Пояснительная записка ф. 0503160 входит в состав годовой и квартальной бюджетной отчетности казенных учреждений. В статье мы рассказываем о том, из каких разделов, таблиц и приложений состоит ф.0503160, как заполняется текстовая часть этого отчета.
Ниже смотрите и скачайте образец заполнения Пояснительной записки ф. 0503160 казенным учреждением.
Кто сдает
На основании приказа Минфина от 28.12.2010 года № 191н, форма 0503160 Пояснительная записка входит в состав отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Ее обязаны представлять:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- казенные учреждения;
- органы управления внебюджетными фондами.
Бюджетные и автономные организации, государственные унитарные предприятия, корпорации «Росатом» и «Роскосмос» в части операций, в которых они осуществляют полученные полномочия РБС, ПБС, администраторов доходов бюджета, обязаны составить отчетность в соответствии с Инструкцией 191н, в том числе и произвести заполнение пояснительной записки 0503160.
Нужно ли подписывать приложения и таблицы в составе Пояснительной записки
Срок сдачи и за какой период составлять
Пояснительная записка – отчет, включающий в себя различные таблицы и приложения. Для каждой составляющей части установлена в Инструкции 191н своя периодичность представления. Форма 0503160 в полном объеме со всеми таблицами и приложениями входит в состав годовой отчетности.
Состав и сроки сдачи таблиц и форм, входящих в Пояснительную записку смотрите в таблице
Текстовая часть формы 0503160 может представляться и в составе месячной отчетности по требованию вышестоящей организации, РБС, ГРБС, если есть необходимость в пояснении отдельных показателей. Сроки сдачи месячной, квартальной и годовой отчетности определяет Минфин для ГРБС, а те, в свою очередь, для подведомственных учреждений.
Скачайте пустой бланк Пояснительной записки по форме 0503160:
Что учесть при заполнении
С отчетности 2018 года в государственном секторе экономики действует федеральный стандарт: «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Утвержден приказом Минфина № 260н от 31.12.2016 года. Он предъявляет требования к Пояснительной записке, в которую должна быть включена следующая информация:
- Организационно-правовая форма субъекта отчетности и его адрес.
- Изменения в наименовании в течение отчетного периода (если производились).
- Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения, ведение бухучета, составление отчетности.
- Наименование ГРБС.
- Перечень основных направлений деятельности.
Федеральный стандарт требует, чтобы в Пояснительной записке кратко были указаны положения Учетной политики, необходимые для того, чтобы пользователи отчетности смогли правильно воспринять содержащуюся в ней информацию.
В пояснительной записке следует предоставить данные об учетных оценках, произведенных в отчетном периоде, с которыми могут быть связаны риски корректировки стоимости активов и обязательств в будущем. Это могут быть оценки влияния технического устаревания на стоимость запасов, возмещаемой стоимости ОС, резервов в связи с предполагаемым исходом судебных разбирательств.
Состав пояснительной записки
Общие требования к заполнению пояснительной записки содержатся в п. 151-174 Инструкции 191н. Форма пояснительной записки 0503160 состоит из:
- текстовой части;
- шести таблиц;
- семнадцати форм.
Все составляющие распределены по пяти разделам.
Обратите внимание! С 2019 года формы отчетности изменились и за 2018 год нужно отчитаться уже по новым бланкам. Как обновили формы смотрите в рекомендации Системы Госфинансы
Также воспользуйтесь справочником по отчетности Он подготовлен экспертами Системы Госфинансы с учетом последних изменений в Инструкции 191н.
Разделы
Разделы пояснительной записки 0503160 с указанием относящихся к каждому из них отчетов показаны в таблице.
№ п/п |
Раздел |
Формы |
1 |
Организационная структура |
таблица 1, ф.0503161 |
2 |
Результаты деятельности |
|
3 |
Анализ отчета об исполнении бюджета |
|
4 |
Анализ показателей бухгалтерской отчетности |
ф.0503168, ф.0503169, ф.0503171, ф.0503172, ф.0503173, ф.0503174, ф.0503175, ф.0503178, ф.0503190 |
5 |
Прочие вопросы деятельности |
Далее мы кратко рассмотрим состав пояснительной записки. Полный перечень таблиц и форм, входящих в состав смотрите в рекомендации Системы Госфинансы
Текстовая часть
В каждом разделе Пояснительной записки содержится текстовая часть, основное назначение которой:
- раскрытие информации, не нашедшей отражения в таблицах и приложениях, но имеющей существенное значение;
- разъяснение причин невыполнения установленных плановых показателей;
- анализ существенных отклонений (прироста или сокращения) кассового исполнения по доходам по сравнению с прошлым отчетным периодом;
- расшифровки показателей в бухгалтерских формах, требующих дополнительного анализа.
Раздел 1
В разделе 1 содержатся сведения об изменении в количестве подведомственных субъекту отчетности казенных учреждений и ГУП (МУП), произошедших в течение отчетного периода. Указываются также относящиеся к отчетному периоду корректировки состава бюджетных полномочий УБП, указанных в ф.0503161, например, получение статуса администратора доходов, распорядителя бюджетных средств и т.д.
Раздел 2
Раздел 2 (ф.0503162) заполняют только те казенные учреждения, в отношении которых ГРБС сформировано государственное задание. Если задание не установлено, в текстовой части освещаются следующие вопросы:
- мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств;
- количество, состав и техническое состояние основных фондов, а также соответствие имеющегося в наличии оборудования реальным потребностям;
- своевременность поставок необходимых расходных материалов;
- сведения о переобучении и повышении квалификации сотрудников.
Раздел 3
В текстовой части даются пояснения о конкретных результатах использования бюджетных средств, выделенных учреждению в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ. Здесь же должны быть пояснения о наличии принятых бюджетных или денежных обязательств сверх установленных ЛБО.
Также в раздел 3 входят:
- Сведения об изменениях бюджетной росписи ГРБС (ф. 0503163);
- Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
- Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167).
Раздел 4
В разделе 4 раскрывают показатели бухгалтерской отчетности, требующие дополнительного разъяснения и анализа. Входят формы:
- Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171);
- Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172);
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
- Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174);
- Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
- Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
Также в этом разделе отражают другую существенную информацию, например:
- Причины, по которым на 1 января остались наличные средства в кассе, а также остатки на счетах 1.201.00.000 и 3.201.20.000;
- Причины остатков на счетах 206.00, 302.00, анализ их динамики по сравнению с данными прошлого отчетного периода;
- Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности (например, дебиторская задолженность по услугам связи составляет 50%, по расчетам за коммунальные услуги – 30% от общей доли дебиторской задолженности и т. д.);
- Причины существенных остатков дебиторской и кредиторской задолженности (больше предельной величины, которую устанавливают ГРБС или финансовый орган).
Раздел 5
Инструкция 191н требует указать иную существенную информацию, характеризующую деятельность субъекта отчетности. Сюда следует внести сведения об учреждении, учетной политике, перечисленные выше, которые должны быть раскрыты в соответствии с федеральным стандартом.
Приложения
В состав Пояснительной записки входит 17 приложений: формы 0503161-0503164; 0503166-0503169; 0503171-0503175; 0503177; 0503178; 0503190; 0503296. Они предназначены для детальной расшифровки наиболее существенных показателей бухгалтерской отчетности.
Начиная с отчетности за 2018 года форма 0503177 не сдается!
Например, в балансе 0503130 отражены остатки по НФА и амортизации на начало и конец отчетного периода. В ф.0503168 показано движение внутри периода (поступление, выбытие) НФА по каждому балансовому счету, начисление амортизации ОС. В ф.0503169 расшифровываются строки баланса, содержащие данные о кредиторской и дебиторской задолженности. Здесь указывается задолженность в разрезе счетов, КБК, кредиторов, сроков и оснований возникновения.
Приложения позволяют вышестоящей организации, получателю отчетности, увидеть подробную характеристику экономической деятельности учреждения за отчетный период.
Образец заполнения Пояснительной записки ф. 0503160
Смотрите пример заполнения Пояснительной записки 0503160 с текстовой частью для казенных учреждений:
Состав пояснительной записки при реорганизации или ликвидации
Если в отношении учреждения принято решение о слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании, при составлении отчетности следует руководствоваться п.275 – 282 Инструкции 191н. На дату реорганизации или ликвидации составляется бухгалтерская отчетность, в состав которой входит пояснительная записка. Перед представлением отчета производится полная инвентаризация активов и обязательств. В пояснительную записку входит три обязательных приложения:
- ф 0503169 – о дебиторской и кредиторской задолженности;
- ф 0503178 – об остатках денежных средств;
- ф 0503173 – об изменении валюты баланса.
В текстовой части следует обратить особое внимание на правопреемственность всех обязательств, имеющихся у учреждения. Нужно указать, имеются ли претензии со стороны кредиторов, в том числе иски, находящиеся на рассмотрении в судебных инстанциях.