Как информатизировать городской округ: опыт коллег

76
После преобразования Мытищинского района в единый городской округ Мытищи потребовалось принятие новой концепции информатизации ГО Мытищи на 2016–2020 гг. Рассмотрим задачи, которые сегодня стоят перед органами местного самоуправления городского округа в сфере информатизации. В рамках реализации новой концепции информатизации в администрации городского округа Мытищи введена новая структура – Комиссия по развитию информационного общества. Какие отраслевые информационные системы внедрены в городском округе Мытищи для автоматизации рабочих процессов? Как муниципальные информационные системы интегрированы с региональными и федеральными ИС? Рассмотрим подробнее.

А. А. ЧУРАКОВ, 
первый заместитель главы администрации городского округа Мытищи

Итоги реализации концепции информатизации Мытищинского муниципального района на 2002‑2016 гг.

Принятая в 2002 году концепция информатизации Мытищинского муниципального района на 2002–2016 гг., направленная на создание материально-технической базы информатизации, сегодня уже выполнена. Цели, поставленные в ней, реализованы. Все рабочие места специалистов администрации и бюджетных учреждений (а это более 6 тыс. АРМ) оснащены компьютерной техникой. Во всех подразделениях администрации и муниципальных учреждениях функционируют локальные вычислительные сети на основе собственного серверного оборудования (более 50 серверов). Все специалисты получили доступ к справочно-правовым системам, интернету, федеральным и региональным сетевым «облачным» ресурсам.

Администрация и все бюджетные учреждения имеют свои интернет-сайты. Автоматизированы наиболее рутинные рабочие процессы (бухгалтерия, учет объектов основной деятельности и т. п.). Эта сложная сетевая инфраструктура поддерживается и обслуживается как муниципальными, так и частными службами, постоянно модернизируется и совершенствуется.

Зачем нужна новая концепция

Новая концепция информатизации потребовалась не только в связи с достижением основных целей предыдущей. Ее разработка была обусловлена реорганизацией Мытищинского района в единый городской округ Мытищи и принятием целого ряда федеральных и региональных программ в сфере информатизации.

Если основной целью предыдущей концепции было обеспечение каждого рабочего места в администрации компьютером и доступом к интернету, то цель концепции информатизации городского округа Мытищи на 2016–2020 гг. – квалифицированные пользователи и качественная информация на всех муниципальных автоматизированных рабочих местах.

Кроме того, возникла необходимость четко определить цели и задачи развития муниципальной информационной инфраструктуры на новом этапе во взаимосвязи с федеральными и региональными концепциями и программами.

После реорганизации муниципального района в городской округ возросло количество функций в сфере оказания муниципальных услуг с одновременным сокращением сроков их предоставления. Единственный выход в этой ситуации – максимальная автоматизация на основе современных программно-технических решений всех функций: от ответов на обращения граждан и заключения типовых муниципальных контрактов до подготовки целого пакета сложных нормативно-технических документов в сфере землепользования и застройки.

Конечно, далеко не все процессы можно автоматизировать так, чтобы исключить участие в них человека. Но снизить трудозатраты и сроки оказания услуг и выполнения работ, повысить качество их исполнения возможно во всех сферах муниципального управления.

В рамках новой концепции Совет по информатизации переименован в Комиссию по развитию информационного общества. Ее первоочередная задача – подготовка квалифицированных административных кадров, способных ставить и реализовывать задачи автоматизации рабочих процессов и обеспечивать качественные данные об объектах управления. А в долгосрочной перспективе задача комиссии – интеграция и стандартизация информационных ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.

Среди других задач новой концепции информатизации можно отметить:

  • внедрение отраслевых информационных систем в управление. Заказчики этих систем формируются по отраслевому признаку. В каждой отраслевой программе отдельной строкой должна быть выделена автоматизация основных рабочих процессов;
  • развитие телекоммуникаций и технологических сетей, в том числе посредством интеграции на основе муниципально-частного партнерства;
  • оптимизация вычислительных мощностей через виртуализацию и наращивание их по мере необходимости;
  • переход на «облачные» региональные и федеральные ресурсы при условии, что они адаптированы к требованиям и регламентам муниципального уровня.
Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Секреты комплексного благоустройства городского округа
• Перераспределите налоги, чтобы повысить доходы местных бюджетов
• Как организовать в городе единое парковочное пространство

Советуем оформить подписку на журнал "Практика муниципального
управления" до конца месяца на выгодных условиях.

Центры обработки данных

Сегодня общемировая тенденция развития информационно-коммуникационных технологий – это централизация вычислительных мощностей в DATA-центрах (ЦОДах). Такая централизация и универсализация программных инструментов позволяет интегрировать программно-аппаратную среду пользователей в удаленные центры обработки данных (ЦОДы) на основе «облачных» технологий и стандартизации типовых рабочих процессов. У служащих остаются только автоматизированные рабочие места, подключенные через телекоммуникационные сети к различным программным системам и базам данных в удаленных вычислительных центрах.

7 октября 2015 года подписано распоряжение Правительства РФ № 1995-р «О переводе обработки и хранения государственных и муниципальных информационных ресурсов в систему федеральных и региональных ЦОДов». Через несколько лет наши информационные системы и базы данных будут перенесены в государственные центры, что позволит значительно сократить издержки на обработку, хранение и защиту информации. Но для этого нужны надежные программируемые телекоммуникационные сети. Конечно, у нас есть собственные ресурсы в этой области:

  • муниципальные оптоволоконные магистрали и узлы передачи данных, используемые в основном для распространения кабельного аналогового телевидения;
  • технологические сети ЖКХ, которые развивались и модернизировались без учета перспектив дальнейшей интеграции информационной инфраструктуры.

Но сегодня необходимо обеспечить развитие муниципальных сетей на основе положений новой концепции информатизации. Оптоволоконными линиями связи в первую очередь предстоит охватить все социальные объекты: школы, детские сады, дома культуры и спортивные сооружения.

Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2015 г. № 1995-р «О переводе обработки и хранения государственных и муниципальных информационных ресурсов в систему федеральных и региональных ЦОДов»

Также необходимо провести модернизацию разнородных муниципальных телекоммуникационных сетей и сетевого оборудования для придания им универсальности и перевод всех систем на цифровые протоколы. В связи с этим уже сейчас целесообразно получить и зарегистрировать собственную автономную систему с блоком IP-адресов.

Автоматизированные информационные системы

Автоматизированные информационные системы (АИС) становятся универсальными за счет типизации и стандартизации основных рабочих процессов, применения единых справочников-классификаторов в отношении базовых объектов учета и управления.

Собственная автономная система с блоком IP‑адресов
Собственная автономная система (AS – Autonomous System) и блок IP‑адресов нужны начинающему провайдеру или любой организации с крупной IT‑инфраструктурой, желающей обеспечить отказоустойчивость доступа к своим ресурсам из сети, самостоятельно определять политику маршрутизации. Обладая AS, можно изменять каналы связи и их количество, не зависеть от IP-адресов провайдера, менять приоритет каналов и т. д.
Собственные IP‑адреса необходимы компаниям с развитой разветвленной IT‑инфраструктурой (например, с филиальной сетью) для обеспечения прямой связи между обособленными подразделениями, организации почтовых серверов, систем документооборота, конференц-связи, IP‑телефонии и пр.
Получить в пользование блок IP‑адресов можно двумя способами: арендовать у оператора связи или приобрести независимый от оператора связи, зарегистрировав на имя вашей организации. Главная выгода, которую получают владельцы собственных блоков IP-адресов, – это независимость от одного оператора связи.

В 2015 году мы ввели в эксплуатацию муниципальную АИС «Единый справочно-нормативный портал». Она обеспечивает доступ к актуальным базовым справочникам на территории округа (население, адреса, предприятия, недвижимость). За ее работу отвечает городской информационный вычислительный центр. Предполагается ее интеграция с региональной геоинформационной системой (РГИС), которая будет запущена в следующем году, и с рядом других региональных и муниципальных систем.

На сегодняшний день у нас в администрации и подведомственных структурах эксплуатируется семь федеральных, 14 областных и 21 муниципальная информационных систем. Практически во всех из них имеются дублирующие справочники и функции, типовые рабочие процессы. Устранение этих дублей, двойного ввода данных об одних и тех же объектах, автоматизация наиболее рутинных документарных операций и информационного обмена – главная задача на ближайший период.

Отраслевые информационные системы

Сегодня мы планируем также приступить к комплексной автоматизации в сфере ЖКХ. Наша задача – создать такую программную среду для ЖКХ, которой смогут пользоваться не только управляющие компании и поставщики коммунальных услуг, но и жители округа. АИС ЖКХ потребуется интегрировать с электронным документооборотом, интернет-порталами администрации округа, «Реформа ЖКХ», региональной и федеральной ГИС ЖКХ и другими. Она должна стать комфортной для управляющих компаний и жителей в части получения справочной информации, оплаты коммунальных услуг, организации и проведения общих собраний собственников. Ее заказчиком выступает Управление ЖКХ городского округа.

Важное место среди отраслевых систем занимает муниципальная геоинформационная система обеспечения градостроительной деятельности (МГИС). Обеспечить качественное и оперативное предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства и землепользования без нее невозможно. К созданию системы мы приступили в конце 90-х годов, поэтому на сегодняшний день у нас накоплен большой опыт в этой области. Специалисты Управления архитектуры и градостроительства городского округа могут решить любые вопросы по ее модернизации и развитию.

В рамках новой концепции информатизации предполагается интеграция МГИС с областными и федеральными системами. Квалифицированный кадровый состав и качественное информационное обеспечение позволят без проблем перейти на «облачную» РГИС.

В администрации городского округа Мытищи и подведомственных структурах эксплуатируется 7 федеральных, 14 областных и 21 муниципальная информационных систем

Информационные системы управления образования – «Электронный дневник», «Запись в детсад» и ряд других – изначально создавались как муниципальные системы, но сейчас эксплуатируются в качестве областных электронных порталов.

На средства, выделенные из местного бюджета, мы обучили кадры и подготовили данные, что сделало переход в «облако» достаточно простым. Заказчиком и одновременно эксплуатирующей организацией этих систем является специальное муниципальное бюджетное учреждение «ИТ‑центр социальных организаций». В его ведении находятся также вопросы информатизации двух других управлений: культуры и молодежной политики и спорта.

Геоинформационная система управления дорожно-транспортной инфраструктурой создавалась еще в городском поселении Мытищи на основе открытых программных платформ. В ней собрана вся информация о транспортной инфраструктуре Мытищ: остановки и маршруты, светофоры и переходы, дорожные знаки и разметка. Сегодня планируется расширить эту систему до уровня городского округа и поддерживать ее в актуальном состоянии.

Интернет-портал администрации

Интернет-портал администрации – лицо нашего округа в интернете. В настоящий момент разработана и реализуется концепция портала. В его наполнении принимают участие все подразделения органов местного самоуправления городского округа. В ближайшем будущем планируется сделать портал средством массовой информации и размещать на нем большую часть нормативно-правовых актов – как их проектов (для общественного обсуждения), так и уже утвержденных документов.

К 2020 году мы должны вплотную подойти к созданию «Электронного муниципалитета». И принятая Советом депутатов концепция программы развития системы сетевой информационной инфраструктуры городского округа Мытищи на 2016‑2020 гг. станет хорошим стратегическим указателем на этом пути. Пока же только планируется внедрение комплекса программных инструментов и баз данных, который включает в себя муниципальные отраслевые системы, объединенные общим документооборотом на основе единых справочников и связанные с населением и внешними организациями системой интернет-порталов.

Читайте в следующих номерах журнала "Практика муниципального управления"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль