Главное в статье: 1)Большинство изменений произошло в «первичке» по учету основных средств. Ознакомьтесь с новыми наименованиями форм; 2)С 2015 года путевые листы стали не обязательными. Но учреждение вправе их использовать; 3)Если форма документа не унифицирована, вы можете внести в нее необходимые изменения. Однако не забудьте дополнить учетную политику новой «первичкой»;
Александра ОПАЛЬСКАЯ, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и управления Минэкономразвития России
Новые и измененные формы
Важный документ
Применять приказ № 52н учреждение вправе по мере организационно-технической готовности (письмо Минфина России от 10 июня 2015 г. № 02-07-07/33768)
Учреждение вправе само решить, когда начнет применять формы «первички», утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее – приказ № 52н). Среди основных изменений отмечу, что значительную часть документов адаптировали для госсектора. Из унифицированной «первички» остались только документы по ведению кассовых операций. Туда же добавлена форма 0310005 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств». Класс банковской документации дополнен формой 0401071 «Инкассовое поручение». Большинство изменений связано с документами по основным средствам. Так, появился акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Его можно применять для приемки как одного объекта, так и группы, а также зданий и сооружений. Кроме того, теперь надо применять следующие документы: акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102). Изменения «первички» по материальным запасам – в таблице ниже.
Важно запомнить!
Теперь авансовый отчет (ф. 0504505) относится к «первичке», памятку по его заполнению смотрите здесь
Таблица. Изменения «первички» по материалам
Форма |
Что изменилось |
---|---|
0504220 «Акт приемки материалов (материальных ценностей)» |
Внесены незначительные коррективы в расположение граф и строк. Добавлен раздел о записи для приема к учету |
0504204 «Требование-накладная» |
Добавлен блок «Отметка бухгалтерии» |
0504205 «Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону» |
Главный бухгалтер подписывает форму при отражении корреспонденции счетов в журнале операций |
0504206 «Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование» |
Используется для учета на счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» |
Разработайте свои документы
В перечне отсутствуют некоторые формы, например путевые листы. Учреждение вправе продолжать применять их либо самостоятельно разработать новые. Однако помните, что неунифицированные документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование формы, дату, наименование субъекта учета, содержание операции, измеритель, наименование должностей лиц, совершивших операцию и ответственных за нее, подписи этих лиц и их расшифровку. Такие требования определены абзацем 2 пункта 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Дождитесь обновления программного обеспечения
Напомню, что, согласно пункту 19 Инструкции № 157н, при комплексной автоматизации учета приоритетным является формирование регистров в электронном виде. Поэтому обновлять программное обеспечение нужно своевременно. Если при сверке электронных форм документов и регистров с установленными приказом № 52н вы обнаружили расхождения, не спешите вызывать программиста. Ведь учреждение вправе применять такие формы, если они содержат обязательные реквизиты и показатели, а также утверждены учетной политикой.
Внесите изменения в учетную политику
Совет
Внести изменения в учетную политику можно с помощью сервиса «Учетная политика»
Согласно частям 5 и 6 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, учреждение должно применять разработанную учетную политику последовательно из года в год и вносить правки только в случаях:
- изменения законодательства и федеральных (или отраслевых) стандартов;
- разработки новых способов ведения учета;
- существенного изменения условий работы субъекта.
Изменение «первички» подпадает под первое из перечисленных условий. При этом не забудьте о формах, разработанных своими силами и установленных в очередном обновлении программного обеспечения.