Пять полезных рекомендаций чиновников по закупкам

43
Так как Закон о контрактной системе постоянно шлифуется, чиновники регулярно уточняют порядок его применения. Рассмотрим самые важные для образовательных учреждений вопросы совершения закупок, которые разъяснены в новых письмах Минэкономразвития России и Федерального казначейства.

О.А. Беляева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н.

Сфера применения практических советов

Внесено уже несколько сотен изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). Но помимо закона, нормы которого имеют прямое действие, есть еще складывающаяся практика. Причем здесь речь нужно вести не только о практике рассмотрения жалоб в административном порядке и судебных решениях. Так, к примеру, большое внимание специалисты обращают на точки зрения органов государственной власти, изложенные в их письмах.
Однако данные письма не содержат норм права, и в случае судебного спора ссылаться на них в обоснование своей позиции бесполезно. Не случайно во всех разъяснениях регулятора (Минэкономразвития России) отмечено, что юридическую силу имеют разъяснения только тех органов государственной власти, которые наделены специальной компетенцией. А Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437).
Тем не менее обратимся к некоторым позициям, сформулированным в последнее время.

I. Закупки возможны только согласно плану-графику

В письме Минэкономразвития России от 29 декабря 2014 г. № Д28и-2846 говорится о невозможности проведения закупки, сведения о которой не внесены заказчиком в план-график. Данное мнение совершенно справедливо, ведь в противном случае теряется сам смысл планирования.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ до 1 января 2016 года планирование осуществляется по старым правилам, хотя и с учетом особенностей (ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе). Заказчикам при составлении и размещении планов-графиков на официальном сайте нужно руководствоваться следующими нормативными документами:

«Золотое» правило проведения закупок состоит в том, что закупка сначала должна появиться в плане-графике, а извещение о ней может быть размещено на официальном сайте спустя 10 дней.
Исключения касаются запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также закупок у единственного поставщика на основании пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

II. Когда надо предъявить дополнительные требования

В письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2877 разъяснен порядок определения соответствия участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации в случае закупки работ, проведение которых требует наличия допуска саморегулируемой организации (СРО).
Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые можно выполнять только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Перечень этих работ определен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624. Участник закупки (подрядчик) вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков. В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (допуск на генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

III. Нюансы закупок у малых предпринимателей

В письме Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-8 даны разъяснения относительно закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).
Приходится признать, что это один из наиболее острых вопросов практики закупок. Заказчики обязаны всеми правдами и неправдами осуществить закупки у вышеуказанных субъектов в размере 15 процентов от совокупного годового объема закупок. Обязанность эта стимулируется административным штрафом в размере 50 тыс. руб. за совершение закупок в меньшем объеме.
Но получается, что заказчик поставлен в зависимость от действий третьих лиц. Ведь выполнение установленной законом обязанности зависит от желания малого бизнеса и некоммерческих организаций участвовать в конкурентных процедурах закупки. Нередко бывает и так, что на процедуру, объявленную с преференцией, приходит только один участник. В этом случае контракт с ним может быть заключен по результатам согласования с контрольным органом (за исключением электронного аукциона и запроса котировок). И сумма данного контракта не подлежит учету в 15-процентном объеме закупок у СМП и СОНКО.
Чиновники разработали проект очередных поправок в Закон о контрактной системе, согласно которым предлагается учитывать при расчете совокупного годового объема закупок у малого бизнеса и некоммерческих организаций и те случаи, когда процедура закупки с участием этих субъектов признана несостоявшейся. Это будет возможно, если заключен контракт с единственным поставщиком (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

IV. Возможность заключения договора аренды помещения

В письме Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-7 разъяснен порядок применения пункта 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе бюджетным учреждением. В приведенной норме речь идет о возможности заключения договора аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения государственных нужд посредством закупки у единственного поставщика. Буквальное толкование этой нормы приводит к выводу о невозможности ее использования бюджетными учреждениями.
Вместе с тем Минэкономразвития России сформулировало иную позицию исходя из толкования самого понятия «заказчик» в пункте 7 статьи 3 Закона о контрактной системе. Так, чиновники полагают, что использование данной нормы возможно при заключении договоров, в которых учреждение выступает арендатором.

V. Обоснование цены контракта

В письме Федерального казначейства от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791 даны ответы на 53 вопроса, заданных региональными управлениями Федерального казначейства. Среди них уместно выделить основные тезисы о толковании норм в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Нельзя подавать заявку в форме электронного документа до ввода в эксплуатацию ЕИС. Кроме того, целесообразно предусматривать в извещениях о проведении запроса котировок условие о необходимости указания на конверте наименования закупки.

Так, отмечено:

  • Методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены контракта, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, носят ненормативный характер;
  • нет необходимости обосновывать цену контракта в «стотысячных» закупках;
  • допустимо применять процедуры определения НМЦК без размещения запроса о предоставлении ценовой информации на официальном сайте;
  • можно использовать сканированные копии применяемых при методе сопоставимых рыночных цен ценовых предложений потенциальных поставщиков;
  • учреждение имеет право использовать любую общедоступную информацию для применения метода сопоставимых рыночных цен.

Важно запомнить
Разъяснения Минэкономразвития России и Федерального казначейства по применению Закона о контрактной системе не имеют юридической силы и носят лишь рекомендательный характер. Но они помогают решить сложные вопросы при совершении закупок.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в образовании"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров образовательных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в образовательных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль