Развитие внутреннего и въездного туризма как фактора экономического развития муниципалитетов

124
Все большее значение в нашей стране приобретает внутренний туризм. Он может стать серьезным фактором экономического развития муниципальных образований и регионов. Но, чтобы это произошло, нужно создавать условия для его развития.

С.С. Исупова, канд. юрид. наук, генеральный директор ООО «ЕврАКонс»
И.А. Короленко, коммерческий директор ООО «ЕврАКонс»

Поток туристов увеличивается

Количество путешествующих по российским просторам туристов увеличивается медленно, но верно. Среди них и граждане Российской Федерации, и иностранцы. Это объясняется интересом россиян и представителей зарубежных государств к России как стране с богатой историей и высокими темпами развития инфраструктуры. Кроме того, недавние геополитические изменения привели к сокращению туристических поездок граждан России в зарубежные страны, самые популярные туристические направления закрыты. Количество россиян, заинтересованных в отдыхе на территории своей страны, увеличилось.
По мнению большинства экспертов, внутренний и въездной туризм становятся приоритетными направлениями туристического сектора России. Число туроператоров в сегменте выездного туризма стремительно сокращается.

Несмотря на то что внутренний туризм развивается стремительными темпами, проблем в этой сфере хватает. Развитию туризма препятствует в первую очередь слабая инфраструктура и сервис, отсутствие информации об отдыхе в России, сильная зависимость рынка от ценовой политики. Если в 2016 г. цены на внутренний турпродукт повысятся, неизбежна стагнация или падение спроса. Если отели и пансионаты будут снижать цены, то внутренний турпоток будет увеличиваться.

Очень важно сформировать в Российской Федерации конкурентоспособную туристическую инфраструктуру. В Краснодарском крае, Сочи в рамках подготовки к Олимпийским и Параолимпийским играм она уже создана. Но в большинстве регионов ее только предстоит создать.
Не так стремительно развивается въездной туризм. В Россию приезжают гости из самых разных государств. Большинство — из стран СНГ. Россию посещают финны, норвежцы, немцы, голландцы. В исторические регионы страны приезжают туристы из Испании, Франции, Австрии. Российские курорты пользуются популярностью у азиатских гостей. Они охотно едут на черноморское и балтийское побережья.
Правительство РФ заинтересовано в увеличении турпотока иностранных граждан. Поэтому вопросы финансирования развития въездного туризма, развития и модернизации российских курортов, открытия новых туристских направлений обсуждаются регулярно. Вложения в туристскую индустрию уже позволили развить инфраструктуру многих исторических центров страны. Туризм в них уже представляет важный источник доходов.
Доля России в международном туризме незначительна и не соответствует колоссальному туристическому потенциалу страны.
Но доля России в международном туризме незначительна и не соответствует колоссальному туристическому потенциалу страны. Въездной туризм в стране развит неравномерно: используется лишь 20% территории РФ. Половина всех гостиничных номеров, которыми располагает Россия, находится в Москве. Существуют и другие проблемы, препятствующие развитию въездного туризма.
Из экономических проблем, тормозящих въездной туризм в России, эксперты отмечают следующие:

  • дороговизна средств размещения и транспорта;
  • отсутствие особых экономических зон для развития туризма;
  • отсутствие современной фискальной системы, стимулирующей инвестиции в туризм;
  • недостаточные темпы модернизации аэропортов, вокзалов, железных дорог, портов для роста и развития туризма в регионах РФ.

Чтобы улучшить ситуацию в этом секторе, особое внимание нужно уделять организации и проведению маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение бренда «Россия», сохранение природной, социальной и культурной среды нашей страны, ее самобытности.
Рассмотрим основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при осуществлении мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма в регионах и муниципалитетах.

Правовое регулирование

Сферу внутреннего туризма регулируют следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ);
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–I «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ № 2300–I);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»(ред. от 13.07.2015, с изменениями от 27.10.2015);
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 14.12.2015).

Основные принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности сформулированы в ст. 3, 4 Федерального закона № 132-ФЗ:

  • содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
  • формирование представления о России как стране, благоприятной для туризма;
  • обеспечение потребностей граждан при совершении путешествий;
  • осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
  • рациональное использование природного и культурного наследия страны.

Под внутренним туризмом понимается туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Под въездным туризмом — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).
Закон РФ № 2300–I регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Федеральные и региональные программы

В сфере развития туризма принимаются федеральные и региональные программы. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» утверждена постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (с изм. на 18.12.2014, далее — Программа).
Цель Программы — повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Задачи Программы:

  • развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;
  • повышение качества туристских услуг;
  • продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
  • Реализация Программы, по мнению разработчиков, приведет:
  • к увеличению доходов бюджетов за счет увеличения объема производства услуг в отрасли;
  • росту валового внутреннего продукта;
  • улучшению платежного баланса страны;
  • созданию в различных субъектах страны сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;
  • росту инвестиций в основной капитал средств размещения;
  • увеличению численности туристов;
  • созданию дополнительных рабочих мест в сфере туризма.

Туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики и развитие следующих сфер экономической деятельности:

  • услуги туристских компаний;
  • коллективные средства размещения;
  • транспорт и связь;
  • торговля;
  • производство сувенирной и иной продукции;
  • питание;
  • сельское хозяйство;
  • строительство и др.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма: рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический, сельский, морские и речные круизы и др.
Анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туриндустрии позволяет сделать вывод, что туристский потенциал страны используется не в полной мере. Факторами, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:

  • слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инфраструктура туристских объектов, что препятствует привлечению частных инвестиций в туристскую сферу;
  • низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в некоторых регионах — отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
  • отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, которые позволяют окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
  • низкое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
  • недостаточное продвижение российского туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

Программа предполагает развитие туристского потенциала на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней с привлечением средств внебюджетных фондов (около 70% всех средств).

Вопросы местного значения, затрагивающие сферу туризма

Основной задачей органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
К вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относятся вопросы, так или иначе затрагивающие сферу туризма.
К вопросам местного значения городских поселений, так или иначе затрагивающим сферу локального туризма и обслуживания приезжающих на территорию муниципального образования туристов, относятся (ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7);
  • создание условий для реализации мер, направленных на сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения (п. 7.2);
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (п. 12);
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13);
  • создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении (п. 13.1);
  • обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п. 14);
  • создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (п. 15);
  • осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 26);
  • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 27);
  • создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28);
  • осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 31);
  • осуществление муниципального лесного контроля (п. 32).

На сельские поселения распространяются следующие вопросы местного значения городских поселений, связанные с туристской сферой (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
  • создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туриндустрии позволяет сделать вывод, что туристский потенциал страны используется не в полной мере.
Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними муниципальными нормативными актами за сельскими поселениями могут закрепляться и другие вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
Затрагивают сферу локального туризма и вопросы местного значения муниципального района(ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п. 6);
  • разработка и осуществление мер, направленных на поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района (п. 6.2);
  • организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 9);
  • создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района (п. 19.2);
  • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 22);
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п. 25);
  • обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района (п. 26);
  • осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (п. 28);
  • осуществление муниципального лесного контроля (п. 29).
Читайте в следующих номерах журнала "Практика муниципального управления"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×