Сокращение расходов бюджетов: региональная практика

129
Главное в статье 1) Для сокращения расходов субъекты РФ проводят реструктуризацию учреждений. Основная задача – исключить дублирование структур и функций; 2) Перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму позволяет не только сэкономить время и деньги, но и повысить качество работы с потребителями; 3) Чтобы оптимизировать затраты, нужно проводить на постоянной основе инвентаризацию расходных обязательств и мониторинг выполнения госзаданий;

Анна ЧЕРНАВИНА, специалист контрактной службы

Недостаточное финансирование

Важный документ
Проект доклада об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах РФ опубликован на официальном сайте Минфина России

Совет Федерации и Минфин России провели мониторинг эффективности бюджетных расходов. Они установили, что повышению доступности и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ) мешает недостаточное финансирование учреждений.
Объем субсидии на выполнение госзадания рассчитывают на основании нормативных затрат на оказание госуслуг (постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Но на практике препятствием становится недостаток средств в бюджете региона или муниципалитета.
Расскажу, как в субъектах РФ справляются с этой проблемой, и приведу ряд положительных примеров организации работы в сфере управления муниципальными финансами.

60 процентов госучреждений субъектов РФ – бюджетные организации.

Основные мероприятия

Какие меры принять, чтобы оптимизировать сеть региональных и муниципальных учреждений? Сначала нужно оценить каждую организацию исходя из потребности населения в ее услугах. Сэкономить на административных расходах можно, снизив количество юридических лиц. Для этого учреждения объединяют, присоединяют одни к другим, а некоторые ликвидируют. Еще один вариант – перепрофилировать учреждение.
Кроме того, необходимо провести мониторинг штатной численности работников. По его итогам можно передать на аутсорсинг непрофильные функции и перераспределить обязанности между специалистами.
Органам власти и местного самоуправления стоит обратить внимание и на закупки товаров, работ, услуг для нужд подведомственных учреждений. Вместо того чтобы создавать контрактные службы в каждом из них, имеет смысл закрепить функции по размещению заказов за структурным подразделением, наделенным соответствующими полномочиями.

Централизация функций

18 субъектов РФ уже провели реструктуризацию госсектора. В том числе путем слияния подразделений, централизации функций по организации закупок, ведению бухгалтерского учета, техническому обслуживанию зданий, оборудования и т. п. В результате удалось исключить дублирование структур и сократить расходы бюджета на содержание учреждений.


ПРИМЕР 1.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ СОЗДАЛО КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА».

На новую структуру возложены функции по ведению бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений республики (распоряжение от 30 апреля 2015 г. № 125-р).


Аутсорсинг

Госучреждения часто передают свои непрофильные функции на аутсорсинг. Сторонней организации можно доверить:

  • проведение лабораторных исследований;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое обслуживание оборудования;
  • организацию питания, охраны, стирки белья и т. п.;
  • установку и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации;
  • управление системами связи, интернет-, радио- и телекоммуникаций, сервисными и аварийными системами, системами доступа;
  • обслуживание, содержание, ремонт зданий, сооружений;
  • юридическое сопровождение деятельности, бухгалтерский учет, делопроизводство.

Совет
Об эффективности перевода непрофильных функций на аутсорсинг читайте в статье "Когда имеет смысл передать бухучет на аутсорсинг"

Но перед тем как перевести на аутсорсинг данные функции, целесообразно определить его эффективность.


ПРИМЕР 2.
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ КОЛИЧЕСТВО ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗА МИНИСТЕРСТВАМИ И УПРАВЛЕНИЯМИ АВТОМОБИЛЕЙ С ВОДИТЕЛЯМИ.

Часть автопарка перевели на «дежурный» режим. Также была пересмотрена квадратура уборки помещений в административных зданиях, находящихся в оперативном управлении учреждений. Это позволило упразднить лишние ставки уборщиков.


ЭТО ИНТЕРЕСНО
Два законных способа сэкономить на оплате труда

В целях оптимизации штатной численности и расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал в государственных учреждениях в Архангельской области введены положения о нормировании труда. А в Омской области поступили иначе: пересмотрели нормативы штатной численности. И это позволило сократить ее в государственных учреждениях на 894 штатные единицы (или на 7 процентов).

Электронные услуги

Важно запомнить!
В России действует Единый портал государственных и муниципальных услуг

Наиболее продвинутые субъекты РФ переводят государственные (муниципальные) услуги в электронную форму. У граждан появляется возможность получать информацию и подавать документы через интернет. Результат – экономия времени специалистов и снижение расходов учреждений при одновременном повышении качества услуг.


ПРИМЕР 3.
В МОСКВЕ СОЗДАН ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ФУНКЦИЙ).

Юридические и физические лица теперь имеют свободный доступ к документам и информации об услугах, которые предоставляют органы исполнительной власти Москвы и подведомственные им учреждения. Так, москвичи получают через портал государственные услуги в сфере социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики. Функционал сайта позволяет обращаться в управы, ЗАГСы, префектуры административных округов столицы, ГИБДД, Мосжилинспекцию, Росреестр, ПФР, во все департаменты Правительства Москвы и т. д.


Некоторые регионы вводят универсальные электронные карты. Каждая из них представляет собой ключ доступа к целому спектру государственных и муниципальных электронных услуг и сервисов.


ПРИМЕР 4.
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ НАСЕЛЕНИЮ РАЗДАЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ.

Каждый из зарегистрированных пользователей получил доступ к государственным (муниципальным) услугам в электронном виде. Создана инфраструктура, в которую входят центры общественного доступа и телефонного обслуживания. Обмен информацией возможен в том числе с помощью смс и через интернет.


Имущество

По возможности учреждения следует размещать только в зданиях, находящихся в региональной (муниципальной) собственности, чтобы свести к минимуму расходы на аренду помещений. Но в нынешних условиях этого мало. Мероприятия по управлению имуществом тесно связаны с процессом реорганизации и ликвидации учреждений. Освобождаемые площади сдают в аренду, что позволяет пополнить бюджет. В рамках данного направления:

Важно запомнить!
Недвижимое имущество могут изъять из оперативного управления, если учреждение не использует объект по назначению

  • выявляют неиспользуемые основные фонды учреждений и принимают меры по их продаже или сдаче в аренду;
  • проводят мероприятия по консервации неиспользуемых объектов основных средств;
  • объединяют мелкие учреждения (загруженные менее чем на 50%) с более крупными. Также можно исключить дублирование или существенное пересечение состава и содержания оказываемых услуг (выполняемых работ), объединив организации, которые их предоставляют.

Помимо прочего, перечисленные меры помогают снизить административные затраты на оказание государственных услуг, сохранив их доступность и качество. Например, грамотное объединение двух учреждений здравоохранения не приведет к ухудшению качества медицины, если большую часть объемов медицинской помощи перевести на амбулаторные условия и дневной стационар, а также оказывать услуги по медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи. Аналогичный подход дает хорошие результаты и в других сферах деятельности.


ПРИМЕР 5.
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН РЕАЛИЗУЮТ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ДОМУ.

Его участники – две негосударственные автономные некоммерческие организации. По итогам I квартала 2015 года число получателей таких услуг выросло в среднем на 7,9 процента по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года.


Эффективный контракт

В регионах повсеместно идет внедрение системы эффективного контракта. Это, по сути, трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника и условия оплаты его труда. Более того, эффективный контракт подразумевает оценку деятельности не только работника, но и учреждения в целом по ряду критериев. Результат влияет на назначение стимулирующих выплат руководству и обычным сотрудникам.

На заметку
Примерную форму трудового договора, в котором отражены принципы эффективного контракта, можно найти в приложении № 3 к Программе


ПРИМЕР 6.
ВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ РАЗРАБОТАНЫ И УТВЕРЖДЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Эта мера направлена на реализацию Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).
Работу руководителей учреждений решено оценивать по балльной системе. Выполнение государственного задания – один из критериев эффективности. От того, насколько хорошо учреждение справилось с данной задачей, зависит размер выплат стимулирующего характера руководителю.


Учредитель может включить в трудовой договор условие о том, что руководитель не получит премию, если организация выполнит госзадание менее чем на 90 процентов. Сейчас это распространенная практика.

Мониторинг

Мониторинг – это постоянное наблюдение за работой учреждений с целью оценки и контроля, прогноза спроса на их услуги

Для федеральных бюджетных учреждений установлен порядок возврата остатков субсидий на выполнение госзадания (постановление Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456). Крайний срок – 1 июля. А региональные и муниципальные учреждения возвращают неиспользованные средства по правилам, которые определил финансовый орган соответствующего уровня бюджета. В частности, решение о возврате части субсидии принимают по итогам мониторинга. Примеры его организации приведены в таблице ниже.


ПРИМЕР 7.
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНА СИСТЕМА «БАРС.МОНИТОРИНГ-КУЛЬТУРА».

Она позволяет составлять отчетность в разрезе каждого учреждения культуры и формировать общую отчетность.
Передача данных происходит по интернету. В функционал системы включен инструмент «Аналитика». Он решает две основные задачи. Во-первых, руководство получает четкое представление о текущих проблемах и успехах отрасли. Это дает возможность принимать объективные управленческие решения. Во-вторых, данные, собранные в едином хранилище, становятся открытыми для населения, что способствует повышению прозрачности отрасли.


В заключение хочу отметить, что постоянный мониторинг необходим. Так, нужно анализировать причины низкого уровня спроса на госуслуги, прогнозировать процессы их предоставления, определять контингент потребителей.

Как в регионах проводят мониторинг выполнения госзаданий

Субъект РФ

Принимаемые меры

Примечание

г. Санкт-Петербург 

Если в конце года в связи с невыполнением государственного задания образовался остаток субсидии, учредитель анализирует ее использование и принимает решение: – о возврате остатка или его части в бюджет; – о корректировке субсидии следующего года

Меры действуют в сфере здравоохранения. Решение оформляют протоколом совещания рабочей группы

Республика Башкортостан

Если в конце года в связи с невыполнением государственного задания образовался остаток субсидии, учредитель проводит мониторинг. А затем по согласованию с Министерством финансов Республики Башкортостан принимает решение о возврате неиспользованных средств в бюджет

В бюджет республики возвращают порядка 76,4 процента средств от общего объема остатков субсидий

Калининградская область

Министерства области ежеквартально (отдельные – ежемесячно) проводят мониторинг выполнения госзаданий подведомственными учреждениями, в том числе путем проверки соответствующих отчетов, а также внеплановых выездных ревизий

Вопросы проверки: объем, состав и качество оказанных госуслуг, полнота и эффективность использования средств, степень удовлетворенности потребителей качеством госуслуг

Новгородская область

Качество госуслуг учреждений культуры оценивают граждане. Для этого на сайтах учреждений и официальном портале «Культура Новгородской области» размещают электронные анкеты. Сводные отчеты оценки качества ежемесячно и ежеквартально поступают в Департамент культуры и туризма

Подводя итоги работы за очередной квартал, учредитель уделяет особое внимание степени выполнения госзадания. Она влияет на размер материального стимулирования руководителя учреждения

Пензенская область 

В области созданы общественные советы, основная задача которых – давать независимую оценку качеству работы госучреждений. В состав советов входят представители общественных организаций, союзов и некоммерческих партнерств

Всего независимой системой оценки качества услуг охвачено 79 учреждений различных отраслей

Волгоградская область

В области проводят мониторинг работы учреждений различной отраслевой принадлежности на основе ряда показателей

Мониторинг позволяет выявить: – наименее эффективные учреждения; – резервы для повышения эффективности учреждений

Оформите подписку в декабре со скидкой 2017 руб.. Читайте в следующем номере:
• Как безопасно принять пожертвование
• Рекламируйте медицинские услуги без нарушений
• 6 советов, которые помогут не сорваться на подчиненных

Перейти к подписке


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш портал содержит материалы об организации платной деятельности в учреждении

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль