Нормирование: что меняется в работе контрактной службы

248
Главное в статье 1) Органы власти различных уровней устанавливают правила нормирования в соответствии с теми, которые утвердило Правительство РФ; 2) При планировании, обосновании и проведении закупки государственное (муниципальное) учреждение должно придерживаться предельных технических характеристик и цен, указанных в перечне. Обратите внимание на примеры; 3) Учтите: есть условие, при котором ведомственный перечень может быть дополнен; 4) Казенное учреждение обязано ограничивать закупки объемом, определенным на основе нормативных затрат. Они могут быть рассчитаны как с применением формул, так и без них;

Владимир ЛОБАНОВ, юрист

Правовая база

1 января 2016 года вступил в силу механизм нормирования закупок. Смысл нововведений в том, чтобы полностью исключить закупки товаров (работ, услуг) с избыточными потребительскими свойствами.
Нормированию закупок, необходимых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, посвящена статья 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В дополнение к ней приняты общие правила определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926 (далее – постановление № 926).
Также установлены требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927). Их должны соблюдать в закупочной деятельности:

  • федеральные государственные органы (их территориальные органы);
  • органы управления государственными внебюджетными фондами (их территориальные органы);
  • подведомственные перечисленным органам казенные и бюджетные учреждения.

Документ
Нормативные акты должны соответствовать Общим требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476

Система нормирования закупок начнет функционировать в полном объеме после того, как регионы и муниципалитеты завершат разработку своей части законодательной базы и введут новые нормы в действие. Им предстоит установить:

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • правила определения требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативных затрат на обеспечение функций;
  • собственно требования к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативные затраты.

Согласно пункту 5 Общих требований, в правила определения нормативных затрат должна быть включена классификация затрат, связанных с закупкой товаров (работ, услуг).
В них также пропишут, как выбрать порядок расчета затрат на обеспечение функций, в том числе казенных и бюджетных учреждений. И как определить численность основных работников госорганов и учреждений (этот показатель может понадобиться для расчета нормативных затрат).
Кроме того, необходимы вспомогательные документы. Например:

  • перечень критериев для определения тех товаров (работ, услуг), закупки которых подлежат нормированию;
  • сам перечень таких товаров (общий перечень);
  • состав и содержание ведомственного перечня.

НА ЗАМЕТКУ
Ведомственный перечень может быть дополнен

Отдельные виды товаров, работ, услуг, не вошедшие в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный. Условие: среднее арифметическое значение двух показателей должно превышать 20 процентов:
1) доли расходов государственного органа, его территориальных органов, подведомственных казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида продукции за отчетный финансовый год в общем объеме их расходов на приобретение продукции в том же периоде;
2) доли заключенных в отчетном финансовом году контрактов госоргана, его территориальных органов, подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида продукции в общем количестве их контрактов, заключенных в том же периоде.

Предельные требования к объектам закупки

Требования формируют в виде двух перечней – обязательного и ведомственного. Так, в обязательный федеральный перечень товаров, закупки которых подлежат нормированию, включены:

  • ноутбуки, планшетные компьютеры (код по ОКПД – 30.02.12);
  • компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода (код по ОКПД – 30.02.15);
  • принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (код по ОКПД – 30.02.16);
  • телефоны мобильные (код по ОКПД – 32.20.11);
  • автомобили легковые (код по ОКПД – 34.10.22);
  • мебель для сидения с деревянным каркасом (код по ОКПД – 36.11.12);
  • мебель металлическая для офисов, административных помещений, учреждений культуры и т. п. (код по ОКПД – 36.12.11).

На заметку
Правила определения требований к закупаемым товарам (работам, услугам) подлежат обязательному общественному обсуждению

В ведомственных перечнях отражены потребительские свойства, а также предельные цены объектов закупок. Учреждение не вправе назначить начальную (максимальную) цену контракта при закупке включенного в перечень товара (работы, услуги) выше указанного лимита.


ПРИМЕР 1.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ УСТАНОВИЛО ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ НА МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ И ГОДОВУЮ СТОИМОСТЬ ИХ ОБСЛУЖИВАНИЯ.

Лимиты можно найти в приложении к приказу от 28 декабря 2015 г. № 1528 (далее – приказ № 1528). Так, для руководителя учреждения нельзя приобрести телефон дороже 10 тыс. руб. А годовое обслуживание аппарата, включая техподдержку и сервис, должно обходиться самое большее в 48 тыс. руб.
Для работника из категории «специалисты» максимальная стоимость телефона – 5 тыс. руб., годового обслуживания – 9,6 тыс. руб.


Описание объектов закупки также следует формулировать с учетом содержания ведомственных нормативных актов.


ПРИМЕР 2.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКУПАЕТ МЕБЕЛЬ ДЛЯ АУДИТОРИЙ.

Ему нужны обычные стулья на стальном каркасе с деревянными сиденьями, обтянутыми тканью.
В приложении к приказу № 1528 предусмотрены соответствующие характеристики и максимально допустимая цена на такие стулья. Описание стульев может быть таким: «Стул: материал каркаса – металл, материал облицовки – ткань, цена – не более 9 тыс. руб.».


Аналогичным образом региональные и муниципальные органы власти разрабатывают свои перечни товаров и требования к их потребительским свойствам. Здесь также учитывается «табель о рангах», то есть категории и группы должностей работников (п. 13 постановления № 926).

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке

Нормативные затраты на выполнение функций

Для казенных учреждений и органов власти всех уровней предназначен еще один механизм нормирования – нормативные затраты на выполнение функций. Базовое правило: общий объем расходов на закупки, рассчитанный на основе таких затрат, не должен превышать объем доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств.
В расчете используют нормативы цены и количества. Правилами может быть предусмотрено применение формулы.

На заметку
Порядок расчета нормативных затрат устанавливают в ведомственном акте (приказе федерального государственного органа). А сами нормативы утверждает уполномоченное должностное лицо органа


ПРИМЕР 3.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСОРГАН ОПРЕДЕЛИЛ НОРМАТИВЫ ЗАКУПКИ РАБОЧИХ СТОЛОВ ДЛЯ КАТЕГОРИИ «СПЕЦИАЛИСТЫ».

Каждому специалисту положен один стол. Предельная цена – 8 тыс. руб. Рабочий стол – основное средство. Следовательно, необходимо учесть срок эксплуатации (семь лет) и остатки. Формула для определения потребности в рабочих столах для специалистов в году, следующем за отчетным (Q), такова:
Q = V – (C – S),
где V – необходимое для обеспечения деятельности организации количество рабочих столов для категории «специалисты»; C – остаток таких столов на начало года, следующего за отчетным (в штуках); S – количество таких столов, которое предполагается списать в связи с невозможностью их эксплуатации в году, следующем за отчетным.
Подставив в формулу значения показателей (200, 185 и 10 соответственно), получим годовой объем закупки рабочих столов для специалистов – 25 штук [200 – (185 – 10)].


Без применения формул нормативные затраты определяют, в частности, при строительстве. За основу берут сводный сметный расчет стоимости объекта. А если речь идет о капитальных вложениях без проектно-сметной документации, нормативные затраты исчисляют исходя из решений (проектов решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности.
Также могут быть использованы данные о фактических расходах в отчетном финансовом году. В частности, такой подход применяют при расчете нормативных затрат:

  • на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
  • на техническое обслуживание и профилактический ремонт бытового оборудования.
Читайте в следующих номерах журнала "Платные услуги учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Портал по организации платной деятельности в госучреждении

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги в учреждении;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×