Когда использование субсидий на ремонт признают нецелевым

41
Если в ходе ремонта в образовательном учреждении его исполнитель завысил объемы работ и расценки на них, то это могут признать избыточным расходованием бюджетных средств*. Наш материал поможет избежать претензий чиновников и судебных рисков.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2015 г. по делу № А40-182399/13.

Что проверяют в учреждениях разных типов

Государственные (муниципальные) учреждения являются объектом постоянного контроля со стороны:

  • учредителя или главного распорядителя бюджетных средств;
  • налоговых органов;
  • Росфиннадзора и контрольно-счетных палат;
  • других контролирующих органов исполнительной власти.

При этом одним из наиболее острых при проверке финансово-хозяйственной деятельности любого учреждения был и остается вопрос нецелевого использования бюджетных средств.
Напомним, что нецелевым признается использование бюджетных средств, не соответствующее полностью или частично целям, которые определены:

  • законом (решением) о бюджете;
  • сводной бюджетной росписью;
  • бюджетной росписью;
  • бюджетной сметой;
  • договором (соглашением) на выделение субсидии;
  • иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Причем направление бюджетных средств на строительные (ремонтные) работы рассматривают относительно:

  • бюджетной сметы учреждения;
  • плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного и автономного учреждения.

Нецелевое использование средств бюджета возможно как у казенных, так и у других типов учреждений, которые не входят в число участников бюджетного процесса. Однако в отличие от бюджетной сметы план финансово-хозяйственной деятельности для большинства учреждений является регулярно корректируемым документом. Причем в ряде случаев учреждения вправе менять план самостоятельно на основании приказа руководителя.
Таким образом, установить факт направления средств на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности, довольно затруднительно. Именно по этой причине при проверке бюджетных и автономных учреждений особое внимание уделяют соблюдению условий контрактов, контрольным замерам объема выполненных работ и прочим аналогичным мероприятиям.

О том, как скорректировать план финансово-хозяйственной деятельности в середине года, читайте в нашей статье.

Ряд действий надо прописать в контракте

Проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, в частности на строительные (ремонтные) работы, нередко сопровождаются контрольными обмерами объемов выполненных работ. На замеры обязательно приглашают представителей исполнителя по государственному (муниципальному) контракту. Проверяющие могут прийти к выводу о нецелевом использовании бюджетных средств. Причем даже если работы приняты учреждением без каких-либо замечаний, что должно быть подтверждено актами выполненных работ на суммы, соответствующие цене контракта. В этом случае заказчик направляет исполнителю требование возместить излишне уплаченные суммы. Если исполнитель отказывается это сделать, учреждение-заказчик подает в суд иск о неосновательном обогащении. Последствия неосновательного обогащения рассмотрены в статье 1102 Гражданского кодекса РФ. Так, лицо, которое без оснований, установленных законом (иными правовыми актами, сделкой), приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество. Неосновательное обогащение возмещается независимо от того, в результате чего оно возникло:

  • поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц;
  • помимо воли всех перечисленных лиц.

Эти правила действуют вне зависимости:

  • от своевременности и надлежащего выполнения работ по контракту;
  • от отсутствия замечаний при приемке выполненных работ государственным заказчиком.

Тем не менее часто основным аргументом в пользу учреждения, подавшего иск о неосновательном обогащении подрядчика, являются условия контракта. Например, в одном споре контракт предусматривал порядок действий при установлении в ходе проверки, проведенной госзаказчиком или уполномоченным контрольно-ревизионным органом:

  • неправильного расходования выделяемых по контракту средств;
  • фактов необоснованного завышения сметной стоимости;
  • неверного применения расценок;
  • нецелевого расходования средств;
  • завышения объемов работ;
  • иных обстоятельств, повлекших причинение ущерба госзаказчику.

В этой ситуации подрядчику надлежало возвратить перечисленные ему средства в размере выявленных переплат и нецелевого использования (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2015 г. по делу № А40-182399/13).

