Государственные и муниципальные заимствования

236
Облигация – наиболее знакомая всем ценная бумага со времен СССР. Советские люди вначале добровольно отдавали государству последнее под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!», в обмен на «долговые расписки», потом был период принудительной «подписки» и вот сейчас многие готовы покупать не только государственные, но и муниципальные облигации. И это – не единственный способ покрытия бюджетного дефицита в виде предоставление государственных и муниципальных заимствований (далее - заимствования).

Долг – запрограммирован

Понятие государственных и муниципальных заимствований дано в ст. 103 БК РФ.

Передача в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления (далее – государственные органы и муниципалитеты соответственно) средств заемщиков означает, что сумма заимствования:

  • подлежит возврату;
  • должна быть увеличена на установленные проценты (в отдельные периоды даже советской истории размер процентов был таков, что в облигации вкладывали средства даже домохозяйки).

Заимствования проходят в рамках ежегодно утверждаемых программ. Цель таких программ - получение дополнительных средств, которые необходимы для финансирования мероприятий, не обеспеченных доходами.  В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований (ст. 108 БК РФ).

Это очень важный, принципиальный момент – заемные средства должны быть предназначены для развития, например, социальных объектов, но никак ни на такие мероприятия, как:

  • текущее содержание публичного образования;
  • закрытие разнообразных кассовых разрывов.

Еще один важный момент – в заключении, например, по муниципальному бюджету, ключевой фразой по заимствованиям должно стать упоминание о том, что муниципальные заимствования запланированы в объемах, не превышающих сумм направляемых в планируемом финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.

Смещение акцентов

С динамикой внутреннего и внешнего долга нашей страны можно ознакомиться непосредственно на сайте финансового ведомства. Заметно, что если в 2016 году сделана ставка на рост внешнего долга, то в 2017 году предполагается рост внутреннего долга (то есть все тех же облигаций). Кроме графиков, наглядно демонстрирующих изменение соотношений внешнего и внутреннего долга, на указанном сайте можно узнать и об основных видах внешних государственных заимствований. Это – государственные ценные бумаги с номинальной стоимостью в иностранной валюте и кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования):

  • международных финансовых организаций;
  • иных субъектов международного права;
  • иностранных юридических лиц.

Кроме того, заемщиками могу выступать и физические лица – нерезиденты.
Все указанные возможности, за исключением нерезидентов – юридических и физических лиц внешних заимствований недоступны муниципалитетам, так для них заимствования могут проведены только в России, причем исключительно в рублях. Соответственно такие заимствования регламентированы нормами российского законодательства. Заемщиками муниципалитетов выступают, как правило, резиденты РФ – юридические и физические лица, но могут и нерезиденты.
Для выпуска муниципальных облигаций в РФ в настоящее время складываются не менее благоприятные условия, чем для внутреннего государственного заимствования. Работа по эмиссии муниципальных облигаций начинается с инвентаризации социальных проблем. Как правило, их ранжируют, дают качественную и количественную оценку. Следующий этап – выбор потенциальных участников проекта из институциональных инвесторов и консультантов: планируемый объект обязательно должен пройти оценку реальной потребности в его создании. Это можно сделать не только с помощью специалистов, но за счет проведения:

  • разносторонних социологических опросов населения;
  • массовых опросов вплоть до референдума с целью выявления мнения проживающего на территории населения.

Причем при проведении масштабных опросов можно выяснить не только необходимость реализации проекта как типового, но и собрать предложения о:

  • параметрах объекта;
  • других формах и способах решения социальных проблем.

На этапе опросов также важно определить степень потенциального участия населения в финансировании предлагаемых программ. Это может быть отдельная процедура, при помощи которой будет предварительно определено, кто и сколько средств готов вложить в реализацию социально значимого проекта. Для того, чтобы потенциальные инвесторы не передумали, работа с жителями не должна прекращаться и после принятия решения о реализации проекта:

  • все желающие должны быть ознакомлены с проектом, его архитектурно-планировочными и экономическими особенностями;
  • как минимум концептуально должна быть прописана идея о том, в каком виде будут получать дивиденды и преференции физические лица, готовые вкладывать денежные средства предлагаемым способом.

Завершает работу составление сокращенного вида бизнес-планов отдельных проектов и программ.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

На муниципальном уровне

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке, и кредиты, привелекаемы  в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (ст. 103 БК РФ).

Муниципальные облигации для развития социальной инфраструктуры могут иметь в качестве источников погашения не только денежные средства, но и различное натуральное погашение, в том числе:

  • зачетов за местные налоги;
  • льготы при пользовании местными социальными объектами и многого другого. Отметим, что одни из первых местные региональные инвестиционные облигационные займов именовались – «жилищные», «телефонные» и другими «товарными» названиями. То есть муниципальные займы традиционно имеют социальную направленность.

Для того чтобы муниципальные ценные бумаги стали существенным каналом привлечения денежных средств для финансирования социальных объектов необходима работа не только на уровне муниципалитетов, но и на региональном уровне. Именно регион должен:

  • разработать порядок взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессе решения проблем с исполнением муниципальными органами своих обязательств;
  • сформировать и довести до муниципальных органов программы конкретных инвестиционных проектов, реально способствующих благоустройству территории, работе жилищно-коммунальных служб, развитию системы дошкольного образования и проведению детского досуга и многому другому.

Такой подход потребует не только доработки уже имеющейся программы, но и внесения изменений в существующую законодательную базу регионов. Также потребуется повышение уровня муниципального менеджмента.  Как правило, для выпуска и обращения муниципальных облигаций привлекаются специализированные фирмы, которые имеют опыт работы на рынке ценных бумаг. Тем не менее происходящие процессы должны быть понятны муниципальным служащим, что невозможно без знания фундаментальных основ теории и практики муниципальных финансов. От подготовки муниципальных служащих будет зависеть будет ли муниципалитет - эмитент сам заниматься подготовительной работой по выпуску и размещению облигаций или обратится к сторонней организации.

Читайте в следующих номерах журнала "Практика муниципального управления"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль