Начал действовать новый порядок нормирования закупок

1516
Наступивший 2016 год готовит для заказчиков новые испытания.

Ольга Лобанова, консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Елена Пластинина, канд. экон. наук, зав. кафедрой Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Наступивший 2016 год готовит для заказчиков новые испытания. Впервые в российской практике вводится система обоснованности закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Связано это в первую очередь с претензиями о неэффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок. Причем нередко нарекания касались не только номенклатурного перечня, но и их качественных характеристик, иногда заоблачных. В целях оптимизации и обоснованности расходования средств Законом № 44-ФЗ предусмотрен порядок установления нормативов приобретения товаров (работ, услуг). Принят пакет подзаконных актов, устанавливающих требования к данной процедуре. Расскажем об этом подробнее.

Законодательный посыл

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) к нормативным затратам на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Частью 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ за Правительством РФ закреплена обязанность по определению общих правил:

  1. требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров (работ, услуг), в т. ч. предельные цены товаров (работ, услуг);
  2. нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Таким образом, Законом № 44-ФЗ вводится два вида нормирования, которые условно назовем «требования» и «нормативные затраты».


ЗАПОМНИТЬ
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 федеральным государственным органам и органам управления государственными внебюджетными фондами РФ рекомендовано разработать и утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) в срок, обеспечивающий реализацию указанных требований начиная с 1 января 2016 г.

В рамках Закона № 44-ФЗ под термином «требования к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам)» понимаются требования к их количеству, потребительским свойствам (в т. ч. характеристикам качества) и иным параметрам, которые позволяют обеспечить государственные (муниципальные) нужды, но не приводят к закупкам предметов роскоши.
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 утверждены общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров (работ, услуг), в т. ч. предельных цен товаров (работ, услуг) (далее — Постановление № 926). Указанным документом предусмотрено что, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основании общих правил должны быть установлены свои требования к закупкам.
Анализ принятых правовых и нормативных актов показывает, что пока только федеральный уровень максимально готов к внедрению закупочных нормативов (см. рис.).

Начал действовать новый порядок нормирования закупок

Рис. Схема условий нормирования

Порядок действий

Для полноценного процесса нормирования необходимо как минимум подготовить и принять соответствующие акты, провести методическую и разъяснительную работу с подведомственными учреждениями в отношении использования и применения требований и нормативов. Предлагаем примерную пошаговую инструкцию, которая позволит сориентироваться в таком новом направлении деятельности, как нормирование.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).


Шаг 1.

Анализ общих требований и правил, установленных Правительством РФ в части нормирования.
На данном этапе следует провести мониторинг законодательной базы, регулирующей сферу нормирования. Для дальнейшей работы потребуется информация о составе и структуре затрат на закупку товаров (работ, услуг), данные в отношении численности персонала (структура, кадровый и должностной состав) и т. д.


Шаг 2.

Установление минимально обязательного перечня нормативных актов, необходимых для регулирования процесса нормирования на региональном (муниципальном) уровне. Согласно положениям ст. 19 Закона № 44-ФЗ должны быть установлены:

  1. требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  2. правила определения требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативных затрат;
  3. требования к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативные затраты на обеспечение функций.

СРОКИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТАЦИИ
В части нормирования у региональных и муниципальных заказчиков правомерно возникает вопрос о сроках: что и когда необходимо сделать. Например, ст. 19 Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 г., означает ли это, что нормативы необходимо разрабатывать, начиная с этого года, или же они должны быть готовы еще в декабре? Представляется целесообразным воспользоваться нормами и рекомендациями, которые предусмотрены для федерального уровня. В зависимости от вида нормирования (требования или нормативные затраты) предусмотрены два срока. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты в части установления нормативных затрат на обеспечение функций. В отношении сроков утверждения требований к закупаемым товарам (работам, услугам) — рекомендовано 1 января 2016 г.
Такая рекомендация с организационной точки зрения вполне обоснованна: с наступлением 1 января 2016 г. заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта уже будет руководствоваться утвержденными закупочными нормативами, используя, например, не рыночный метод обоснования, а нормативный.


Шаг 3.

Определение органов на региональном (муниципальном) уровне, ответственных за разработку актов нормирования. Так, постановлением администрации города Оленегорска Мурманской области от 09.11.2015 № 497 установлено, что Управлением экономики и финансов администрации города Оленегорска разрабатываются правила определения требований и нормативных затрат. В Вологде таким ответственным выступает департамент финансов администрации города Вологды на основании постановления администрации города Вологды от 30.10.2015 № 8309.


Шаг 4.

Установление правил разработки и принятия актов о нормировании. На данном этапе работы необходимо руководствоваться общими правилами и требованиями, принятыми Правительством РФ.

ЗАПОМНИТЬ
Правила разработки актов о нормировании в императивном порядке должны содержать требование об обязательном обсуждении таких актов в целях осуществления общественного контроля.

Региональный (муниципальный) порядок разработки и принятия актов о нормировании в сфере закупок разрабатывается с учетом требований постановления Правительства РФ от 18.05.2014 № 476 (далее — Постановление № 476). Например, в соответствии с п. 5 указанного постановления общие правила определения нормативных затрат должны содержать:

  • классификацию затрат, связанных с закупкой товаров, работ, услуг;
  • условия определения порядка расчета затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);
  • порядок определения показателя численности основных работников, применяемого для расчета нормативных затрат.

Общие правила включают требования к правовой форме принимаемых актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

ПРИМЕР 1
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.10.2015 № 3040 установлено что, правила определения нормативных затрат и требований к закупаемым товарам (работам, услугам) разрабатываются комитетом по экономике администрации совместно с комитетом по финансам администрации в форме проектов постановлений администрации, проходят согласование и утверждаются в порядке и в сроки, установленные Инструкцией по работе с документами в администрации.

ПРИМЕР 2
Постановлением администрации города Вологды от 30.10.2015 № 8309 предусмотрен следующий порядок:
• правила определения нормативных затрат и требований к закупаемым товарам (работам, услугам) разрабатываются департаментом финансов администрации города Вологды в форме проектов постановлений администрации города;
• нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров (работ, услуг) разрабатываются Вологодской городской Думой в форме постановлений председателя Вологодской городской Думы; Контрольно-счетной палатой города Вологды в форме приказов Контрольно-счетной палаты и отраслевыми (функциональными) органами администрации города Вологды в подчиненных сферах в форме проектов постановлений администрации города.


Шаг 5.

Установление правил нормирования и конкретных требований к отдельным видам товаров (работ, услуг) и их предельным ценам.
При этом региональные (муниципальные) органы должны руководствоваться общими правилами Постановления № 926.
Требования субъектов РФ и муниципалитетов к закупаемым товарам (работам, услугам) должны включать:

  • обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов устанавливать значения указанных свойств и характеристик;
  • порядок формирования и ведения государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами ведомственного перечня, а также примерную форму ведомственного перечня;

Порядок формирования обязательного перечня рассмотрим на примере федерального уровня. Так, постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 (далее — Постановление № 927) установлен обязательный перечень товаров (работ, услуг) в отношении которых федеральные ведомства для своих подведомственных учреждений должны будут утвердить конкретные требования к потребительским свойствам определенных товаров (работ, услуг), закупаемых для обеспечения федеральных нужд. В обязательный перечень вошли, например, такие позиции:

  • ноутбуки, планшетные компьютеры (код по ОКПД — 30.02.12);
  • компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода (код по ОКПД — 30.02.15);
  • принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (код по ОКПД — 30.02.16);
  • телефоны мобильные (код по ОКПД — 32.20.11);
  • автомобили легковые (код по ОКПД — 34.10.22);
  • средства автотранспортные для перевозки 10 человек и более (код по ОКПД — 34.10.30);
  • средства автотранспортные грузовые (код по ОКПД — 34.10.41);
  • мебель для сидения с металлическим каркасом (код по ОКПД — 36.11.11);
  • мебель для сидения с деревянным каркасом (код по ОКПД — 36.11.12);
  • мебель металлическая для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры и т. п. (код по ОКПД — 36.12.11);
  • мебель деревянная для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры и т. п. (код по ОКПД — 36.12.12);

Многие регионы (муниципалитеты), которые на текущий момент уже разработали и утвердили свои обязательные перечни по аналогии с федеральным уровнем, взяв за основу перечень номенклатурных позиций, предусмотренных Постановлением № 927.
На этапе определения требований к потребительским свойствам товаров из утвержденных перечней должен учитываться табель о рангах, т. е. требования к отдельным видам товаров (работ, услуг) должны устанавливаться с учетом категорий и (или) групп должностей работников (п. 13 Постановления № 926). Так, для федерального уровня Постановлением № 927 предусмотрена следующая градация в отношении предельных цен на мобильные телефоны:

Наименование отдельного вида товаров, работ, услуг

Код по ОКПД

Предельная цена

Наименование должности

центрального аппарата

территориального органа

Руководитель или заместитель руководителя федерального государственного органа

Должности категории «помощники (советники)»

Главная группа должностей гражданской службы категории «руководители»

Должности категории «помощники (советники)»

Телефоны мобильные

32.20.11

Не более 15 тыс. руб.

Не более 10 тыс. руб.

Не более 10 тыс. руб.

Не более 5 тыс. руб.

При этом в указанном постановлении определен только перечень потребительских свойств без их конкретизации, например:

  • тип устройства (телефон/смартфон);
  • поддерживаемые стандарты;
  • операционная система;
  • время работы;
  • метод управления (сенсорный/кнопочный);
  • количество SIM-карт;
  • наличие модулей и интерфейсов (Wi-Fi, Bluetooth, USB, GPS).

Следовательно, при разработке ведомственных норм этих характеристик должны быть определены их показатели (значения). Количественные и (или) качественные показатели характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг могут быть выражены в виде точного значения, диапазона значений или запрета на применение таких характеристик (свойств).
Кроме обязательного перечня должны быть определены ведомственные перечни нормируемых товаров (работ, услуг). Они отражают для каждого конкретного ведомства специфические предметы закупок, которые целесообразно занормировать.
При формировании ведомственного перечня в соответствии с Постановлением № 926 государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы устанавливают требования в отношении потребительских свойств товаров (работ, услуг).
Критериями формирования такого перечня являются:

  • доля расходов на закупку отдельных видов товаров (работ, услуг) в общем объеме расходов на приобретение товаров (работ, услуг);
  • доля контрактов на закупку отдельных видов товаров (работ, услуг) в общем количестве контрактов на приобретение товаров (работ, услуг).

На региональном и муниципальном уровнях следует определить размер и порядок определения такой доли.
Согласно Постановлению № 927 для федерального уровня определяющим критерием для включения товара (работы, услуги) в ведомственный перечень является «средняя арифметическая сумма значений „доля расходов“ и „доля контрактов“, превышающая 20 процентов» (далее — критерий «средняя доля»).

ПРИМЕР 3
По итогам анализа закупок за 2015 г. заказчик выявил, что доля затрат на закупку офисной бумаги составляет 32%, а доля таких контрактов — 14%. Следовательно, среднее арифметическое значение составляет 23% ((32 14) : 2 = 23), что соответственно превышает 20%, и данный вид товаров должен быть включен в ведомственный перечень.


ЗАПОМНИТЬ
Нормируются как минимум те потребительские свойства (характеристики), которые оказывают влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг. Обязательный перечень составляется по форме, предусмотренной Постановлением № 926.

Критерий «средняя доля» вводится в целях установления планки «разумности» нормирования. Если закупка конкретного вида товара составляет в общей совокупности 5%, то нормировать данный вид товаров нецелесообразно.
Кроме этого, при установлении критериев формирования ведомственного перечня необходимо учитывать частоту закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) — критерий «частота закупки». Например, мебель обновляется не ежегодно, а один раз в три — пять лет.
Второй дополнительный критерий — «доля обновления», например, мебель обновляется не вся и сразу одномоментно, а по мере изнашивания; персональные компьютеры обновляются по мере наступления морального или физического износа.
Таким образом, 2016 г. будет посвящен напряженной активной работе по нормированию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В случае если на региональном (муниципальном) уровне такие требования были установлены ранее, то их необходимо привести в соответствии с Постановлением № 926; если же такая работа была проделана ранее федеральными ведомствами, то такие акты сверяют с Постановлением № 927.


Шаг 6.

Разработка, общественное обсуждение, учет предложений и принятие актов о нормировании.
Процесс разработки осуществляется согласно утвержденным на региональном (муниципальном) уровне порядком и сроками. В соответствии с законодательством в сфере общественного контроля осуществляется процедура общественного обсуждения и учет предложений общественных советов.
Несколько слов о процедуре общественного обсуждения. В соответствии с п. 6 Постановления № 476 общественному обсуждению подлежат следующие акты о нормировании:

  • правила определения требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативных затрат на обеспечение функций;
  • нормативные затраты и требования к закупаемым товарам (работам, услугам).

Как правило, регионы (муниципалитеты) при утверждении своего порядка разработки и принятия актов о нормировании ориентируются на правила, установленные постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 (далее — Постановление № 479). Например, для федерального уровня предусмотрен следующий порядок проведения обсуждения актов нормирования в целях общественного контроля:

  • срок проведения обсуждения не может быть менее семи календарных дней со дня размещения проектов правовых актов в ЕИС;
  • федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ не позднее трех рабочих дней со дня рассмотрения предложений общественных объединений, юридических и физических лиц размещают эти предложения и ответы на них в установленном порядке в ЕТС.

ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
Татьяна Саакян, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Учитывая необходимость в определенных случаях производить корректировку нормативов цены и количества, порядок расчета нормативных затрат должен определяться в рамках ведомственного акта (приказ федерального государственного органа), а непосредственно сами нормативы утверждаются уполномоченным должностным лицом указанного органа (гриф «Утверждаю»). Данный подход позволяет актуализировать нормативы цены к началу очередного бюджетного процесса. При определении нормативов количества необходимо учитывать, что нормативные затраты применяются для обоснования объекта закупки, соответственно превышение фактического количества товаров, работ и услуг над их нормативным количеством не позволит обосновать закупку при включении в план закупок и, следовательно, ее осуществить.

Аналогичные сроки предусмотрены и на региональном (муниципальном) уровне. Например, постановлением администрации Липецкой области от 02.10.2015 № 452; постановлением администрации города Вологды от 30.10.2015 № 8309; постановлением администрации города Кирова от 30.10.2015 № 3904-п; постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.10.2015 № 304; постановлением администрации города Оленегорска Мурманской области от 09.11.2015 № 497 и т. п.
По результатам такого обсуждения может быт принято решение о внесении изменений в проекты правовых актов.
Кроме общественного в обсуждения, предусматривается процедура учета предложений общественных советов в отношении актов, устанавливающих правила определения требований и самих требований к закупаемым товарам (работам, услугам).
В состав общественного совета, например, на федеральном уровне в соответствии с Постановлением № 479, входят представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
По результатам рассмотрения проектов правовых актов общественный совет принимает одно из следующих решений:

  • о необходимости доработки проекта правового акта;
  • о возможности принятия правового акта.

Решение, принятое общественным советом, оформляется протоколом, подписывается всеми его членами. Протокол не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения размещается в ЕИС.
На региональном (муниципальном) уровне регламентация учета предложений общественных советов идентична.

ПРИМЕР 4
Постановлением администрации Липецкой области от 02.10.2015 № 452 предусмотрен следующий порядок учета предложений:
«Проекты правовых актов, указанных в абзаце 3 подпункта „а“ и абзаце 3 подпункта „б“ пункта 1 настоящего документа, подлежат обсуждению на заседаниях общественных советов, созданных в соответствии с законодательством в сфере общественного контроля, в порядке, установленном положениями об общественных советах.
Решение, принятое общественным советом, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения размещается органом государственной власти области, исполнительными органами государственной власти области, государственными органами области, органами управления государственными внебюджетными фондами области в единой информационной системе в сфере закупок».


ЗАПОМНИТЬ
Примерная форма ведомственного перечня нормируемых товаров (работ, услуг) должна быть определена на региональном (муниципальном) уровне в акте, устанавливающем Правила определения требований (п. 4 Постановления № 926). Для федерального уровня форма ведомственного перечня установлена Постановлением № 927.


Шаг 7.

Размещение на официальном сайте принятых актов по нормированию. В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в ЕИС (до ее введения — на официальном сайте). Так, на официальном сайте такие документы размещаются в разделе «Правила нормирования в сфере закупок». Раздел содержит нормативные затраты и требования к закупаемым товарам (работам, услугам), так же принятые не только федеральными органами, но и соответственно региональными и муниципальными.

Подведем итоги

Организациям, расходующим свои деньги в соответствии с законом о контрактной системе уже давно не привыкать к законодательным нововведениям. Вместе с тем нормирование — это некий новый подход к вопросу обоснования своих расходов. Но все новое — хорошо забытое старое, много лет наша страна работала в системе госплана во многих областях управления. Что позволяло обеспечивать устойчивость экономики продолжительное время.

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш портал содержит материалы об организации платной деятельности в учреждении

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль