятия решения о реализации проекта:

  • все желающие должны быть ознакомлены с проектом, его архитектурно-планировочными и экономическими особенностями;
  • как минимум концептуально должна быть прописана идея о том, в каком виде будут получать дивиденды и преференции физические лица, готовые вкладывать денежные средства предлагаемым способом.

Завершает работу составление сокращенного вида бизнес-планов отдельных проектов и программ.

На муниципальном уровне

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке, и кредиты, привелекаемы  в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (ст. 103 БК РФ).

Муниципальные облигации для развития социальной инфраструктуры могут иметь в качестве источников погашения не только денежные средства, но и различное натуральное погашение, в том числе:

  • зачетов за местные налоги;
  • льготы при пользовании местными социальными объектами и многого другого. Отметим, что одни из первых местные региональные инвестиционные облигационные займов именовались – «жилищные», «телефонные» и другими «товарными» названиями. То есть муниципальные займы традиционно имеют социальную направленность.

Для того чтобы муниципальные ценные бумаги стали существенным каналом привлечения денежных средств для финансирования социальных объектов необходима работа не только на уровне муниципалитетов, но и на региональном уровне. Именно регион должен:

  • разработать порядок взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессе решения проблем с исполнением муниципальными органами своих обязательств;
  • сформировать и довести до муниципальных органов программы конкретных инвестиционных проектов, реально способствующих благоустройству территории, работе жилищно-коммунальных служб, развитию системы дошкольного образования и проведению детского досуга и многому другому.

Такой подход потребует не только доработки уже имеющейся программы, но и внесения изменений в существующую законодательную базу регионов. Также потребуется повышение уровня муниципального менеджмента.  Как правило, для выпуска и обращения муниципальных облигаций привлекаются специализированные фирмы, которые имеют опыт работы на рынке ценных бумаг. Тем не менее происходящие процессы должны быть понятны муниципальным служащим, что невозможно без знания фундаментальных основ теории и практики муниципальных финансов. От подготовки муниципальных служащих будет зависеть будет ли муниципалитет - эмитент сам заниматься подготовительной работой по выпуску и размещению облигаций или обратится к сторонней организации.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.