Средства расходуются в пределах полномочий

102
В зависимости от статуса учреждения и установленных ему полномочий, оно может распоряжаться теми или иными средствами. Рассмотрим, имеет ли право казенное учреждение предоставлять субсидии бюджетным и автономным, а последние — тратить любые доходы на свое усмотрение.

Мария Миллиард, эксперт службы Правового консалтинга «Гарант»

Кто может предоставлять субсидии на задание

СИТУАЦИЯ. Три муниципальных управления (культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта) реорганизованы и объединены в одно муниципальное казенное учреждение (без статуса органа местного самоуправления) (далее — МКУ). При этом планируется оставить в подчинении подведомственные им учреждения. А органу местного самоуправления — передать МКУ полномочия ГРБС и главного администратора доходов бюджета.

Ошибка

Как правильно

Поскольку созданное МКУ наделяется полномочиями ГРБС, планируется, что оно будет перечислять субсидии на выполнение муниципального задания (иные субсидии) бюджетным и автономным учреждениям.

Вне зависимости от наделения МКУ полномочиями ГРБС правовых оснований для заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении им субсидий на выполнение муниципального задания (иных субсидий) у него нет.

КОММЕНТАРИЙ. Финансовое обеспечение выполнения бюджетным (автономным) учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ)).
Субсидии на задание и субсидии на иные цели предоставляются на основании соглашения. Оно заключается с бюджетными и автономными учреждениями органами, осуществляемыми функции и полномочия их учредителя, которые являются одновременно главными распорядителями бюджетных средств (см. Рекомендации Минфина России от 22.10.2013).
Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 7-ФЗ в отношении муниципального бюджетного учреждения учредителем является муниципальное образование. В случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ). Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закон № 174-ФЗ.
Таким образом, МКУ не может осуществлять полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений. Поэтому вне зависимости от наделения казенного учреждения полномочиями ГРБС у него не будет правовых оснований для заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении им субсидий.

Как распорядиться своими доходами

СИТУАЦИЯ. Бюджетное учреждение приобрело автомобиль за счет средств от приносящей доход деятельности. Автомобиль попал в аварию, в результате чего учреждению поступили денежные средства от страховой компании в счет возмещения ущерба (т. е. на ремонт). Автомобиль был отремонтирован, но часть денег осталась.

Ошибка

Как правильно

Остаток неизрасходованных средств учреждение перечислило в доход бюджета.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными в качестве возмещения по договору страхования.

КОММЕНТАРИЙ. Бюджетные учреждения не признаются получателями бюджетных средств, а финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ, п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Соответственно, нормы о перечислении в доход бюджета сумм страховых выплат, получаемых участниками бюджетного процесса в качестве выгодоприобретателя по договорам со страховыми организациями, к ним не применяются.
В силу положений п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Обратим внимание, что денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу не относятся (п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»).
Все средства, которые поступают бюджетному учреждению (на финансовое обеспечение выполнения задания, на иные цели, от приносящей доход деятельности) являются его собственными доходами (см. например, письмо Минфина России от 01.10.2012 № 03-05-05-01/57). Этими средствами учреждение распоряжается самостоятельно. По сути, разделены лишь виды деятельности, в рамках которых эти доходы используются. При этом предъявляемые бюджетным учреждением к различным субъектам санкции (неустойки, пени, возмещение ущерба) признаются его собственными доходами и отражаются в рамках иной приносящей доход деятельности (см. письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-10/3788).
Таким образом, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными в качестве возмещения по договору страхования. При этом не имеет значения, за счет каких средств:

  • оплачивалась страховая премия (это могли быть и средства субсидий, и средства от приносящей доход деятельности);
  • приобреталось соответствующее имущество.

По общему правилу возможность самостоятельного распоряжения полученным имуществом (в т. ч. денежными средствами) является основанием для учета «доходной» операции в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 (см. например, письма Минфина России от 24.04.2012 № 02-04-10/1464, от 18.09.2012 № 02-06-10/3788, от 12.11.2012 № 02-04-10/4723, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).
Какого-либо специального порядка использования бюджетными учреждениями средств страхового возмещения действующим законодательством не установлено. То есть решение об использовании на те или иные цели страхового возмещения может быть оформлено приказом или распоряжением руководителя учреждения. При этом должны быть внесены изменения в «доходную» и «расходную» часть плана финансово-хозяйственной деятельности.

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке
Читайте в следующих номерах журнала "Платные услуги учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Портал по организации платной деятельности в госучреждении

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги в учреждении;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль