Формирование организационной структуры администрации муниципального образования

538
Сегодня нередко приходится наблюдать, как в одном муниципальном образовании работа кипит и жители довольны работой органов местной власти, а в другом все разваливается несмотря на то, что муниципальные образования соседи, с примерно одинаковым бюджетным наполнением. Причина этого может скрываться в разных подходах к формированию организационной структуры местных администраций.

Т.В. Егорычева, 
начальник управления по организации деятельности аппарата администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»

Особенности формирования организационной структуры местной администрации

Как показывает практика, эффективность работы администрации муниципального образования во многом зависит от ее организационной структуры. Однако большинство представленных сегодня на официальных сайтах муниципальных образований организационных структур муниципальных администраций выглядят архаичными и громоздкими. Как правило, они затратны и малоуправляемы. Все это негативно отражается на работе местной администрации: снижается ее эффективность, падает уровень доверия населения к органам местной власти.

Тип муниципального образования определяет перечень вопросов ведения и обусловливает объем полномочий органов местного самоуправления, включая администрацию.

Для реализации целей, задач и функций муниципального управления в составе администрации выделяются структурные подразделения, отвечающие за решение конкретных задач. Они наделяются соответствующими правами и обязанностями. Таким образом формируется структура местной администрации.

Для справки
Организационная структура организации — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационная структура органа местного самоуправления — важнейший фактор его деятельности, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.
Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на организационную структуру местной администрации.

При формировании организационной структуры нужно:

  • четко определить ее основные параметры и характеристики;
  • рационально выделить и оформить связи между звеньями и уровнями управления. Чем сложнее в муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем важнее взаимосвязи всех элементов организационной структуры, отвечающих за комплексное решение вопросов социально-экономического развития муниципального образования.

Организационная структура администрации определяет:

  • количество структурных подразделений;
  • численность муниципальных служащих;
  • состав должностей;
  • профессионально-квалификационные требования к личностным качествам сотрудников.

В идеале в организационной структуре местной администрации должны отражаться направления деятельности всех структурных подразделений, их внутренняя соподчиненность, детальность и ранжирование обязанностей всех должностных лиц.

Для справки
Проектирование организационной структуры и определение численности штатов является частью кадрового планирования любой организации.
Кадровое планирование — элемент общей системы планирования организации, в рамках которого решаются задачи обеспечения ее рабочей силой необходимой численности и качества.

Проектирование организационной структуры и определение оптимальной численности штатов — это динамичные, а не фиксированные процессы. Они периодически возобновляются в связи с корректировками краткосрочных и долгосрочных планов развития или изменениями в законодательстве и др. факторами.

Проектирование организационной структуры и определение оптимальной численности штатов — это динамичные, а не фиксированные процессы.

Принципы построения организационной структуры местной администрации

При проектировании оргструктуры администрации муниципального образования нужно соблюдать принципы ее построения:

  • направленность на достижение целей. Оргструктура органа местного самоуправления должна соответствовать целям, для достижения которых она сформирована;
  • перспективность. Структура муниципальной администрации — это динамичная система, нацеленная на достижение оперативного и перспективного, стратегического результата;
  • способность к развитию (адаптивность). Оргструктура управленческого органа должна быть гибкой, иметь возможность адаптироваться в связи с изменениями;
  • комплексность. Оргструктура администрации должна позволять в полном объеме реализовывать публичные обязательства перед населением.
  • индивидуализация. Каждое муниципальное образование — уникально. Поэтому при формировании оргструктуры администрации должны учитываться индивидуальные особенности (размер территории, социально-демографический состав населения, уровень развития экономической, инженерной и социальной инфраструктуры, состав муниципального хозяйства), и задачи социально- экономического развития конкретного муниципального образования;
  • экономичность. Оптимальный вариант оргструктуры определяется с учетом норматива расходов на содержание органов местного самоуправления. Превышение штатной численности муниципальных служащих ведет к формированию расходов на их содержание сверх установленного норматива, а это недопустимо.

Оптимальный вариант оргструктуры определяется с учетом норматива расходов на содержание органов местного самоуправления.

При распределении полномочий между подразделениями администрации нужно руководствоваться принципами:

  • целесообразности, логичности, четкости в разграничении функциональных блоков;
  • избегать дублирования и параллельного исполнения функционала;
  • полноты охвата полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • учета необходимости исполнения переданных государственных полномочий;
  • результативности, предусматривающей возможность оценки результата работы;
  • достаточности обеспечения, т. е. предоставление структурному подразделению материального, правового, информационного и других видов обеспечения в достаточном для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей объеме;
  • системности и взаимосвязи с другими подразделениями, т. е. при описании функций структурного подразделения должны учитываться его взаимосвязи с другими структурами;
  • структурирования (детализация), т. е. разделения функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей;
  • эффективности, т. е. достижения обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
  • недопущения создания организационных структур «под людей»;
  • унифицированного подхода к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

При построении структуры или в процессе ее изменения нужно выверять данные по каждому подразделению. Нечеткость функциональных связей между структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность муниципальных служащих, отсутствие прозрачных и понятных организационных процедур и механизмов взаимодействия может снизить эффективность и результативность деятельности местной администрации.

Нечеткость функциональных связей между структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность муниципальных служащих, отсутствие прозрачных и понятных организационных процедур и механизмов взаимодействия может снизить эффективность деятельности местной администрации.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

Опыт проектирования организационной структуры администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»

Сегодня эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит от их способности к стратегическому планированию, ориентации на целях и задачах социально-экономического развития муниципального образования. В связи с этим может возникнуть необходимость пересмотра и изменения организационной структуры администрации муниципального образования. В Гусевском городском округе мы столкнулись именно с такой необходимостью.

Для справки
Муниципальное образование «Гусевский городской округ» расположено в восточной части Калининградской области. Административный центр округа — город Гусев. На территории 41 поселок. Площадь муниципального образования 6549 га. По состоянию на 1 января 2014 г. численность населения — 37 616 чел., в т. ч. городское — 28 508 чел., сельское — 9108 чел.

Город Гусев расположен на пересечении магистральных путей. Есть прямое железнодорожное и автомобильное сообщение с основной территорией России, странами СНГ, Балтии и Европы. В округе хорошо развита сеть внутримуниципальных дорог. Практически все населенные пункты соединены с городом дорогами с твердым покрытием.

Глава муниципального образования «Гусевский городской округ» избирается окружным Советом депутатов из своего состава на срок полномочий окружного Совета и исполняет полномочия председателя окружного Совета депутатов. Глава местной администрации назначается на должность по контракту, который заключается по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий.

Отраслевая структура экономики муниципального образования представлена радиоэлектронной, пищевой (в т. ч. молочной, хлебопекарной), металлообрабатывающей, строительной, сельскохозяйственной. Активно развиваются розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальный комплекс, связь.

Из паспорта муниципального образования

В процесс проектирования новой организационной структуры администрации «Гусевский городской округ» были вовлечены руководители всех ее подразделений и проведен анализ:

  • состава основных структурных подразделений;
  • целесообразности распределения задач между функциональными блоками;
  • наличия дублирующих или «пропущенных» функций;
  • качества построения внутриорганизационных связей при исполнении функции несколькими структурными подразделениями.

При анализе взаимосвязей была исследована возможность возникновения коррупциогенных проявлений по сферам деятельности, в отношениях с другими субъектами, по направленности (должностные правонарушения, должностные проступки), субъектности (муниципальные служащие). В ходе исследования выявлено, что централизация управления одной сферой в одном управленческом звене (подразделении), контроль собственной деятельности либо отсутствие такого контроля повышает риски создания коррупционных ситуаций.


Пример

Анализ реализации функций, возложенных на отраслевые звенья в сфере жилищно-коммунального комплекса администрации «Гусевский городской округ» выявил факторы, способствующие коррупционным правонарушениям. Для снижения коррупционных рисков было принято решение по перераспределению отдельных функций между структурными подразделениям администрации (рис. 1).


Формирование организационной структуры администрации муниципального образования

Рис. 1. Отдельные функции отдела ЖКХ и ТЭК администрации МО «Гусевский городской округ» в 2013 г. и их перераспределение в 2014 г.

По результатам анализа руководители подразделений представили проекты регламентных схем структурных звеньев администрации, в которых были отражены состав структурных подразделений, численность исполнителей, распределение задач, описание процедур их выполнения. Каждый руководитель провел защиту своего проекта.

Для каждого структурного подразделения были разработаны технологические карты (рис. 2а, 2б). В них содержатся:

  • краткое описание целей и задач структурного подразделения;
  • проектная численность сотрудников с ранжированием по должностям муниципальной службы и распределением должностных обязанностей.

Формирование организационной структуры администрации муниципального образования

Рис. 2а. Технологическая карта организационной структуры управления жилищно-коммунального комплекса и коммунальной инфраструктуры

Формирование организационной структуры администрации муниципального образования

Рис. 2б. Технологическая карта организационной структуры управления жилищно-коммунального комплекса и коммунальной инфраструктуры (содержательная часть)

Подготовка нормативных актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений, формирование должностных инструкций осуществляются на основе технологических карт.

Сравнительная информация по итогам оптимизации организационных структур представлена в таблице. Организационная структура администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» после ее изменения представлена на рис. 3.

Сравнительная таблица изменений организационной структуры администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»

До

После

Сравнительные изменения

Решение окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 13.11.2013 № 13

Решение окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 16.07.2014 № 57

Глава администрации. Первый заместитель главы администрации. Заместители главы администрации

Глава администрации. Первый заместитель главы администрации. Заместители главы администрации

Без изменений

Вспомогательные подразделения

Управление по организации деятельности аппарата администрации. Общий отдел. Помощник главы администрации

Управление по организации деятельности аппарата администрации:
— общий отдел;
— Центр обслуживания граждан

Объединение структурных подразделений в укрупненный организационно-административный блок позволило централизовать управление. Помощник главы администрации введен в структуру управления. Для реализации муниципальной функции по работе с обращениями граждан выделено отдельное подразделение — Центр обслуживания граждан

Отдел бухгалтерского учета и отчетности (собственная бухгалтерия администрации)

Отдел бухгалтерского учета и отчетности (собственная бухгалтерия администрации)

Без изменений

Функциональные службы

Финансовое управление:
— бюджетный отдел;
— отдел казначейского исполнения бюджета;
— отдел бюджетного учета, отчетности и контроля;
— отдел доходов и финансирования городского коммунального хозяйства

Финансовое управление:
— 
отдел формирования и казначейского исполнения бюджета;
— отдел бюджетного учета, отчетности и контроля;
— отдел доходов и финансирования городского хозяйства

В результате анализа качественных и количественных задач, стоящих и выполняемых финансовым управлением, проведена оптимизация структуры финансового управления

Отдел экономического развития, потребительского рынка и предпринимательства. Отдел контрактной системы в сфере закупок и инвестиционных проектов

Управление экономического и перспективного развития:
— 
отдел экономического развития, потребительского рынка и предпринимательства;
— отдел развития туризма;
— отдел муниципального заказа

Решение по укрупнению организационно- административного блока принято в целях централизации управленческих функций, активизации и реализации комплексного подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования, инновационных процессов. Выделение деятельности в сфере развития туризма как элемента маркетинга территории муниципального образования

Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам

Управление по земельным ресурсам и муниципальному имуществу:
— 
отдел земельных ресурсов;
— отдел муниципального имущества

Укрупнение организационно-административного блока было проведено в целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, формирования единой системы объективной оценки и взимания платежей за пользование муниципальной недвижимостью. В ходе перераспределения функционала в части управления муниципальным имуществом между структурными подразделениями в полномочия отдела муниципального имущества добавился учет и ведение реестра муниципального жилищного фонда, вопросы приватизации, регистрации в муниципальном жилищном фонде

Отдел архитектуры и территориального планирования

Управление архитектуры и градостроения:
— 
отдел архитектуры;
— отдел территориального планирования

В целях повышения эффективного управления пространственным развитием территорий округа. Разделение одного структурного подразделения на два по направлениям деятельности и объединение в организационно-административный блок

Отдел информационных технологий и компьютерного обеспечения

Отдел по развитию связи и массовых коммуникаций

Изменение наименования в связи с определением новых направлений деятельности и функциями, реализация которых распространяется на всю управляемую территорию, в частности реализация проекта «Безопасный город», организация и обеспечение работы Ситуационного центра, Службы ЕДДС, Службы-112. Техническое обеспечение деятельности администрации составляет небольшую часть функций

Правовое управление

Правовое управление

Без изменений

Контрольно-ревизионный отдел

Органы местного самоуправления имеют право осуществлять в отношении иных субъектов контрольные мероприятия, закрепленные среди вопросов местного значения и в отраслевых законах. Структурное подразделение реализует муниципальные контрольные функции, осуществляет внутренний административный контроль в муниципальном образовании

Отраслевые структурные подразделения

Отдел ЖКХ и ТЭК. Отдел газификации, дорожного хозяйства и транспорта

Управление ЖКХи коммунальной инфраструктуры:
— 
отдел жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и благоустройства;
— отдел газификации и ТЭК;
— отдел дорожного хозяйства

В условиях реформирования жилищно-коммунального комплекса перед органами местного самоуправления возникает много новых задач, что влечет за собой изменение подходов к управлению сферой ЖКХ. Активные мероприятия по инженерному обеспечению территорий округа (газификация округа, реконструкция систем водоснабжения и водоотведения поселков округа), по содержанию и развитию общегородского коммунального хозяйства требуют эффективного управления. Укрупнение организационно-административного блока влечет за собой централизованное управление совокупности отраслевых структур, что согласуется с принципом комплексности управленческой деятельности

Отдел сельского хозяйства

Отдел сельского хозяйства

Без изменений

Управление социальной защиты населения: отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними

Управление социальной защиты населения: отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними

Без изменений

Управление по культуре, спорту и делам молодежи:
— 
отдел молодежной политики и спорта

Управление по культуре, спорту и делам молодежи:
— 
отдел молодежной политики;
— отдел спорта и физической культуры;
— отдел культуры и культурного наследия

В ходе распределения муниципальных функций сферах регулирования и поддержки культуры, искусства и организации досуга, молодежной политики, регулирования вопросов физической культуры и спорта, выделены соответствующие отделы по направлениям деятельности внутри существующего управления

Управление образования

Управление образования

Без изменений

Отдел ЗАГС

Отдел ЗАГС

Без изменений

Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Без изменений

Архивный отдел

Архивный отдел

Без изменений

Отдел ГО и ЧС

Отдел ГО и ЧС

Без изменений

Специалист по мобилизационной подготовке, режиму секретности и секретного делопроизводства

Специалист по мобилизационной подготовке, режиму секретности и секретного делопроизводства

Без изменений

Территориальные подразделения

Калининский территориальный отдел. Кубановский территориальный отдел. Маяковский территориальный отдел. Михайловский территориальный отдел

Калининский территориальный отдел. Кубановский территориальный отдел. Маяковский территориальный отдел. Михайловский территориальный отдел

Проведена реорганизация территориальных отделов как самостоятельных юридических лиц путем присоединения к другому юридическому лицу администрации МО «Гусевский городской округ». Отделы входят в состав администрации без автономии в рамках сметы расходов. Полномочия заключаются в приближении органов местного самоуправления к населению сельских территорий и оперативном решении текущих вопросов

Формирование организационной структуры администрации муниципального образования

Рис. 3. Организационная структура администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль