Требования к плану ФХД

10702
Составлять план финансово-хозяйственной деятельности на 2017 г. (на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.) предстоит более детально, чем на год текущий.

Наталья Фирсанова, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Требования изменились. Безусловно, планирование — дело экономистов. Но ведь в небольших учреждениях и бухгалтер, и экономист — одно лицо. Да и вообще, любой толковый план — это, прежде всего, результат анализа текущей ситуации. Он всегда опирается на актуальные и подлинные сведения. Так что без бухгалтерских учетных данных, не обойтись. Рассмотрим новшества в порядке составления планов, в т. ч. тех, что касаются бухгалтера.

Кассовый метод

Начнем с того, что план ФХД составляется по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой (п. 4 Требований № 81н).
Суть кассового метода большинству понятна — это принцип учета, согласно которому изменения в финансовом положении экономического субъекта признаются только в результате выплаты или получения денежных средств. То есть расходами признаются затраты после их фактической оплаты (в момент погашения встречных требований), а доходами — поступление средств на счета в банках и (или) в кассу.
Однако бухучет в учреждениях госсектора ведется по иному принципу — методом начисления. То есть результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены деньги при расчетах, связанных с осуществлением этих операций (п. 3 Инструкции № 157н). К примеру, доходы признаются по методу начисления в сумме, определенной договором, на дату перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу (п. 295 Инструкции № 157н).
В деятельности учреждения имел место ряд операций. Рассмотрим их значение с точки зрения кассового метода и метода начисления:

Дата

Содержание операции

Бухгалтерская запись

Примечание

дебет счета

кредит счета

18.01.2016

Учреждение оказало платные услуги покупателю (дебитору)

2 205 31 560

2 401 10 130

По методу начисления доход возник 18 января По кассовому методу доход возник 5 февраля

05.02.2016

Дебитор (покупатель) погасил задолженность

2 201 11 510

2 205 31 660

30.01.2016

Начислена заработная плата основному персоналу

2 109 61 211

2 302 11 730

По методу начисления расходы понесены 30 января По кассовому методу расходы понесены 5 февраля

05.02.2016

Выдана заработная плата Перечислен НДФЛ в бюджет

2 302 11 830 2 303 01 830

2 201 34 610 2 201 11 610

Таким образом, если о доходах и расходах разговор идет в контексте плана ФХД, бухгалтеру нужно быть внимательным и помнить об отличиях двух методов. Тогда данные учета и отчетности удастся правильно интерпретировать для целей планирования.


ЗАПОМНИТЬ
Минфин России устанавливает только общие требования к составлению плана ФХД. Особенности планирования для конкретного учреждения утверждает учредитель. В том числе и форму плана ФХД (пп. 2, 4 Требований № 81н, п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 13 ст. 3.23 Закона № 174-ФЗ). При этом есть несколько требований к содержанию планов, которые неукоснительно должны быть учтены всеми учреждениями и их учредителями (п. 4 Требований № 81н).

Детальный план — залог успеха

Табличная часть плана ФХД в обязательном порядке должна включать в себя следующие блоки:

  • Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»;
  • Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»;
  • Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»;
  • Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»;
  • Таблица 4 «Справочная информация».

Рассмотрим каждую из этих таблиц подробнее:

Наименование таблицы

Порядок заполнения

Примечание

Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Заполнить показатели об активах (финансовых и нефинансовых) и обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату перед составлением плана

Старая одноименная таблица дополнена показателями: денежные средства учреждения (всего, на счетах, на депозитах) иные финансовые инструменты; долговые обязательства; кредиторская задолженность

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

Доходная часть заполняется в разрезе источников финансового обеспечения (видов деятельности). В рамках приносящей доходы деятельности отдельной графой выделены гранты из бюджета. К ним относятся гранты по КВР:
• 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям»;
•623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям». Поступления от доходов детализируются по КОСГУ. Расходная часть заполняется в разрезе источников финансового обеспечения (видов деятельности) только по решению учредителя. Выплаты по расходам детализируются по КВР. В заключительной части плана поступления и выбытия финансовых активов детализируются по КОСГУ.
Остатки средств (на начало и конец года) это:
• либо планируемые суммы (если по решению учредителя они планируются на этапе формирования проекта плана); либо фактические остатки средств (при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года)

Старая таблица заполнялась в разрезе видов счетов (лицевые, банковские). В обновленной таблице этот разрез не учитывается. Вероятно, за ненадобностью — по той причине, что соотносить план с отчетом о его исполнении в разрезе счетов было невозможно. Ведь в Отчете (ф. 0503737) кроме исполнения плана через лицевые и банковские счета предусмотрены показатели для исполнения через кассу и некассовыми операциями. Сведения из этой таблицы понадобятся для отражения в бух-учете операций по счетам:
504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»;
506 00 «Право на принятие обязательств»;
507 00 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Таблица является расшифровкой планового показателя «Расходы на закупку товаров, работ, услуг» (стр. 260 гр. 4 Таблицы 2), в которой этот показатель детализируется:
• по оплатам контрактов, уже заключенных до начала очередного финансового года;
• на закупку товаров работ, услуг по году начала закупки (по контрактам (договорам), для заключения которых только планируется начать закупку).
Кроме того, плановые показатели в части закупок по Закону № 44-ФЗ и в части закупок по Закону № 223-ФЗ нужно представить обособленно. Для этого предусмотрены отдельные графы. Если же все закупки проводятся на основании Закона № 44-ФЗ, то в графах для отражения закупок по Закону № 223-ФЗ проставляются нули

Новая таблица. Очевидно, что сведения о закупках по контрактам, которые были заключены до начала очередного финансового года, должны соотноситься с данными по счетам санкционирования 502 21 000 «Принятые обязательства на очередной финансовый год» А также таблица должна соотноситься с Планом закупок, который формируется одновременно с планом ФХД (ч. 8 ст. 17 Закона № 44-ФЗ)

Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»

Заполняется только по решению учредителя. Остатки средств (на начало и конец года) — это:
• либо планируемые суммы (если по решению учредителя они планируются на этапе формирования проекта плана);
• либо фактические остатки средств (при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года)

Новая таблица. Если она заполнена, то в Таблице 4 показатель «Объем средств, поступивших во временное распоряжение, всего» остается пустым

Таблица 4 «Справочная информация»

К сведениям, которые указываются справочно, добавлен показатель «Объем бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с БК РФ)». Показатель «Объем средств, поступивших во временное распоряжение, всего» заполнять не нужно, если заполнена Таблица 3

На сайте www.bus.gov.ru в составе информации о плане ФХД должны отражаться в т. ч. сведения о планируемых поступлениях бюджетных инвестиций. Но ранее в планах этих сведений не было, если только учредитель не требовал. Теперь это упущение устранено

Резюмируем:

  1. принципиально новой составляющей плана ФХД является только Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»;
  2. Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)» тоже новая, но заполнять ее или не решает учредитель;
  3. остальные таблицы дополнены новыми показателями и несколькими особенностями заполнения.

РАНЬШЕ МОЖНО — ПОЗЖЕ НЕЛЬЗЯ
Некоторые учреждения уже хорошо знакомы с нововведениями в требованиях к составлению финансовых планов. По усмотрению учредителя планы ФХД на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.) могли быть составлены с учетом новшеств (п. 2 Приказа № 140н).
Официальный сайт скорректируют
В настоящее время Минфин России готовит изменения к приказу от 21.07.2011 № 86н о размещении информации на официальном сайте www.bus.gov.ru. В том числе для того, чтобы друг другу соответствовали показатели финансового плана и публикуемая для неограниченного круга лиц информация (письмо Минфина России от 23.10.2015 № 02-01-11/61441).

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке

Не забыть о новом идентификаторе!

В числе дополнительных реквизитов учреждения, в заголовочной части плана ФХД появился новый реквизит — код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (п. 5 Требований № 81н). Он уникален и состоит из 8 знаков (п. 22 Порядка формирования и ведения реестра).

ЗАПОМНИТЬ
Данные бухгалтерского учета и отчетности требуются как на этапе составления проекта плана ФХД, так и при внесении изменений в утвержденный план (в т. ч. после завершения отчетного финансового года) (пп. 8.1, 19 Требований № 81н).

Поясним, что реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, создавался в течение 2015 г. и должен был быть окончательно сформирован к 1 января 2016 г. (п. 4 Приказа № 163н).
Ведет его Федеральное казначейство в электронной форме посредством государственной информационной системы «Электронный бюджет» (п. 3 Порядка формирования и ведения реестра, утв. Приказом № 163н).
Информация реестра общедоступна (за исключением сведений ограниченного доступа) и размещается на едином портале бюджетной системы России (пп. 6, 24 Порядка формирования и ведения реестра). В том числе в виде открытых данных: http://www.budget.gov.ru -> Данные и сервисы -> Открытые данные -> Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СКОРРЕКТИРУЮТ
В настоящее время Минфин России готовит изменения к приказу от 21.07.2011 № 86н о размещении информации на официальном сайте www.bus.gov.ru. В том числе для того, чтобы друг другу соответствовали показатели финансового плана и публикуемая для неограниченного круга лиц информация (письмо Минфина России от 23.10.2015 № 02-01-11/61441).

Нюансы напоследок

Во-первых, уточним, что в текстовую (описательную) часть плана ФХД нужно включить исчерпывающий перечень услуг и работ, относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения. В том числе услуг, оказываемых учреждением за плату (п. 7 Требований № 81н). В планах на текущий и предшествующий годы требовалось перечислить только платные услуги. Видимо, услуги «не платные» подразумевались само собой.
Во-вторых, обратим внимание, что планы бюджетных учреждений на год грядущий в общем случае утверждает руководитель. А тем учредителям, кто с этим не согласен, законодатель дал возможность предусмотреть иной порядок утверждения (п. 22 Требований № 81н). Раньше все было наоборот — в общем случае планы бюджетных учреждений утверждал учредитель и по своему усмотрению мог предоставить это право руководителям.
Планы автономных учреждений по-прежнему утверждаются руководителем на основании заключения наблюдательного совета (п. 21 Требований № 81н, п. 2 ст. 13 Закона № 174-ФЗ).

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Федеральное казначейство вносит в реестр записи о конкретных учреждениях на основе специально полученных сведений (п. 8 Порядка формирования и ведения реестра). Об автономных и бюджетных учреждениях сведения ему передают:
в отношении федеральных учреждений — главный распорядитель средств федерального бюджета, который предоставляет учреждению субсидии;
в отношении учреждений, созданных субъектом РФ или муниципальным образованием — финорган субъекта РФ или муниципальный финорган соответственно.
К ним и стоит обратиться, если у учреждения возникли трудности с определением кода по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш портал содержит материалы об организации платной деятельности в учреждении

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль