В соответствии с Инструкцией № 157н расчеты государственных (муниципальных) учреждений по принятию и исполнению денежных обязательств учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 30000 000 «Обязательства».
Субсидии на иные цели
Указанные выше положения о бюджетных обязательствах распространяются в т. ч. и на бюджетные учреждения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590 исполняющие полномочия органов государственной власти по исполнению публичных обязательств в денежной форме и наделенных в связи с этим полномочиями ПБС.
Приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н определяет порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, производимых за счет средств субсидий на иные цели (кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания).
Учет целевых субсидий
Средства таких субсидий поступают и расходуются по лицевому счету бюджетного учреждения отдельно от лицевого счета, предназначенного для операций со средствами субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и от приносящей доход деятельности.
В учете средства субсидий на иные цели отражаются по источнику финансового обеспечения 5. В соответствии с положения ми указанного приказа:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, ежегодно представляет в Федеральное казначейство в электронном виде с применением электронной цифровой подписи Перечень целевых субсидий на соответствующий год (ф. 0501015). В нем отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям. Перечень целевых субсидий формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в разрезе аналитических кодов, присвоенных им для учета операций с целевыми субсидиями по каждой целевой субсидии для последующего его доведения до органов Федерального казначейства;
- бюджетным учреждением в орган Федерального казначейства представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению на соответствующий год (ф. 0501016), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В графе 3 для поступлений субсидий указывается код КОСГУ доходов, а для выплат - код видов расходов. В сведениях указываются планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений по каждой целевой субсидии в разрезе кодов субсидий и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов;
- операции по целевым расходам осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему коду субсидии на лицевом счете по иным субсидиям;
- для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета;
- при санкционировании оплаты денежных обязательств органом Федерального казначейства осуществляется проверка заявки по следующим направлениям:
- наличие указанного(ых) в заявке кода (кодов) по бюджетной классификации и кода субсидии в сведениях; соответствие указанного в заявке кода по бюджетной классификации текстовому назначению платежа, исходя из содержания данного текста согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду по бюджетной классификации и содержанию текста назначения платежа, указанным в заявке на кассовый расход;
- непревышение суммы, указанной в заявке, над суммой остатка расходов по соответствующим коду по бюджетной классификации и коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям (это ограничение не распространяется на санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения по исполнению в установленном порядке исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства учреждения);
- соответствие информации, указанной в заявке, сведениям.
В остальном бюджетные учреждения не подлежат юрисдикции БК РФ. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, который не предусматривает специальной процедуры санкционирования расходов. Тем не менее в соответствии с требованиями Инструкции № 174н бюджетные учреждения обязаны учитывать суммы принятых обязательств по всем источникам финансового обеспечения.
В соответствии с положениями пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляются без предоставления в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение обязательств. При этом орган казначейства ведет учет этих расходов по кодам КОСГУ (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).