Формирование и финансирование заданий для муниципальных учреждений в 2016 году

566
Минфин России установил общие требования к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания. На муниципальном уровне должен быть утвержден ведомственный перечень услуг и работ, а также регламентирован порядок формирования муниципального задания и его финансирования.

В. А. ЯГОВКИНА, 
старший консультант Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, к. ю. н.

Определение нормативных затрат

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н. Он издан во исполнение постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)...». Хотя это постановление распространяется только на федеральные учреждения, приказ № 104н касается расчета заданий для учреждений всех уровней, в том числе и муниципальных. Он систематизирует процедуру расчета объема финансирования исполнения заданий за счет субсидии из местного бюджета.

На муниципальном уровне должны быть приняты акты, регламентирующие порядок формирования муниципального задания и его финансирования. В одном из них нужно закрепить структуру муниципального задания на оказание услуги и выполнение работы. Она должна включать:

  • требования к оказанию услуги;
  • требования к выполнению работы;
  • общую информацию о задании.

Ведомственный перечень муниципальных услуг и работ

Рассмотрим положения постановления № 640, которые можно спроецировать с федерального на муниципальный уровень. Основой для формирования задания должен быть ведомственный перечень услуг и работ. Он утверждается главным распорядителем средств местного бюджета, в ведении которого находятся казенные учреждения, или органом, исполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных муниципальных учреждений. По общему правилу дополнительная детализация услуг и работ в ведомственных перечнях и муниципальном задании не допускается. Но если в муниципальном акте, устанавливающем порядок формирования задания, будет сказано о возможности указания описания услуги или работы, то это не будет считаться незаконным (см. Перечень от 2 октября 2015 года).

Перечень часто задаваемых вопросов и разъяснений к ним по формированию и утверждению ведомственных перечней от 2 октября 2015 года опубликован на сайте Минфина России (minfin.ru)

В ведомственный перечень надо включить все услуги и работы учреждений, подведомственных органу местного самоуправления, на оказание и выполнение которых формируется задание в соответствии с основными видами деятельности учреждения. При этом в него могут входить услуги и работы из нескольких базовых (отраслевых) перечней. Если же у муниципального образования нет бюджетных и автономных учреждений, а есть только казенные (что характерно для небольших сельских поселений), то оно вправе не составлять ведомственные перечни (см.Перечень от 2 октября 2015 года).

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

Объем финансового обеспечения выполнения задания

В объем финансового обеспечения выполнения задания включают средства, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание услуг и выполнение работ, в том числе на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем. При этом не учитываются затраты на содержание имущества, переданного в аренду или в безвозмездное пользование, а затраты на уплату налогов с имущества учреждения выделяют в отдельную группу при расчете объема субсидии.

Нужно учитывать, что расчет затрат на оказание услуг применяется для заданий с 2016 года. А положение об учете в расчете объема финансирования задания нормативных затрат, связанных с выполнением работ, на федеральном уровне вступит в силу только при формировании заданий на 2017 год.

Что еще можно предусмотреть в муниципальном правовом акте
С 2017 года на федеральном уровне предполагается формирование для каждого учреждения резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого для общехозяйственных нужд, в размере начисленной годовой суммы амортизации по данному имуществу. Для муниципальных образований это не является обязательным.
В то же время ничто не мешает и органу местного самоуправления (как учредителю подведомственных учреждений) предусмотреть такую возможность, закрепив ее в муниципальном правовом акте.

Но за органом, осуществляющим полномочия учредителя муниципального учреждения, пока остается право выбора вводить или нет такие нормативные затраты для работ в случае возможности их расчета. Это вытекает из пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Он закрепляет, что при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания используются нормативные затраты на выполнение работ по решению органа местного самоуправления, осуществляющего в соответствии с законодательством функции и полномочия учредителя.

На федеральном уровне теперь особо выделяют затраты на содержание не используемого для выполнения задания имущества (норма действует до 2019 года), что подчеркивает необходимость вовлечения в основную деятельность учреждения всего закрепленного за ним имущества. Иначе затраты на его содержание не будут учитываться при расчете объема финансирования. Но на практике это может привести к увеличению расходов учреждения за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо даже к изъятию имущества. Поэтому данный подход нужно использовать только после анализа ситуации в каждом конкретном муниципальном образовании

В муниципальном правовом акте, регламентирующем порядок финансирования задания, можно предусмотреть применение коэффициента платной деятельности, если учреждение ведет такую деятельность сверх установленного задания. Это позволит сэкономить бюджетные средства. Однако рассчитывать коэффициент следует очень внимательно, чтобы не поставить учреждение в ситуацию недостаточного финансирования основных видов деятельности.

Затраты на уплату налогов с имущества учреждения теперь выделяют в отдельную группу при расчете объема субсидии.

Для реализации нового подхода к формированию и финансированию заданий на муниципальном уровне следует принять (письмо Минфина России от 13 июля 2015 г. № 02-01-09/40241):

  • правовой акт местной администрации, уточняющий действующий порядок финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий;
  • правовой акт, устанавливающий порядок расчета и утверждения значений базовых нормативов затрат, корректирующих коэффициентов к ним, а также утвердить их значения.

Порядок расчета нормативных затрат

В соответствии с приказом № 104н при определении порядка расчета нормативных затрат у местных администраций есть выбор. Они могут заимствовать порядок, установленный для федеральных государственных учреждений, или же разработать свой собственный с соблюдением общих требований, абсолютных и относительных значений показателей (условий, ограничений), расчета нормативных затрат на оказание услуги, которые закреплены в приказе № 104н.

По общему правилу нормативные затраты на оказание муниципальной услуги, предусмотренной бюджетным законодательством и не отнесенной к иным видам деятельности, рассчитывают на основании:

  • информации о единице показателя, характеризующего объем услуги, и показателей, отражающих содержание и (или) условия (формы) оказания услуги, установленных в базовом (отраслевом) перечне государственных и муниципальных услуг и работ;
  • базового норматива затрат на оказание услуги и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат на оказание услуги, определяемых в соответствии с порядком, принятым местной администрацией.

Базовый норматив затрат состоит из:

  • базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги;
  • базового норматива затрат на общехозяйственные нужды, связанные с оказанием услуги.

Отметим, что под корректирующими коэффициентами понимают:

1) территориальный корректирующий коэффициент, включающий:

а) территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда;

б) территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества;

2) отраслевой корректирующий коэффициент к базовому нормативу затрат, отражающий отраслевую специфику услуги и устанавливаемый для каждой услуги отдельно

При определении базового норматива затрат должны учитываться нормы, выраженные в натуральных показателях, предусмотренные нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания услуги. Если таких норм на местном уровне нет, можно установить правила их определения в соответствии с порядком, принятым местной администрацией. При этом значения таких норм должны быть закреплены для каждой услуги отдельно.

Для определения норм Минфин России предлагает использовать метод анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, имеющего минимальный объем затрат на оказание единицы услуги при выполнении требований к качеству услуги, отраженных в стандарте (метод эффективного учреждения). Либо рассчитывать усредненные показатели по учреждениям (медианный метод).

Орган местного самоуправления может выбрать и иной метод, утвердив соответствующий порядок.

Значение базового норматива затрат на оказание услуги должно быть утверждено общей суммой, в том числе в разрезе:

  • затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги;
  • затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения задания на оказание услуги (в том числе затрат на арендные платежи).

Таким образом, правила формирования задания и финансирования его исполнения стали более детальными и систематизированными. Это нашло свое отражение в документах федерального уровня и обязательно должно быть закреплено в муниципальных правовых актах.

Читайте в следующих номерах журнала "Практика муниципального управления"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×