Учет ГСМ в учреждениях госсектор. Как определить расход топлива

1225
О чем пойдет речь: расходы на горюче-смазочные материалы и их принятие в бухгалтерском учет – «больной» вопрос для бухгалтеров большинства учреждений. Разберем порядок учета ГСМ подробнее

Порядок отражения в учете

В составе ГСМ учитываются:

  • бензин (отдельно по сортам);
  • дизтопливо;
  • газ сжатый;
  • газ сжиженный (СУГ);
  • масло моторное;
  • масло трансмиссионное;
  • масло промывочное;
  • пластичные смазки.

Прочие эксплуатационные жидкости (тосол, антифриз, незамерзающая жидкость для стеклоомывателя, тормозная жидкость и т. д.) в составе ГСМ не учитываются.

Единицей измерения ГСМ являются кг (для пластичной смазки), кбм (для сжатого газа) и л (для прочих). В случае пересчета количества ГСМ, указанного в документах поставщика, с целью приведения к установленным единицам измерения к документу поставщика прикладывается внутренний Приходный ордер (ф. 0315003).

Наименование номенклатурных единиц масел в учете отражается с указанием:

типа масла (моторное, трансмиссионное, промывочное, пластичная смазка);

сорта масла (синтетическое, полусинтетическое, минеральное);

товарного наименования производителя согласно данным на заводской упаковке, например «Масло моторное синтетическое “Люксойл-супер” 5W-40».

Материально ответственные лица

Топливо для автотранспорта учитывается по материально ответственным лицам и по автотранспорту (т. к. за одним материально ответственным лицом может числиться несколько единиц транспорта, а остаток должен быть учтен по каждой единице транспорта). При этом остаток топлива по единице автотранспорта не должен превышать фактическую емкость бака и не может быть нулевым (например, ноль на период нахождения автотранспорта на капитальном ремонте или на консервации). Топливо, хранящееся вне баков автотранспорта (в канистрах, в бочках и т. д.), и прочие ГСМ учитываются по материально ответственным лицам.

Порядок списания топлива

Моторное топливо учитывается и списывается по усредненной цене по каждой единице транспорта. Для обеспечения раздельного учета ГСМ в наименование учетной единицы добавляется государственный номер автотранспорта (например,

«Бензин (т-555-го-26)»). Топливо, хранящееся вне баков автотранспорта, и прочие ГСМ учитываются по усредненной цене по учреждению в целом.

Моторное топливо для транспорта списывается на основании данных о фактическом расходе на основании путевых листов. Данные о фактическом расходе топлива определяются инструментально:

при наличии цифрового датчика расходования топлива (бортового компьютера) – по показаниям цифрового датчика, с точностью согласно технической документации (например, с точностью до 0,1 л);

при наличии стрелочного индикатора уровня топлива – по показаниям стрелочного индикатора с точностью половины деления шкалы стрелочного индикатора (например, при объеме бака 50 л, стрелочном индикаторе из 10 делений цена одного деления составляет 5 л, точность определения фактического расхода топлива составляет 2,5 л).

Применяемый способ определения фактического расхода топлива инструментальными средствами устанавливается для каждого автомобиля распоряжением руководителя.

Путевой лист

В путевом листе отражаются:

  • время простоя с включенным двигателем (прогрев зимой или кондиционирование летом);
  • отдельные рейсы с указанием времени начала и окончания движения, начального и конечного пунктов (промежуточных пунктов) и пробега. Отдельные рейсы указываются в случае остановки более 15 минут, иначе точки остановки указываются как промежуточные пункты большого маршрута;
  • промежуточные точки не указываются при расстоянии между ними менее 10 км;
  • в случае использования нескольких видов топлива (бензин + сжиженный углеводородный газ) указывается отдельно пробег (простой с включенным двигателем) на каждом виде топлива;
  • в случае использования нескольких территориальных норм (проезд по городу по одной норме, междугородние перевозки – по другой норме) указывается отдельно пробег по разным нормам;
  • для грузового транспорта, для которого применяется дополнительная норма за тонно/километры, для каждого рейса с грузом указывается вес перевозимого груза в тоннах с точностью до одного знака после запятой.

Контроль расходования ГСМ

Для контроля расхода топлива производится сверка фактического расхода, определенного инструментальным способом, и нормативного.

Нормативный расход топлива определяется в зависимости от фактического объема эксплуатации, подтвержденного документально:

  • пробега (км);
  • перевезенного груза (т) – для грузового транспорта;
  • моточасов (час) – при прогреве во время длительных стоянок, при эксплуатации спецоборудования (автовышки, компрессоры и т. д.).

Нормы списания ГСМ

Списание топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте учреждения осуществляется в соответствии с нормами, определенными методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р1 (далее – Распоряжение № АМ-23-р).

В случае отсутствия базовых норм расхода топлива на конкретный автомобиль, учреждение направляет запрос с представленными техническими характеристиками в ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» для определения соответствующих базовых норм расхода топлива. На основании разработанных норм расхода топлива определяются также поправочные коэффициенты, климатические и другие эксплуатационные факторы и далее утверждаются приказом учреждения.

Для автомобилей общего назначения установлена базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии.

Нормы расхода топлив устанавливаются для определенной модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах правил дорожного движения.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов (срок эксплуатации) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства учреждения). Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
  • от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье);
  • от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
  • свыше 3000 м – до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более 5 закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением:

  • свыше 3 млн человек – до 25%;
  • от 1 млн до 3 млн человек – до 20%;
  • от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15%;
  • от 100 тыс. до 250 тыс. человек – до 10%;
  • до 100 тыс. человек (в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения)) – до 5%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, – до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км – до 10%.

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7% от базовой нормы.

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за 1 час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем – до 10% от базовой нормы.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В случае превышения фактического расхода топлива над нормативным выясняется причина возникновения данного факта. При необходимости производится контрольный замер в присутствии комиссии, ответственной за списание материальных ценностей учреждения, и материально ответственного лица с последующим оформлением соответствующего акта. По результатам данного расследования приказом (распоряжением) руководителя либо устанавливаются фактические нормы расхода топлив, либо осуществляется взыскание стоимости излишне израсходованных топлив с материально ответственного лица. При этом специалисту, ответственному за работу с материально ответственными лицами, следует провести техническую учебу о сохранности и эффективности использования материальных запасов в процессе эксплуатации автомобиля.

Учет расхода топлив при эксплуатации оборудования с приводом от бензинового (дизельного) двигателя – генераторы, насосы, бензопилы, бензокосилки, бензотриммеры и т. п. – осуществляется одним из нижеуказанных вариантов:

ГСМ списываются по факту расходования;

ГСМ списываются по норме от фактических часов работы. При этом нормы определяются комиссионно по каждому виду оборудования на основании контрольного замера расхода топлив за 1 фактический час работы оборудования в присутствии материально ответственного лица. Списание ГСМ производится на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.

Расход ГСМ, а именно моторного, трансмиссионного, гидравлического масел, специальных масел и жидкостей, пластичных смазок подтверждается Справкой по фактическому расходу смазочных материалов. Она составляется ежемесячно на основании данных по расходу бензина. В случае замены моторного масла необходимо указать километраж на дату совершения этой операции, для чего предусмотрена соответствующая графа. Справка составляется бухгалтером, осуществляющим учет материальных запасов, и служит основанием для оформления Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов приведены в таблице приложения № 1 к Распоряжению № АМ-23-р.

Инвентаризация остатков жидкого моторного топлива в баках автомобилей производится путем доливки бака до полного на основании паспортных данных о заправочном объеме бака.

Инвентаризация остатков сжатого и сжиженного газа в баках автомобилей производится по данным соответствующих приборов автомобиля в пределах инструментальной точности.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×