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Могут доначислить налог на прибыль

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному:

  • организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования;
  • федеральными, региональными и местными законами.

Таким образом, нецелевое использование как лимитов бюджетных обязательств (для казенных учреждений), так и субсидий (для бюджетных и автономных учреждений) влечет налоговую ответственность учреждений в виде доначисления налога на прибыль. Если доначисление произведено налоговым органом в рамках проверки, то также налагается штраф и начисляются пени.

Учредитель может изменить госзадание

Наиболее часто деятельность бюджетных (автономных) учреждений контролирует учредитель. Субсидии предоставляют учреждениям на основании договора (соглашения), в котором в обязательном порядке определяют:

  • цели выделения субсидии;
  • порядок отчета учреждения за их использование;
  • контроль расходования выделенных средств.

Также в государственном (муниципальном) задании должны быть оговорены условия досрочного прекращения указанного договора (соглашения).
При этом учредитель не может взыскать с учреждения часть суммы субсидии, даже если считает, что при использовании средств им были допущены нарушения. Это следует, например, из утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671Положенияо порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения указанного государственного задания (далее – Положение № 671).
Так, пунктом 5 Положения № 671 установлено, что изменение объема субсидии на выполнение государственного задания в течение срока его исполнения осуществляют только при соответствующем изменении государственного задания. Однако учредитель вправе:

  • предусмотреть в соглашении штрафные санкции в отношении учреждения;
  • внести соответствующие корректировки в государственное задание и (или) порядок расчета нормативных затрат на его выполнение на следующий период.

Целевые субсидии контролируют строже

Что касается целевых субсидий, например на капитальный ремонт, то они имеют совершенно другой порядок учета и отчетности.
С точки зрения бухгалтерского учета данные субсидии являются доходами учреждения и фактически считаются выданными ему авансом до момента утверждения учредителем отчета об их использовании. Такой подход обеспечивает более строгий контроль по сравнению с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, поскольку сумма, которая, по мнению учредителя, израсходована нецелевым образом, в доходах учреждения не учитывается и подлежит возврату учредителю.
Это позволяет учредителю проконтролировать весь объем выделенных средств целевых субсидий.
В данном случае важное значение имеют условия соглашения с учредителем, утвержденные учредителем заявки, сметы, характеристики необходимых строительных материалов.

Зона ответственности бухгалтера ограничена

Для образовательных учреждений расходы на оплату строительных (ремонтных) работ – непрофильные. По этой причине проведение таких работ всегда привлекает внимание проверяющих. Однако эффективность расходов учреждения – это все же зона ответственности комиссии по приемке исполнения контрактов, а не бухгалтера.
Лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни или подписавшие документы, обеспечивают в отношении «первички»:

  • своевременное и качественное оформление;
  • передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете;
  • достоверность содержащихся в ней данных.

А лица, ведущие бухгалтерский учет в учреждении, не несут ответственности за соответствие свершившихся фактов хозяйственной жизни представленным первичным учетным документам. Однако снятие доли ответственности с бухгалтера в рамках Инструкции № 157н не гарантирует ее полного отсутствия.
Кроме того, пункт 3 Инструкции № 157н дополнен, в частности, новым абзацем, согласно которому первичные учетные документы должны пройти внутренний контроль. При этом не уточнено, кто должен его проводить. Ведь это может быть как отдельное подразделение, так и сами бухгалтеры, принимающие первичные документы к учету.
Не установлено также, должны ли первичные документы содержать отметку о прохождении внутреннего контроля.
Таким образом, мера ответственности бухгалтера, по каким-либо причинам принявшего документы, не прошедшие внутреннего контроля, должна быть определена учреждением самостоятельно в рамках учетной политики.
Вместе с тем бухгалтер обязан иметь четкое представление о лицах, ответственных за тот или иной факт хозяйственной жизни учреждения или имеющих право подписи первичного учетного документа.

Важно запомнить
Расходование средств на ремонт могут признать избыточным или нецелевым. Однако бухгалтер не несет за это полной ответственности.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль