Установлены профстандарты в сфере закупок

1736
Согласно Закону № 44-ФЗ специалисты сферы закупок должны обладать высокой степенью подготовки к реализации своих функций. Быть профессионалами в своем деле, обладать определенной квалификацией, теоретическими знаниями и навыками. Это, в частности, следует из ст. 9 указанного закона. Чтобы реализовать данные положения, в 2015 г. были утверждены профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок2 . Расскажем, что в связи с этим необходимо учитывать заказчику.

Елена Пластинина, канд. экон. наук, зав. кафедрой Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Арина Коротаева, зам. зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова»

Назревшая необходимость

Исходя из норм ст. 9 Закона № 44-ФЗ, заказчики (а также контрольные органы и специализированные организации) осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Что это значит?
Обратимся к ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). В соответствии с ней квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Проецируя данное определение на сферу закупок, можно утверждать, что занятые в ней специалисты должны обладать конкретными знаниями, умениями и опытом работы. Это в теории. На практике же до некоторых пор не было полного понимания о требованиях и критериях подготовки закупочного специалиста.
Руководители и кадровые службы учреждений-заказчиков самостоятельно определяли необходимый уровень знаний, которым должен обладать «закупщик». А организации, занимающиеся повышением квалификации работников, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования разрабатывали и реализовывали собственные профессиональные программы исходя из своего опыта. То есть не существовало унифицированных образовательных стандартов.
Еще одна проблема — постоянно меняющийся порядок закупок для государственных и муниципальных нужд.
Исправить ситуацию и призваны профессиональные стандарты для специалистов в сфере закупок.

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Со временем профстандарты должны заменить действующие сегодня справочники:

Пока же Минтруду России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вменено в обязанность установить тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС и профессиональных стандартах.
Сферы применения профстандартов определены в Правилах № 23. Так, стандарты используются:

  1. работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  2. образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  3. при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

То есть происходит стандартизация требований к специалисту на всех уровнях его подготовки и профессиональной деятельности.
Вопрос по срокам применения профессиональных стандартов пока не урегулирован. Часть стандартов уже вступила в силу с 2015 г. (к примеру, стандарт специалиста по охране труда и пр.), другая ждет своей очереди.
В настоящий момент Минтруд России готовит проект нормативно-правового акта по переходному периоду до 2020 г. для коммерческих организаций и всего лишь годовому переходному периоду — для бюджетной сферы. Однако говорить об этом по существу можно будет только после того, как проект будет принят и опубликован.
Несмотря на то что положения ст. 195.3 ТК РФ устанавливают, что профстандарты носят для работодателя рекомендательный характер, последний может применять указанные в них квалификационные характеристики как основу для разработки своих требований к квалификации работника5.

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке

Специалист в сфере закупок

Согласно стандарту «Специалист в сфере закупок», утвержденному Приказом № 625н, основная цель профессиональной деятельности соответствующего сотрудника такова: контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

ЗАПОМНИТЬ
По своей сути профессиональные стандарты являются нормативными документами, на основе которых определяются трудовые функции работника, разрабатываются должностные инструкции.

Стандарт подразделяет специалистов на 24 базовые группы. Устанавливает уровни квалификации: 5-й, 6-й, 7-й и 8-й.
Профессия специалиста в сфере закупок подразумевает дифференциацию труда, в связи с чем выделены четыре обобщенные трудовые функции:

  1. осуществление процедуры закупок;
  2. планирование закупок;
  3. контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком (приемка исполнения контракта);
  4. мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Описание квалификаций дано в приказе Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». В соответствии с ним уровни квалификации предполагают деятельность специалистов:
  5. 5-й уровень — по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;
  6. 6-й уровень — по определению задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
  7. 7-й уровень — по определению стратегии, управлению процессами и деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций и подразделений;
  8. 8-й уровень — по определению стратегии, управлению процессами и деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций.

При этом работники 6-го уровня несут ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации, 7-го — за результат выполнения работ на уровне крупных организаций или подразделений, 8-го — за результат выполнения работ на уровне крупных организаций.
В соответствии с профстандартом названия должностей распределяются следующим образом: закупщики, соответствующие 5-му квалификационному уровню, — специалист по закупкам или работник контрактной службы; 6-му уровню — старший специалист по закупкам, консультант по закупкам, работник контрактной службы и контрактный управляющий; 7-му уровню — ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы и контрактный управляющий; и специалисты, соответствующие 8-му уровню, — соответственно советник, заместитель руководителя и руководитель.

КТО И КАК РАЗРАБАТЫВАЛ СТАНДАРТ
Работу по разработке профессиональных стандартов осуществлял Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в рамках государственного контракта.
Менее чем за год были созданы рабочие группы, в состав которых вошли ведущие специалисты — эксперты в сфере закупок и преподаватели, имеющие значительный опыт в научно-исследовательской работе, а также практику разработки профстандартов. В ходе выполнения работ по разработке стандартов и их общественного обсуждения было проведено боле 100 круглых столов и конференций. В мероприятиях приняло участие более 4000 специалистов в сфере закупок. Проведено социологическое исследование целевой аудитории — представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций нормативно-правового регулирования, контроля, аудита и мониторинга в сфере закупок, казенных, бюджетных учреждений, расположенных в различных федеральных округах РФ, крупных, средних и мелких населенных пунктах.

Эксперт в сфере закупок

В соответствии с Приказом № 626н основная цель данного вида профессиональной деятельности — это изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Согласно Федеральному закону от 02.05.2015 № 122-ФЗ с 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования.

Эксперты разделены на 14 базовых групп. Уровень квалификации установлен от 6-го до 8-го.
Разработчиками проекта данного стандарта выделены три обобщенные трудовые функции эксперта:

  1. консультирование в сфере закупок;
  2. экспертиза в сфере закупок;
  3. организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок.

Обобщенная трудовая функция «Консультирование в сфере закупок» отнесена к 6-му уровню квалификации, подразумевает самостоятельную деятельность по определению задач собственной работы (или подчиненных) для достижения цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Обобщенная трудовая функция, соответствующая экспертизе в сфере закупок отнесена к 7-му уровню квалификации. Эксперт этого уровня определяет стратегии, управляет процессами и деятельностью, принимает решения на уровне крупных организаций или подразделений.
Соответственно, обобщенная трудовая функция «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок» отнесена к 8-му уровню квалификации, подразумевает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, принятие решения на уровне крупных организаций.
Эксперт 6-го квалификационного уровня может занимать должности консультанта по закупкам, старшего специалиста по закупкам, 7-го уровня — эксперта по закупкам, 8-го уровня — заместителя руководителя (управления, департамента, организации), руководителя (управления, департамента, организации). В отношении базового образования диапазон требований установлен от среднего профессионального до высшего (специалитет, магистратура).
Обязательное наличие высшего образования, как минимум бакалавриата, предусмотрено для специалистов 6-го квалификационного уровня. Однако, уже начиная с 7-го уровня разработчики установили наличие высшего образования не ниже специалитета.
Требования к опыту работы в сфере закупок предусмотрены начиная с 6-го квалификационного уровня, при этом минимальный закупочный опыт колеблется в диапазоне от трех до пяти лет.

Оценка соответствия профстандартам

На сегодняшний день основной формой оценки квалификации работников — включая оценку соответствия занимаемой должности — является аттестация, проводимая работодателем. В соответствии со ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации определяется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Однако ТК РФ не содержит детализирующих норм, относящихся к процедурам проведения аттестации.
По мнению экспертов, сегодня назрела необходимость оценки квалификации работников, занятых в отдельных видах деятельности, как внутри учреждения, так и сторонними организациями.
Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям создаются отраслевые советы как органы, целью деятельности которых является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в определенных областях деятельности на общероссийском уровне. Отраслевые советы занимаются оценкой потребности отрасли в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе, прогнозами ее развития, разработкой профстандартов, оценкой компетенций в рамках системы сертификации квалификаций.
К основным полномочиям советов можно отнести: проведение анализа состояния дел в отрасли и прогноза ее развития в части потребности в умениях или квалификациях; установление требований к содержанию и качеству труда работников, занятых на должностях различных уровней — формирование профессиональных стандартов; разработку отраслевых квалификаций и стратегии их развития, отражающую текущие и перспективные потребности отрасли; формулирование требований для сферы профессионального образования и обучения; повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения.
В частности, сегодня проводится работа по созданию отраслевого совета в области закупочной деятельности.

ЗАПОМНИТЬ
Профстандартами не урегулированы требования о наличии высшего образования у специалистов и экспертов исключительно в сфере закупок, однако подобное (закупочное) образование необходимо в качестве программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональной переподготовки).

Подведем итоги

Итак, что делать с принятыми профессиональными стандартами в области закупочной деятельности?
Во-первых, ознакомиться с ними. Во-вторых, понять, касаются ли они вашей организации, есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Если есть, то проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным профстандарта, в частности — тождественность наименований должностей в стандарте, классификаторе и штатном расписании, а также содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах этих работников или должностных инструкциях.
Обязательно обратите внимание на то, какой квалификационный уровень установлен по данной позиции!
В-третьих, необходимо проверить работающих сотрудников на соответствие профессиональному стандарту: достаточно ли у них опыта и образования, соответствуют ли их знания и умения установленным требованиям.
Если у работников недостаточный уровень знаний и умений, необходимо разработать для каждого из нихиндивидуальную программу развития, для приобретения соответствующего уровня квалификации.

Читайте в следующих номерах журнала "Платные услуги учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Портал по организации платной деятельности в госучреждении

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги в учреждении;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль